Пастораль

Пастораль
Пастораль

       
ПАСТОРАЛЬ. — Термин «пастораль» (от латинского pastoralis — «пастушеский») употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле П. означает пастушескую поэзию всех времен и народов. В узком смысле под П. понимается определенная конкретно-историческая разновидность пастушеской поэзии (XVI—XVII вв.). Только в этом последнем значении мы и рассматриваем здесь П.
       П. XVI—XVII вв. при всем разнообразии родовой принадлежности отдельных произведений этого жанра (существует П. эпическая, лирическая и драматическая) обладает устойчивой тематикой и идеологической направленностью. Для нее специфично: изображение блаженной жизни пастухов и пастушек; противопоставление беспечной жизни пастухов шумной и суетной жизни горожан, знающих нужду, горе и всякие социальные бедствия; полное отсутствие отражения реальной деревенской жизни XVI—XVII в.; наделение героев П. психикой, манерами и яз. придворной знати.
       Все перечисленные идейно-тематические компоненты П. свидетельствуют об ее отмежевании от буржуазно-городской культуры, об отталкивании от становящегося капитализма. Она появляется и расцветает в Италии в эпоху нарастания капиталистических отношений, к-рое явилось следствием грандиозного хозяйственного кризиса первой трети XVI века, обусловленного «революцией мирового рынка» (Маркс). Аналогичные причины вызывают также расцвет П. в других странах. В Англии и во Франции той же эпохи, не переживавших экономического упадка и укрепления феодальных отношений, П. культивировалась в наиболее реакционных кругах феодального дворянства. В целом П. является жанром феодальной реакции, к-рый получает наиболее полное развитие в системе стиля Барокко (см.), реализуя его основные художественно-идеологические принципы.
       Но хотя П. и является по существу идеологическим орудием феодальной аристократии эпохи разложения Ренессанса, однако в ней можно найти немало отзвуков отрицаемой ею ренессансной культуры. Объясняется это двойственностью и противоречивостью сознания феодальной знати XVI—XVII вв., воспитанной уже в новых условиях растущего капитализма. Отсюда — присущий П. гедонизм, индивидуализм, культ земных связей, склонность к детальному психологич. анализу. Отсюда же — своеобразный «языческий» колорит П., переполненной мифологич. образами и античными реминисценциями.
       Все отмеченные гуманистические элементы подчиняются однако реакционной социально-политической установке П. Преодоление гуманистических традиций осуществляется в П. эпохи Барокко, когда барочная П. вырождается в чисто придворный и салонный жанр.
       Родиной П. является Италия, где она вырастает на основе длительной и богатой традиции гуманистической эклоги (см.). Создателем итальянской П. в собственном смысле был неаполитанец Саннадзаро (см.), автор знаменитого романа «Аркадия» (1504), канонизировавший итальянскую П. во всех ее идейно-тематических компонентах.
       Громадный успех «Аркадии» породил в Италии целую литературу эклог, писавшихся терцинами в форме диалога (Ариосто, Триссино, Аламанни и др.). Рядом с ними расцветает лирико-эпическая пасторальная поэма («Ninfa Tiberina» Мольцы), стансы Тансилло (1574) и идиллический сонет (Толомеи и др.). Но самое широкое распространение получила драматическая П., развившаяся из диалогизированной эклоги. Пасторальная драма принимает форму то трагедии («Жертва» — «Sacrificia» — Беккари (Beccari A., 1554)), то комедии («Аретуза» — «Aretusa» — Лоллио (Lollio А., 1563)), то пытается возродить античный жанр сатировой драмы («Эгле» — «Egle», 1545 — Джиральди (Giraldi G.)).
       Последняя и знаменитейшая ренессансная П. — «Аминта» (Aminta) Tacco (1573) — возвращается вспять, к традициям античной эклоги, порывая с тенденцией к усложнению сюжетной схемы П. Тассо сосредоточивает внимание на утонченном анализе чувств своих героев, воспроизводящих фигуры феррарских аристократов. Сентиментальный идеализм, изящная меланхолия, пронизывающая их речи, резко противополагаясь грубой чувственности буржуазного Ренессанса, уже свидетельствует о совершающемся изменении стилевой системы П. Однако классическая простота, прозрачная ясность слога и непревзойденная гармония стиха Tacco все же заставляют рассматривать его «Аминту» еще в системе ренессансного стиля.
       Второй шедевр итальянской драматической П. «Верный пастух» — «Pastor fido», 1590 — Гварини (Guarini) уже вводит нас в круг явлений, типичных для драмы Барокко. Простоте фабулы «Аминты» противостоит запутанная интрига «Верного пастуха», который является уже почти настоящей барочной трагикомедией, сочетающей приемы трагедии и комедии, развертывающей действие по двум параллельным сюжетным линиям, вносящей в словесную ткань элементы орнаментации, расточительной образности, гипертрофии эффектов. От «Верного пастуха» протягивается цепь к основному жанру раннего Барокко — пасторально-мифологической опере, создаваемой Ринуччини (Rinuccini («Дафна» — «La Dafne» — 1594, изд. в 1600)) и в начале XVII в. вытесняющей все прочие «серьезные» драматические жанры.
       За пределами Италии П. впервые утверждается в Испании, где находит питательную почву в придворно-аристократическом обществе этой застойно-феодальной монархии («Диана» — «Diana», 1558 — Монтемайора (Montemayor), см.).
       Меньшее распространение получает П. в экономически передовой, быстро капитализирующейся Англии («Аркадия» Сиднея, 1580). Наиболее устойчивы традиции П. в английских «масках» (см.).
       Во Франции пастораль культивируется также в кругах высшей феодальной аристократии, настроенной оппозиционно к крепнущему абсолютизму (роман Оноре д’Юрфе «Астрея» (D’Urfe H., L’Astree..., 1610—1625)). Громадное распространение получает во Франции пасторальная драма (в первой трети XVII века). Только классицизм кладет этому конец. Пасторальному же роману наносит смертельный удар буржуазный реалист Сорель (Sorel) в своем «Экстравагантном пастушке» (Le berger extravagant, 1627—1628), к-рый явился для П. тем же, чем «Дон-Кихот» был для рыцарского романа.
       Наибольшим распространением в XVII в. пользуется П. в экономически отсталой, политически раздробленной, феодализированной Германии. Под непосредственным влиянием пасторальных романов возникают среди немецкой знати сообщества типа «Академии истинных любовников» (1624) и «Пегницких пастухов» или «Цветного ордена» (1644). Большую дань пасторали отдал также Опиц.
       Расцвет П. во всех странах Европы завершается в XVII в. В XVIII в. находим только эпигонов этого жанра среди аристократических поэтов Рококо (см.), использующих пасторальную тематику для отмежевания от идей и установок буржуазно-просветительной литературы. Но поскольку пастушеские маски являлись в XVIII в. совершенно застывшими и условными, пользование ими не всегда означало солидаризацию с реакционно-аристократическими тенденциями П. (см. «Итальянская литература»). Совершенно условно также использование тематики П. молодым Гёте («Капризы влюбленного» — «Die Launen des Verliebten» — 1768). Однако по мере укрепления самосознания восходящей буржуазии отмирает постепенно даже такая чисто условная пасторальная тематика, противоречащая реалистическим тенденциям литературы XVIII века.
       В России пасторальная поэзия получила распространение в дворянской литературе XVIII века, гл. обр. у сентименталистов и их предшественников.
       Фальшивое идиллическое изображение деревни и счастливой жизни на лоне природы занимает весьма большое место в творчестве писателей этого лагеря, начиная с Сумарокова (Майков, Богданович, Карамзин и др.). Однако как самостоятельный жанр П. не выделяется. Примером русской П. (помимо идиллий и эклог, см.) может служить пастушеская повесть в трех песнях графа С. П. Салтыкова «Нина». Довольно широко была распространена в XVIII в. переводная П. (переводы Мерзлякова, Воейкова и др.). Приближалась к так наз. драматической П. и комическая опера XVIII в., зачастую обращавшаяся к пасторальным мотивам («Деревенский праздник» В. Майкова, «Анюта» Попова, «Мельник» Аблесимова и др.). Пасторальную поэзию в более широком смысле найдем и в произведениях первой четверти XIX века у писателей того же лагеря. По мере роста капиталистических отношений, диференциации дворянской литературы и перестройки консервативных дворянских писателей пастораль постепенно сходит на-нет.

Библиография:
Кирпичников А. И., Греческие романы в новой литературе, Харьков, 1876; Тикнор, История испанской литературы, перев. Н. И. Стороженко, т. II, М., 1886; Гаспари А., История итальянской литературы, перев. К. Д. Бальмонта, т. II, М., 1897; Корш В. и Кирпичников А., Всеобщая история литературы, т. III, СПБ, 1888; Эйхенгольц М., Предисловие к переводу «Аминты» Tacco, Москва, 1921; Овэтт А., Итальянская литература, перев. С. И. Соболевского, М., 1922; Bonafous N., etudes sur l’Astree, P., 1846; Windscheid K., Die englische Hirtendichtung von 1579 bis 1625, Hdlb., 1895; Marsan J., La pastorale dramatique en France, P., 1905; Olschki L., Guarinis «Pastor Fido» in Deutschland, Lpz., 1908; Carrara E., La poesia pastorale, Milano, 1909; Toffanin G., La fine dell umanesimo, Torino, 1920; Cysarz H., Deutsche Barockdichtung, Lpz., 1924.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

пастора́ль
(франц. pastorale, от лат. pastoralis – пастушеский), произведение европейской литературы 14–18 вв., в котором изображается идиллическая жизнь пастухов на лоне природы. Пастораль, восходящая в первую очередь к античной буколике, включает в себя идиллию, эклогу и пасторальный роман. Появление пасторали связано либо с мечтой автора о мирной и спокойной жизни («Пастораль о нимфе Герцинии» создана М. Опицом в разгар Тридцатилетней войны, в 1630 г.), либо с фрондёрскими взглядами писателя (в романе О. д’Юрфе «Астрея» (1607—27) действительности противопоставлен идеальный галантный мир). Пасторальные мотивы присутствуют в произведениях рококо. В рус. поэзии пасторали писали Феофан Прокопович, А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.

Пастораль
ПАСТОРАЛЬ, или как прежде называли, буколики — собственно пастушеская поэзия, зародившаяся в Сицилии, а затем, особенно по словоупотреблению нового времени, вообще деревенская сельская поэзия, изображающая картины также из мирной жизни земледельцев, рыбаков и проч. К П. относятся и деревенские идиллии (см. это слово).
Форма П. может быть как драматической, так и повествовательной, а также смешанной. Сюда входят и небольшие стихотворения (часто в диалогах) и поэмы, и сценические произведения, и романы. Древнейшие и лучшие образцы пасторальной поэзии дал греческий поэт Феокрит (Сиракузы, 3-й век до нашей эры). В его изображении простая жизнь дана без всяких прикрас, со всеми лишениями, как спутниками бедности и тяжелого труда. В том же роде писали греческие поэты II-го века до нашей эры Бион (которого переводили Батюшков и Фет) и Мосх (его стихотворение «Земля и море» переведено Пушкиным). У римлян славились «буколики» Виргилия (I-й век до нашей эры). Здесь уже проявляется стремление противопоставить городской жизни простую и близкую к природе жизнь. Кроме того, Виргилий ставил себе целью прославление Августа и потому поместил в своих «буколиках» много намеков на современную ему политическую жизнь. Поэтому при всей поэтической прелести у Виргилия нет той простоты и естественности, как у Феокрита.
Другое заглавие «буколик» у Виргилия — эклоги (как их и назвал Мерзляков в своем переводе «Эклоги Виргилия» 1807 г.). По буквальному значению слова, эклога — выбор, и первоначально у греков этим именем назывались изборники стихотворений. Попытки теоретиков литературы старого времени выделить признаки эклоги в отличие от других видов П. ни к чему не привели: эклоги и буколики, — термины устаревшие и неупотребительные в новой литературе.
В 1-м веке нашей эры софист и философ Дион Хризостом написал повесть из жизни охотников, в которой показывал, что деревенские бедняки лучше и счастливее богатых граждан. Под влиянием этой повести Лонг (в 4-м веке) написал знаменитый пастушеский роман «Дафнис и Хлоя», вызвавший многочисленные подражания; а имена его героев употреблялись в поэзии, как нарицательные, вплоть до новой литературы 19 века. Затем в эпоху раннего Возрождения появляется «Амето» Боккаччио (1340 г.) — полудрама, полуроман, в которой выведены пастух, охотники, античные божества (нимфы, дриады) и вместе с тем сказывается влияние Данте в том аллегорически-христианском элементе, с каким изображена идеальная любовь Амето. Особенно же сильное влияние на пасторальную литературу оказал роман Саннацаро «Аркадия» (1541 г.). Автор повествует от своего имени. Именно, под влиянием несчастной любви, он удалился в Аркадию, где поселился в прекрасной долине. Сюда сходились окрестные пастухи для игр и празднеств, описание которых и составляет содержание романа. Все здесь искусственно и не является изображением действительной пастушеской жизни. Однако, успех «Аркадии» был огромный; о нем свидетельствуют и более полусотни изданий ее в Италии, и переводы ее на многие европейские языки. В Италии под влиянием «Аркадии» были написаны пасторали в драматической форме: «Аминта» Торквато Тассо (1583 г. Есть русский перевод М. Столярова и М. Эйхенгольца 1921) и „Pastor Fido“ Гварини (1590). В Испании под влиянием «Аркадии» написан знаменитый пастушеский роман «Влюбленная Диана» Монгемайора (следы этого романа находят в пьесах Шекспира «Два веронца» и «Сон в летнюю ночь»). Оба эти произведения оказали влияние на поэму Сиднея (англ.) «Аркадия» (1580 г.), ставшую любимейшей книгой того времени. Авторами английских пастушеских романов являются еще Грин и Лодж. Шекспир знал пастушеский роман и заимствовал оттуда эпизод Глостера и его сыновей в «Короле Лире». Судьбу Памелы, героини романа Сиднея, воспроизвел Ричардсон (18 век) в своем знаменитом романе «Памела». Наконец, в первой четверти 17 века появился лучший из пастушеских французских романов — «Астрея» Оноро д'Юрфе, написанный, главным образом, под влиянием испанского романа «Диана». Успех этого романа не имел себе подобного, а имя главного героя Селадона сделалось нарицательным. В 17 веке пастушеский роман во Франции уступает место героическому, а затем психологическому и бытовому, а пасторали пишутся более в форме сценических представлений. В 18-м веке большой славой пользовались П. швейцарско-немецкого поэта Гесснера, а во Франции к П. принадлежат некоторые стихотворения Андре Шенье, сумевшего воссоздать дух древних П. У немцев наиболее замечательны пасторальные стихотворения Гебеля.
В русской литературе 18 века П. писали Костров, Богданович, Сумароков и другие, дававшие им название «эклоги». В 19 веке произведения этого рода давали Княжнин, а позднее Вл. Панаев (на которого Пушкин написал эпиграмму «Русскому Гесснеру»). Далее уже обладающая значительными художественными достоинствами П. «Рыбаки» Гнедича. К П. относятся превосходные и до нашего времени популярные переводы Жуковского из Гебеля: Овсяный кисель, Летний вечер, Утренняя звезда и др. П. еще у Дельвига, позднее у Майкова («Рыбная ловля», «Сенокос» и др.). У Кольцова элемент П. становится моментом народной песни.
Славились в свое время пасторальные сочинения французской писательницы Дезульер, переведенные Мерзляковым: «Эклоги г-жи Дезульер».
Особое место занимает поэзия земледельческого труда. Образец ее дал Виргилий в лучшем своем произведении «Георгики» (см.).

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Пастораль" в других словарях:

  • пастораль — и, ж. pastorale f., нем. Pastoral <лат. pastoralis пастушеский. Произведение искусства или его часть, идиллически изображающие сцены сельской или пастушеской жизни. БАС 1. После сего <обеда> играли на большом театре в замке Италианскую… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПАСТОРАЛЬ — (фр. pastorale, от лат. pastoralis пастушеский.). Музыкальное сочинение, изображающее прелести природы или пастушеской жизни, характера идиллического. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАСТОРАЛЬ 1)… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Пастораль — (Velikiy Les,Украина) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Лесная 7д, Velikiy Le …   Каталог отелей

  • Пастораль — I. Пастораль или пастушеская поэзия так наз. особый видпоэзии, где в качестве героев выступают пастухи и пастушки. Древнейшимобразчиком П. считаются идиллии греческого поэта Феокрита, жившего в IIIв. до Р. Хр. Пасторальная тенденция, т. е,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ПАСТОРАЛЬ — «ПАСТОРАЛЬ», СССР, Грузия фильм, 1976, ч/б, 100 мин. Художественный киноочерк. Сюжет фильма чрезвычайно прост: приезд музыкантов из города в деревню, отдых, репетиции, знакомство с местными жителями и отъезд единственные опорные столбы… …   Энциклопедия кино

  • пастораль — идиллия Словарь русских синонимов. пастораль сущ., кол во синонимов: 1 • идиллия (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ПАСТОРАЛЬ — (французское pastorale, от латинского pastoralis пастушеский), 1) условное обозначение литературных жанров 14 18 вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанных с идиллическим мировосприятием (смотри также Буколика, Идиллия). 2) Опера, балет,… …   Современная энциклопедия

  • ПАСТОРАЛЬ — (франц. pastorale от лат. pastoralis пастушеский), 1) жанровая разновидность новоевропейской литературы 14 18 вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идиллическим мировосприятием (см. также Буколика, Идиллия).2) Опера, пантомима или… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПАСТОРАЛЬ — ПАСТОРАЛЬ, пасторали, жен. (от лат. pastoralis пастушеский). 1. Произведение (преим. драматическое), идиллически изображающее простую пастушескую жизнь (ист. лит.). 2. Музыкальное произведение идиллического характера с преобладанием сельских… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПАСТОРАЛЬ — ПАСТОРАЛЬ, и, жен. В европейском искусстве 1418 вв.: литературное или музыкальное произведение, идиллически изображающее жизнь пастухов и пастушек на лоне природы. | прил. пасторальный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова …   Толковый словарь Ожегова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»