Гердер это:

Гердер
Гердер

       
ГЕРДЕР Иоган Готфрид (Johann Gottfried Herder, 1744—1803) — выдающийся немецкий историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «все рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт второй половины XVIII в. Р. в семье ремесленника, окончил богословский факультет Кенигсбергского университета. В 1764 приехал в Ригу, где занял место преподавателя в соборной школе, позже — пасторского адъюнкта. В Риге начинается лит-ая деятельность Г. В 1776, благодаря стараниям Гёте, Г. переселяется в Веймар, где получает должность придворного проповедника. В 1788 совершает путешествие по Италии.
       Сочинения Г.: «Фрагменты по немецкой лит-ре» (Fragmente zur deutschen Literatur, Riga, 1766—1768), «Критические рощи» (Kritische Walder, 1769) — сыграли большую роль в развитии немецкой литературы периода «бури и натиска» (см. Sturm und Drang). Здесь мы встречаемся с новой, восторженной оценкой Шекспира, с мыслью (ставшей центральным положением всей буржуазной теории культуры Г.), что каждый народ, каждый прогрессивный период мировой истории имеет и должен иметь лит-ру, проникнутую национальным духом. Г. обосновывает положение о зависимости лит-ры от естественной и социальной среды: климата, языка, нравов, образа мыслей народа, выразителем настроений и взглядов к-рого является писатель, совершенно определенных специфических условий данного исторического периода. «Могли ли бы Гомер, Эсхил, Софокл написать свои произведения на нашем языке и при наших нравах? — задает вопрос Гердер и отвечает: — Никогда!»
       Развитию этих мыслей посвящены произведения: «О возникновении языка» (Berlin, 1772), статьи: «Об Оссиане и песнях древних народов» (Briefwechsel uber Ossian und die Lieder alter Volker, 1773) и «О Шекспире», напечатанные в «Von deutscher Art und Kunst» (Hamb., 1770). Сочинение «Тоже философия истории» (Riga, 1774) посвящено критике рационалистической философии истории просветителей. К эпохе Веймара относятся его «Пластика» (1778), «О влиянии поэзии на нравы народов в старые и новые времена» (1778), «О духе древнееврейской поэзии» (Dessau, 1782—1783). С 1785 начал выходить монументальный труд Г. «Мысли по философии истории человечества» (Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit, Riga, 1784—1791). Это первый опыт всеобщей истории культуры, где получают свое наиболее полное выражение мысли Г. о культурном развитии человечества, о религии, поэзии, искусстве, науке. Восток, античность, средние века, Возрождение, новое время — изображены Г. с поражавшей современников эрудицией. Одновременно Г. издал сборник статей и переводов «Рассеянные листки» (1785—1797) и философский этюд «Бог» (1787). Последними его большими трудами (если не считать богословских его произведений) являются «Письма для споспешествования гуманности» (Briefe zur Beforderung der Humanitat, Riga, 1793—1797) и «Адрастея» (1801—1803), заостренная главным образом против классицизма Гёте и Шиллера.
       Весьма значительна поэтическая и особенно переводческая деятельность Г. Он знакомит читающую Германию с рядом интереснейших, бывших до того неизвестными или малоизвестными, памятников мировой лит-ры. С огромным художественным вкусом сделана его знаменитая антология «Народные песни» (Volkslieder, 1778—1779), известная под заглавием «Голоса народов в песнях» (Stimmen der Volker in Liedern), открывшая путь новейшим собирателям и исследователям народной поэзии, т. к. только со времен Г. понятие о народной песне получило ясное определение и сделалось подлинным историческим понятием; в мир восточной и греческой поэзии вводит он своей антологией «Из восточных стихотворений» (Blumenlese aus morgenlandischer Dichtung), переводом «Сакунталы» (1791) и «Греческой антологией» (Griechische Anthologie). Свою переводческую деятельность Г. завершил обработкой романсов о Сиде (1801), сделав достоянием немецкой культуры ярчайший памятник староиспанской поэзии.
       Из числа оригинальных произведений Г. лучшими можно считать «Легенды» и «Парамифии»; менее удачны его драмы: «Дом Адмета», «Освобожденный Прометей», «Ариадна-Либера», «Эон и Эония», «Филоктет», «Брут».
       Г. — один из значительнейших деятелей эпохи «Sturm und Drang’а» (см.). Он борется с теорией лит-ры и философией эпохи Просвещения. Просветители верили в человека культуры. Они утверждали, что только такой человек должен быть субъектом и объектом поэзии, считали достойными внимания и сочувствия в мировой истории только периоды высокой культуры, были убеждены в существовании абсолютных образцов искусства, созданных художниками, в максимальной степени развившими свои способности (такими совершенными творцами были для просветителей античные художники). Просветители считали задачей современного им художника приближение через подражание к этим совершенным образцам. В противоположность всем этим утверждениям Г. полагал, что носителем подлинного искусства является как-раз не культивированный, но «естественный», близкий к природе человек, человек больших, не сдерживаемых рассудком страстей, пламенного и прирожденного, а не культивированного гения, и именно такой человек должен быть объектом художественного изображения. Вместе с другими иррационалистами 70-х гг. Г. необычайно восторженно относился к народной поэзии, Гомеру, Библии, Оссиану и, наконец, Шекспиру. По ним рекомендовал он изучать подлинную поэзию, ибо здесь, как нигде, изображен и истолкован «естественный» человек. По Г., человечество в своем развитии подобно отдельному индивиду: оно переживает периоды молодости и дряхлости, — с гибелью античного мира оно узнало свою первую старость, с веком Просвещения стрелка истории вновь совершила свой круг. То, что просветители принимают за подлинные произведения искусства, не что иное, как лишенные поэтической жизни подделки под художественные формы, возникшие в свое время на почве национального самосознания и ставшие неповторимыми с гибелью породившей их среды. Подражая образцам, поэты теряют возможность проявить единственно важное: свою индивидуальную самобытность, а т. к. Г. всегда рассматривает человека как частицу социального целого (нации), то и свою национальную самобытность. Поэтому Г. призывает современных ему немецких писателей начать новый омоложенный круг культурного развития Европы, творить, подчиняясь вольному вдохновению, под знаком национальной самобытности. Для этой цели Г. рекомендует им обратиться к более ранним (молодым) периодам отечественной истории, ибо там они могут приобщиться к духу своей нации в его наиболее мощном и чистом выражении и почерпнуть силы, необходимые для обновления искусства и жизни. Однако с теорией циклического развития мировой культуры Г. совмещает теорию прогрессивного развития, сходясь в этом с просветителями, полагавшими, что «золотой век» следует искать не в прошлом, но в будущем. И это не единичный случай соприкосновения Г. с воззрениями представителей эпохи Просвещения. Опираясь на Гаманна, Г. в то же время солидаризуется по ряду вопросов с Лессингом. Таким образом Гердер может рассматриваться как мыслитель, стоящий на периферии Sturm und Drang’а. Все же в среде штюрмеров Гердер пользовался большой популярностью; последние дополнили теорию Гердера своей художественной практикой. Не без его содействия в немецкой буржуазной литературе возникли произведения с национальными сюжетами («Гёц фон Берлихинген» — Гёте, «Отто» — Клингера и другие), произведения, проникнутые духом индивидуализма, развился культ прирожденной гениальности.

Библиография:

I. Из сочинений Г. на русский яз. переведены Гербель Н., Немецкие поэты в биографиях и образцах, СПБ., 1877; Мысли, относящиеся к философич. истории человечества, по разумению и начертанию Гердера (кн. 1—5), СПБ., 1829; Сид, пред. и примеч. В. Зоргенфрея, ред. Н. Гумилева, изд. «Всемирная литература», П., 1922; Сб. «Von und an Herder», 1861—1862, 3 тт.; Samtliche Werke, 33 Bde, hrsg. von Bernhard Suphan, 1877—1909.
       

II. Гайм Р., Гердер, его жизнь и сочинения, 2 тт., М., 1888; Пыпин А., Гердер, «Вестн. Европы», 1890, III—IV; Меринг Ф., Гердер. На философские и литературные темы, Минск, 1923; См. также в общих трудах по истории лит-ры у Геттнера и у Шерера В.; Haym R., Herder nach seinem Leben und seinen Werken dargestellt, 2 Bde, Berlin, 1880—1885; Kuhnemann E., Herders Leben, Munchen, 1894, 3-е изд., 1927; Bloch D., Herder als Aesthetiker, 1896; Burkner R., Herder, sein Leben und Wirken, 1904; Siegel C., Herder als Philosoph, 1907; Jacoby G., Herders und Kants Aesthetik, 1906; Koschmieder A., Herders theoretische Sendung zum Drama, 1913; Treutler A., Herders dramatische Dichtungen, 1915; Bossart A., Herder, sa vie et son Ouvre, 1916; Sturm W., Herders Sprachphilosophie in ihrem Entwicklungsgang und ihrer historischen Stellung, 1917; Schmidt G., Herder und A. W. Schlegel, 1917; Kirsch, Herder und der Stil des Volkslieder, 1921; Weber G., Herder und das Drama, 1922; Harlem, von, Herders Lehre vom Volksgeist, 1922; Heinborn W., Natur und Mensch bei Herder, 1922; Unger R., Herder, Novalis und Kleist, Frankfurt a /M., 1922; May K., Lessings und Herders Kunsttheoretische Gedanken, 1923; Kerber К. Т., Der Ideenwechsel in Herders Schriften uber Poesie und Sprache von 1766—1778, 1924; Markwardt B., Herders «Kritische Walder», 1925; Castle E., Herder als Wiedererwecker des deutschen Volksliedes, 1926.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Смотреть что такое "Гердер" в других словарях:

  • Гердер — Гердер, Иоганн Готфрид Иоганн Готфрид Гердер Johann Gottfried Herder Дата рождения: 25 августа 1744(17440825 …   Википедия

  • ГЕРДЕР — (Herder) Иоганн Готфрид (1744 1803) нем. философ. Принадлежит к числу ведущих деятелей позднего Просвещения. Создатель одной из первых версий естественного исторического развития природы и человеческой культуры. Учился в Кёнигсбергском ун те… …   Философская энциклопедия

  • ГЕРДЕР — (Herder) Иоганн Готфрид (1744 1803), немецкий философ, критик, эстетик. В 1764 69 пастор в Риге, с 1776 в Веймаре, вдохновитель движения Буря и натиск , друг И.В. Гете. В многочисленных трудах синтезировал естественно научные и философские… …   Современная энциклопедия

  • Гердер — Гердер, Иоганн Готфрид (1744 1803) известный немецкий историк и философ. Его наиболее крупным и важным произведением являются Идеи по философии истории человечества …   1000 биографий

  • ГЕРДЕР — (Herder) Иоганн Готфрид (1744 1803) немецкий философ просветитель. Основные сочинения: ‘Исследование о происхождении языка’ (1772), ‘Еще один опыт философии истории для воспитания человечества’ (1774), ‘Идеи к философии истории человечества’… …   История Философии: Энциклопедия

  • ГЕРДЕР — (Herder) Иоганн Готфрид (1744 1803) немецкий философ просветитель. Основные сочинения: «Исследование о происхождении языка» (1772), «Еще один опыт философии истории для воспитания человечества» (1774), «Идеи к философии истории человечества»… …   Новейший философский словарь

  • Гердер — (Herder)         Иоганн Готфрид (25.8.1744, Морунген, Восточная Пруссия, 18.12.1803, Веймар), немецкий философ, писатель просветитель. По окончании теологического факультета Кёнигсбергского университета в 1764 1769 был пастором в Риге. В 1770 71… …   Большая советская энциклопедия

  • Гердер — Иоганн Готфрид (Herder) замечательный немецкий ученый публицист, поэт и философ моралист, род. в 1744 г. в Морунгене в восточной Пруссии. Отец его был звонарь и вместе с тем школьный учитель. В молодости Г. испытал все лишения бедности. Уже… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ГЕРДЕР — (Herder), Иоганн Готфрид (25.VIII.1744 18.XII.1803) нем. философ, один из идеологов Просвещения. Начинал свою деятельность в Риге, где в 1764 1769 был преподавателем церк. школы. В 1771 75 придворный проповедник в Бюккебурге, затем и до конца… …   Советская историческая энциклопедия

  • ГЕРДЕР — [нем. Herder] Иоганн Готфрид (25.08.1744, Морунген, Вост. Пруссия (совр. Моронг, Польша) 18.12.1803, Веймар), нем. писатель, философ и богослов. Жизнь Род. в благочестивой протестант. семье. Мать происходила из семьи сапожника, отец был церковным …   Православная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Гердер» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»