ГЕРДЕР это:

ГЕРДЕР

ГЕРДЕР
(Herder) Иоганн Готфрид (1744—1803) — немецкий философ-просветитель. Основные сочинения: ‘Исследование о происхождении языка’ (1772), ‘Еще один опыт философии истории для воспитания человечества’ (1774), ‘Идеи к философии истории человечества’ (1784—1791), ‘Письма для поощрения гуманности’ (1793—1797) и др. На формирование философских взглядов Г. большое влияние оказал Кант, у которого Г. учился, будучи студентом теологического факультета Кенигсбергского университета, а также немецкий философ-иррационалист И.Г.Гаман. Воздействие двух таких противоположных по духу наставников навсегда запечатлелось в противоречивости гердеровской натуры, сочетавшей в себе качества ученого-вольнодумца, одного из духовных вождей движения ‘Бури и натиска’, с одной стороны, и правоверного протестантского пастора, — с другой. Деятельность f. знаменует собой новый этап просветительства в Германии, характеризующийся пробуждением первых ростков недоверия к рационалистическим принципам раннего Просвещения, повышенным интересом к проблемам личности и внутреннему миру ее чувств. Основные идеи этой новой философско-просветительской программы были изложены Г. в ‘Дневнике моего путешествия’ в 1769. После ряда лет скитаний — Рига, Париж, Гамбург, Страсбург — Г. навсегда поселяется в Веймаре, где в 1776, не без участия Гете, он получает высокую должность генерала-суперинтенданта. Здесь же у него пробуждается интерес к естественным наукам; вместе с Гете он много занимается биологией, увлекается философией Спинозы. В работах этих лет Г. удается синтезировать и обобщить ряд передовых идей современного ему естествознания, что особенно отчетливо проявило себя в сформулированной им идее органического развития мира, прослеживаемого на разных уровнях единого мирового организма, начиная от неживой и живой природы и заканчивая человеческой историей. Главные исследовательские интересы мыслителя были сосредоточены в сфере социальной философии: проблемы истории общества, морали, эстетики и т.д. Г. создает главный труд своей жизни — ‘Идеи к философии истории человечества’, в котором основной акцент сделан на преодоление теологической картины истории, безраздельно царившей в социальной мысли Германии до конца 18 в. Г. осуществил значительный вклад в развитие идей социального историзма; он четко, как никто до него, сформулировал идею общественного прогресса, показав на конкретном материале всемирной истории закономерный характер общественного развития. Руководствуясь принципом, согласно которому обширность рассматриваемого периода наиболее явственно демонстрирует признаки все большего совершенствования материи, Г. начинает изложение своей истории с возникновения солнечной системы и постепенного формирования Земли. В этом смысле история общества предстала как бы непосредственно примыкающей к развитию природы, а ее законы как носящие столь же естественный характер, как и законы последней. Несмотря на свою принадлежность к высшим чинам тогдашней церковной иерархии, Г. смело выступил против телеологизма и провиденциализма в вопросе о движущих силах развития общества, выделив в качестве таковых целую совокупность естественных факторов. Особенно плодотворными оказались его идеи о закономерном поступательном развитии человеческого общества, которые долгое время оставались непревзойденным образцом общесоциологической и историко-культурной мысли, оказав влияние на ряд последующих философов, в том числе и Гегеля, который хотя и сделал крупный шаг вперед в понимании хода всемирной истории, опустил, тем не менее, ряд продуктивных идей Гердера (имеется в виду вынесение Гегелем за пределы истории эпохи первобытного общества, а также его подчеркнутый европоцентризм). Своеобразным продолжением и логическим развитием ‘Идей к философии истории человечества’ явились ‘Письма для поощрения гуманности’, в которых Г. изложил по существу всю историю гуманизма от Конфуция и Марка Аврелия до Лессинга. Здесь же, в одной из глав работы, Г. независимо от Канта развивает свое учение о вечном мире, в котором, в отличие от своего великого старшего современника, акцентирует не политически-правовой, а нравственный аспект, связанный с идеей воспитания людей в духе идей гуманизма. Г. навсегда остался в истории философии и благодаря той острой полемике, которую он в последние годы своей жизни вел с Кантом и его философией, посвятив ей такие работы, как ‘Метакритика критики чистого разума’ (1799) и ‘Каллигону’ (1800). Несмотря на ряд действительно справедливых упреков и замечаний (особенно в адрес кантовского априоризма), за отрыв явления от ‘вещи в себе’ и отсутствие историзма в подходе к познанию и мышлению, Г. не сумел удержаться в границах академического спора, чем на всю жизнь скомпрометировал себя в среде профессиональных философов, большинство которых выбрало сторону Канта. Идеи Г. о становлении и развитии мира как органического целого, а также его социально-исторические взгляды оказали большое влияние на все последующее развитие немецкой философии, но особенно теплый прием они нашли у русских просветителей и писателей — Державина, Карамзина, Жуковского, Гоголя и др.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Смотреть что такое "ГЕРДЕР" в других словарях:

  • Гердер — Гердер, Иоганн Готфрид Иоганн Готфрид Гердер Johann Gottfried Herder Дата рождения: 25 августа 1744(17440825 …   Википедия

  • ГЕРДЕР — (Herder) Иоганн Готфрид (1744 1803) нем. философ. Принадлежит к числу ведущих деятелей позднего Просвещения. Создатель одной из первых версий естественного исторического развития природы и человеческой культуры. Учился в Кёнигсбергском ун те… …   Философская энциклопедия

  • Гердер — Иоган Готфрид (Johann Gottfried Herder, 1744 1803) выдающийся немецкий историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «все рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт второй половины… …   Литературная энциклопедия

  • ГЕРДЕР — (Herder) Иоганн Готфрид (1744 1803), немецкий философ, критик, эстетик. В 1764 69 пастор в Риге, с 1776 в Веймаре, вдохновитель движения Буря и натиск , друг И.В. Гете. В многочисленных трудах синтезировал естественно научные и философские… …   Современная энциклопедия

  • Гердер — Гердер, Иоганн Готфрид (1744 1803) известный немецкий историк и философ. Его наиболее крупным и важным произведением являются Идеи по философии истории человечества …   1000 биографий

  • ГЕРДЕР — (Herder) Иоганн Готфрид (1744 1803) немецкий философ просветитель. Основные сочинения: «Исследование о происхождении языка» (1772), «Еще один опыт философии истории для воспитания человечества» (1774), «Идеи к философии истории человечества»… …   Новейший философский словарь

  • Гердер — (Herder)         Иоганн Готфрид (25.8.1744, Морунген, Восточная Пруссия, 18.12.1803, Веймар), немецкий философ, писатель просветитель. По окончании теологического факультета Кёнигсбергского университета в 1764 1769 был пастором в Риге. В 1770 71… …   Большая советская энциклопедия

  • Гердер — Иоганн Готфрид (Herder) замечательный немецкий ученый публицист, поэт и философ моралист, род. в 1744 г. в Морунгене в восточной Пруссии. Отец его был звонарь и вместе с тем школьный учитель. В молодости Г. испытал все лишения бедности. Уже… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ГЕРДЕР — (Herder), Иоганн Готфрид (25.VIII.1744 18.XII.1803) нем. философ, один из идеологов Просвещения. Начинал свою деятельность в Риге, где в 1764 1769 был преподавателем церк. школы. В 1771 75 придворный проповедник в Бюккебурге, затем и до конца… …   Советская историческая энциклопедия

  • ГЕРДЕР — [нем. Herder] Иоганн Готфрид (25.08.1744, Морунген, Вост. Пруссия (совр. Моронг, Польша) 18.12.1803, Веймар), нем. писатель, философ и богослов. Жизнь Род. в благочестивой протестант. семье. Мать происходила из семьи сапожника, отец был церковным …   Православная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «ГЕРДЕР» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»