Губайдулина

Губайдулина
Губайдулина
София Асгатовна (р. 1931) Один из наиболее значительных современных композиторов, автор десятков крупных симфонических, вокально-хоровых и камерных сочинений. Философские представления Г. о творчестве и свободе личности близки позиции Н.Бердяева, утверждавшего, что «творчество продолжает дело творения». «Свобода, — считает Г., — это возможность сполна реализовать свою сущность, прислушаться к себе, к тому, что личности дано в ситуации истории. Как скрипачу, пианисту, чтобы иметь хороший звук, надо иметь свободные руки, так композитору или писателю надо иметь совершенно свободную душу». XX в. как исторический этап Г. воспринимает в духе философии экзистенциализма (по ее словам, «и праведники не спасутся»), когда правда времени выявляется в виде вопросов и сомнений, но никак не утверждений. «Есть большое отличие нашего времени от предыдущих веков. Возьмем античное апол-лоническое искусство. Оно создало скульптуры богов, веря, что такой бог заключает в себе истину. Иное представляет собой сознание фаустианского (гётевского) типа и времени. Оно видит скульптуру, но не считает ее истиной, в нем живет тоска по иному образу. Наш XX век мне представляется переходным, скорее веком сеятелей, после которого придут пожинатели. Мы не уверены, что сможем дойти до конечной истины. Поэтому у нас — другое сознание и другой материал». Истиной XX в. Г. считает и органичный синтез культур Запада и Востока — в философии и художественном языке. Происходящая из русско-татарской семьи, она изначально чувствовала в себе призвание к этому синтезу. В плане философских идей — это синтез дуализма Запада и монизма Востока. В частности, таким путем Г. решила мировоззренческую проблему финала а ряде своих сочинений: в кантате «Ночь в Мемфисе», в «Часе души» для солирующих ударника и певицы с оркестром после типично западного столкновения антитез наступает как бы даосское растворение всех контрастов. В плане художественного языка — это синтез западной музыкальной темперации и точечного звука с восточной не-темперированностью и зонным звуком, соединение западных музыкальных жанров и инструментов с восточными, элементов западного авангарда с восточными традициями. Например, в пьесе «Юбиляция» для ударных инструментов название относится к католической литургии, а исполнительский состав обогащается традиционными китайскими барабанами (гангу, тагу, яогу, баньгу.) С тяготением к древности и первозданности связана еще одна установка композитора — избегать затвердевших культурных наслоений, искать некие пра-состояния духа. «Стиль заставляет себя же повторять, это накладывает на человека некие оковы... Я предпочитаю состояние «прахудожника», докулътурного состояния художника». Отсюда — культивируемая практика импровизации на незнакомых восточных и народных инструментах (группа «Астрея», совместно с Вяч. Артемовым и В.Суслиным). Стремление снять все слои культурной традиции повело и к нетрадиционной трактовке таких основополагающих академических музыкальных жанров, как симфония, квартет. Так, в симфонии «Слышу... Умолкло...» — не 4, а 12 частей, неклассичны контрасты, исходящие из параллельной драматургии, уникально центральное соло — не какого-либо инструмента, а дирижера, делающего беззвучные взмахи рук. В отношении музыкального языка как новейшую тенденцию второй половины XX в. Г. рассматривает сонорику, с ее самостоятельностью музыкальной краски, которая требует неклассической логики в функционировании музыкальных средств. В художественном языке самой Г. сложился новый, самостоятельный параметр — «параметр экспрессии» и «диссонансов» нового вида, опирающихся на контрасты в артикуляции музыкального звука (легато — стаккато, также игра смычком — игра пиццикато), фактуре (непрерывность — прерывистость) и т. д. Например, ее 3-й квартет состоит из двух разделов, где первый исполняется пиццикато («диссонанс экспрессии»), а второй — смычками легато («консонанс экспрессии»). Фундаментальную основу композиции у Г. составляет ритмическая организация, в которой она компонует не только звучание, но и паузи-рование, молчание, о чем говорят даже названия произведений: симфония «Слышу... Умолкло...», «Anasihoketus» (или «Как бы гокет»; гокет — жанр с прерывистым звучанием голосов). Для организации своей ритмики Г. весьма часто использует ряд Фибоначчи (1,1,2,3,5,8,13,21,34 и т. д.), основывая на его пропорциях и краткие музыкальные мотивы, и крупные музыкальные формы. Одна из излюбленных мыслей Г. — об общности целей у религии и музыки. «Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как re-ligio, восстановление связи, восстановление legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность — это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки».
Ст.: Избранные интервью С.Губайдулиной: «Более всего я ценю одиночество» (М.Скалкина) // Музыка в СССР. 1991 № 3; «Дано» и «задано» (О.Бугрова) // Музыкальная академия. 1994 № 3;
И это — счастье (Ю.Макеева) // Советская музыка. 1988 № 6; Об учителях, коллегах и о самой себе (В.Юзефович) // Музыкальная академия. 1994 № 3;
Час души Софии Губайдулиной (А.Устинов) // Музыкальное обозрение. 1994 №3.
Лит.: Холопова В. София Губайдулина. Путеводитель. М., 1992;
Холопова В., Рестаньо Э. София Губайдулина. М., 1996. Restagno E. Cholopоva V. Gubajdulina. Torino, 1991.
В.Холопова

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. . 2003.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Губайдулина" в других словарях:

  • Губайдулина — Губайдулина, София Асгатовна София Губайдулина Основная информация Полное имя София Асгатовн …   Википедия

  • ГУБАЙДУЛИНА — София Асгатовна (родилась в 1931), российский композитор. В творчестве, синтезирующем музыкальные традиции Запада и Востока , использует современные средства выразительности, в том числе тембровой (нетрадиционные инструментальные составы).… …   Современная энциклопедия

  • ГУБАЙДУЛИНА — София Асгатовна (род. 1931), композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1990). Ученица Н. И. Пейко и В. Я. Шебалина. В творчестве использует современные средства выразительности (в т.ч. тембровой), нетрадиционные инструментальные составы.… …   Русская история

  • Губайдулина С. — София Губайдулина, Сортавала, 1981 София Асгатовна Губайдулина (р. 24 октября 1931 г., Чистополь, Татарская АССР)  российский композитор, с 1991 живёт в Германии. Содержание 1 Биография 2 …   Википедия

  • Губайдулина С. А. — София Губайдулина, Сортавала, 1981 София Асгатовна Губайдулина (р. 24 октября 1931 г., Чистополь, Татарская АССР)  российский композитор, с 1991 живёт в Германии. Содержание 1 Биография 2 …   Википедия

  • ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна — (р. 1931) российский композитор, заслуженный деятель искусств России (1990). В творчестве использует современные средства выразительности, в т. ч. нетрадиционный состав инструментов. Кантаты Ночь в Мемфисе (1968), Посвящение Марине Цветаевой… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна — (р. 24 октября 1931), российский композитор; заслуженный деятель искусств РФ (1990); лауреат Государственной премии РФ (1992); лауреат Императорской премии Японии (1998, присуждается Японской ассоциацией искусств). Автор концептуальных кантат… …   Энциклопедия кино

  • Губайдулина, София Асгатовна — ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна (родилась в 1931), российский композитор. В творчестве, синтезирующем музыкальные традиции “Запада” и “Востока”, использует современные средства выразительности, в том числе тембровой (нетрадиционные инструментальные… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Губайдулина, София Асгатовна — София Губайдулина …   Википедия

  • Губайдулина, София — София Губайдулина, Сортавала, 1981 София Асгатовна Губайдулина (р. 24 октября 1931 г., Чистополь, Татарская АССР)  российский композитор, с 1991 живёт в Германии. Содержание 1 Биография 2 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»