Гринуэй это:

Гринуэй
Гринуэй
(Greenaway) Питер (р. 1942) Один из ведущих современных британских кинорежиссеров. Получил художественное образование. С 1965 г. в течение одиннадцати лет работал монтажером. В этот период он начинает снимать короткометражные формалистичные по стилю фильмы, отмеченные влиянием структурной лингвистики и этнографии. Уже в этих ранних работах проявляется его страсть к каталогизированию и составлению списков (так, фильм «Окна» (1975) ведет учет всем жителям небольшого городка, которые погибли, выбросившись из окна). Внимание международной критики и публики привлекли его живые, более продолжительные ленты 1978 г. («Vertical Features Remake» и «A Walk through H»), однако несмотря на то, что первый полнометражный фильм был снят им в 1980 г. («Падения»; в нем рассказывается о жизни девяносто двух жертв «Жестокого необъяснимого события»), настоящий успех пришел к Г. двумя годами позже — после того, как на экранах появился ныне знаменитый «Контракт рисовальщика» (1982). В нем обнаружилось еще одно пристрастие Г. — выраженный интерес к барочным построениям. Этот интерес проявился, в частности, на уровне сюжета, когда каждый из элементов сексуальной интриги, затеянной в конце XVII в. в старом английском поместье, зеркально повторяется и воспроизводится по нескольку раз. Однако если и не все формально устанавливаемые повествовательные симметрии были заметны обычному зрителю, то барочный принцип соединения искусств, или то, что сам Г., заимствуя современный термин, определяет как «интерме-дийность», предстал со всей новоявленной очевидностью. Ибо уже не могло быть никаких сомнений в том, что кинематограф Г. самым решительным образом полагается на живописное. Что касается рисунка, то он в данном случае не просто выполняет роль фиксатора реальности (именно по рисункам приглашенного в поместье художника восстанавливается детективная история скрываемого убийства), но служит также и той невидимой калькой, из которой зарождается кинематограф. (Не случайны наблюдения критиков о том, что сценарий — особенно гринуэйевский — может возникнуть из одного рисунка.) Такое подчеркнутое внимание к проективной стороне кинематографа роднит британского режиссера в первую очередь с Сергеем Эйзенштейном. Три последующих фильма Г. «Зед и два нуля» (1985), «Живот архитектора» (1987) и «Подсчет утопленников» (1987) если и не получили у публики столь явного признания (их часто упрекали в повышенном формализме), то по крайней мере утвердили самобытную манеру режиссера и его типичные приемы. «Зед и два нуля» являются по сути кинодиалогом с живописью Вермера, которая не столько повторяется в виде легко узнаваемых костюмов и мизансцен, сколько преформируется самим кинематографом; «Живот архитектора» акцентирует одержимость и ее различные проявления в качестве явного тематического предпочтения, а «Подсчет утопленников» не только возвращает к «серийности» убийств (три поколения женщин с одним и тем же именем топят — с известной вариативностью — своих мужей), «серийности», разворачивающейся на фоне индифферентной нумерологии игр, в которые вовлечены все без исключения герои, но и определяет всякую каталогизацию в терминах, независимых от самого каталогизируемого материала. (Достаточно стать участником игры, чтобы дальше она развивалась по непреложным правилам — эти правила будут действовать даже тогда, когда физически не останется ни одного игрока.) «Интермедийность» воплотилась в полной мере в картине «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1989), которая в силу достаточно конвенционального сюжета и весьма откровенной, подчас брутальной, образной системы принесла Г. первый крупный успех в США. Этот фильм, как и другие, полон аллюзиями на живописные полотна, в нем происходит прихотливая смена цветовых гамм, не обусловленная в некоторых случаях сюжетом (герои могут поменять одежды, попав в другое помещение), а рассказываемая в нем история любви, измены и возмездия приобретает поистине грандиозный масштаб благодаря сопровождающей ее музыке. «Повар...» — продолжение редкого по продуктивности творческого сотрудничества Г. с композитором Майклом Найменом, когда оба они, по признанию последнего, выступают полноправными живописцами. Но можно сказать и по-другому: их живописность музыкальна, ибо переход от одной сцены к другой сам по себе воспринимается как смена аккордов. Эпичность фильма коренится и в виртуозной операторской технике Саша Верни: наряду с сюжетными, есть собственные прямота и линейность в плавном движении камеры, а также отсутствии откровенных крупных планов. Усложненные в эстетическом отношении фильмы Г. приглашают к множественным интерпретациям. И дело отнюдь не в том, что Г. придает исключительное значение используемому многообразному материалу. Пожалуй, дело в том, что, несмотря на всю формальную выверенность и элегантность, граничащую со стерильностью, этим лентам не чужд и социальный пафос. Конечно, мотив книжности, записи, соотношения образа и текста можно считать преобладающим (так, «Книги Просперо» (1991) легко читаются именно в свете современного интертекстуального толкования Шекспира, а «Записки у изголовья» (1996) постулируют идеальное равновесие смысла и его графического выражения, достигнутое в иероглифе — в очередной раз прототип самого кинематографа). Однако несомненно и то, что полусатирический фильм «Дитя Маконы» (1993) разоблачает целую «порнографию сентиментальности по поводу детей» (Ноэл Пердон), равно как и особое участие в ней женщин. Точно так же как «Повар...» имеет дело не только с любовью к культуре, выраженной в режиссерском исполнении этого фильма, но и с ее удушающей цикличностью и «безотходностью», метафорой чего становятся, в частности, образцы «haute cuisine», приготавливаемые из сомнительных продуктов. Наконец, проходящая сквозь целый ряд картин тема контракта является в известном смысле иронической насмешкой над лицемерием любви, ибо, по мысли самого Г., в основе понятия таковой лежит камуфлируемая «забота об исполнении элементарного дарвиновского предписания». Фильм Г. «Записки у изголовья», снятый по мотивам книги японской писательницы X в. Сэй Сёнагон представляет собой наиболее развернутое и последовательное высказывание британского режиссера о природе самого фильмического. Иероглиф в этом фильме фигурирует прежде всего на уровне сюжета: японская девушка Нагико пишет книги своих стихов на телах возлюбленных, которых она отправляет затем к издателю-гомосексуалисту. Однако иероглиф это и способ построения киносообщения — в нем переплетены изображение и текст. Именно поэтому иероглиф выступает для Г. «идеальной моделью кино». Режиссер использует и специальные технические приемы для подчеркивания такой иероглифичности: это полиэкран, известный со времен Абеля Ганса, но крайне редко применявшийся в кино; разрушение хронологической последовательности в построении фильма (в этом Г. предстает как единомышленник и преемник Алена Рене); наконец, постоянное изменение параметров экрана, а именно соотношения его ширины с высотой. Вполне очевидно, что многие из эффектов, достигаемых с помощью названных приемов, превосходят порог обычного восприятия. Они остаются часто невидимыми, словно рассчитанными на такого идеального зрителя, который может воочию увидеть природу самого кино. Поскольку же реальный зритель этого не видит, постольку технологическая насыщенность картины переводится в план потенциального, являясь в некотором роде продолжением кинематографа уже за его пределами. (Что вновь объединяет Г. с Эйзенштейном.) К полнометражным фильмам Г. относятся также «Смерть на Сене» (1989), своеобразный каталог всех утонувших в этой реке в период с 1795 по 1801 г., и «Дарвин» (1992).
Соч.: Идеальная модель кино // Искусство кино. N 9, 1997; «Кино не годится для повествования...» // Там же; Пять голландских фильмов, поставленных в воображении // Искусство кино. N 8, 1991; Язык тела // Искусство кино. N 9, 1997;
The Belly of an Architect. London, 1987;
The Cook, The Thief, His Wife and Her Lover. P., 1989;
The Draughtsman's Contract // L Avant-Scene, N 333, 1984;
Drowning by Numbers. London, 1988; «The Early Films of Peter Greenaway» // Pamphlet, ed. by L.Reddish. 1992;
The Falls. P., 1993; Fear of Drowning. P., 1988; Prospera's Books. N. Y., 1991;
Prospero's Subjects. Japan, 1992; Rosa. P, 1993;
Watching Water. Milan, 1993;
A Zed and Two Noughts. London, 1986.
Лит:. Hacker J., Price D. Peter Greenaway // Take Ten: Contemporary British Film Directors. N. Y., 1991;
Lawrence A. The Films of Peter Greenaway. Cambridge, 1997;
Pally M. Order vs. Chaos: The Films of Peter Greenaway // Cineaste, № 3, 1991;
Parke C.N. The Director's Contract: Peter Greenaway and the Riddle of History // Eighteenth Century Life, № 2, 1987;
Pilard Ph. The Greenaway Case: Un Anglais pour cinephiles // Franco-British Studies, № 15, 1993;
Steinmetz L., Greenaway P. The World of Peter Greenaway. Boston, 1995.
E. Петровская

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. . 2003.


.

Смотреть что такое "Гринуэй" в других словарях:

  • Гринуэй — Гринуэй: Гринуэй, Кейт  художница, писатель, один из наиболее известных британских иллюстраторов детских книг. Гринуэй, Марк («Барни») английский музыкант, который является действующим вокалистом Napalm Death. Также он известен благодаря… …   Википедия

  • Гринуэй П. — Питер Гринуэй Peter Greenaway Дата рождения: 5 апреля 1942 Место рождения: Ньюпорт, Уэльс …   Википедия

  • Гринуэй, Кейт — Kate Greenaway Кейт Гринуэй Род деятельности: художница, писатель, иллюстратор Дата рождения …   Википедия

  • ГРИНУЭЙ Питер — ГРИНУЭЙ, Гринауэй (Greenaway) Питер (р. 5 апреля 1942), английский режиссер и художник. Родился в Ньюпорте (Уэльс). Учился в Колледже искусств Уолтамстоу. Впервые выставлялся как художник в 1964. Затем в течение 11 лет работал монтажером… …   Энциклопедия кино

  • ГРИНУЭЙ Питер — ГРИНУЭЙ (Greenaway) Питер (р. 1942), английский кинорежиссер, художник. Получил художественное образование в школе искусств Уолтамстроу, затем учился в киношколе при Королевском колледже. Мастер постмодеpнистской поэтики, свободно смешивающий… …   Энциклопедический словарь

  • ГРИНУЭЙ (Greenaway) Питер — (р. 1942) английский кинорежиссер, художник. Получил художественное образование в школе искусств Уолтамстроу, затем учился в киношколе при Королевском колледже. Мастер постмодеpнистской поэтики, свободно смешивающий элементы различных жанров и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гринуэй, Питер — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гринуэй. Питер Гринуэй Peter Greenaway …   Википедия

  • Гринуэй, Марк — Марк «Барни» Гринуэй …   Википедия

  • Гринуэй, Марк («Барни») — Марк «Барни» Гринуэй Марк «Барни» Гринуэй на концерте Napalm Death. Финляндия, 2009 год. Основная информация Полное имя …   Википедия

  • Гринуэй (тауншип, Миннесота) — Тауншип Гринуэй Greenway Страна СШАСША …   Википедия

Книги

  • Почему ты не спишь?, Уодделл, Мартин. Книга — мировой бестселлер на протяжении 25 лет! Мартин Уодделл — обладатель Медали имени Х. К. Андерсена. Барбара Фёрт в 1988 году за иллюстрации к этой книге награждена медалью Кейт Гринуэй… Подробнее  Купить за 462 руб
  • Почему ты не спишь?, Уодделл Мартин. Книга — мировой бестселлер на протяжении 25 лет! Мартин Уодделл — обладатель Медали имени Х. К. Андерсена. Барбара Фёрт в 1988 году за иллюстрации к этой книге награждена медалью Кейт Гринуэй… Подробнее  Купить за 458 руб
  • Темный аншлаг, Кристофер Фаулер. ТЕМНЫЙ АНШЛАГ - мировой бестселлер, бесспорно, самая известная книга модного английского писателя Кристофера Фаулера. Фаулер, автор четырнадцати романов и девяти сборников рассказов, живет и… Подробнее  Купить за 260 руб
Другие книги по запросу «Гринуэй» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»