МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ БОГОВ И ЛЮДЕЙ

МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ БОГОВ И ЛЮДЕЙ

Вероятно, из ближневосточных религий греки усвоили разнообразные мифы о происхождении мира и генеалогии богов. Отождествляя ближневосточных богов с персонажами своей собственной мифологии и сочетая рассказы о них со своими мифами, греческие авторы создали ряд сложных и часто противоречащих друг другу систем. По одной из версий, дошедшей лишь в фрагментарной форме, Эвринома, богиня всего сущего, совокупляется с мировым змеем Офионом и порождает мир. Гомер возводил происхождение богов к союзу Океана и Тефиды, олицетворяющих первобытные воды. Отдельные мистериальные культы (в особенности орфические) вырабатывали свои собственные эзотерические теогонии. Поэтому генеалогическая таблица, прилагаемая к статье, составлена на основании многих источников. Самым авторитетным автором, всецело посвятившим себя мифам такого рода, был Гесиод, писавший на рубеже 8 и 7 вв. до н.э.
Генеалогии богов. Теогония Гесиода начинается с Хаоса - "зияния", "пустоты". После Хаоса возникают Гея ("Земля"), Тартар (подземный мир) и Эрос ("Любовь", "Влечение"), играющий основную роль в последующем процессе возникновения. От Хаоса происходят абстрактные первопотенции: Эреб ("Тьма") и Никта ("Ночь"), от брака которых рождаются Эфир ("Воздух") и Гемера ("День"). Кроме того, Ночь одна порождает Смерть, Сон, Сновидения, различных богинь судьбы, участи и возмездия, Несчастье и проч. Хотя все эти существа в каком-то смысле боги, они вместе с тем определяют течение человеческой жизни. Они появляются в самом начале божественной и человеческой истории и продолжают действовать в последующих поколениях. Главная линия генеалогии богов продолжается с рождением Урана ("Неба") от Земли и с последующим браком между Ураном и Землею, от которого рождается старшее поколение богов - титаны. Крон (Сатурн), предводитель титанов и отец Зевса, разделяет Небо и Землю, оскопляя своего отца, возлежащего с его матерью. После этого он становится царем богов, однако ему суждено уступить свою власть Зевсу. Желая избежать такой участи, Крон пожирал детей своей сестры и супруги Реи (Опс). По совету своей матери Земли Рея завернула в младенческие пелены камень, и Крон проглотил этот камень вместо новорожденного Зевса, который был тайно воспитан в убежище на о. Крит. Впоследствии Зевс заставил отца изрыгнуть проглоченный камень и таким образом освободил остальных детей. Титаны восстали, но потерпели поражение и были низвергнуты в Тартар, и хотя после этого были и другие восстания - например, чудовища Тифона, Зевс подавляет их все.
Создание человека. В Теогонии повествуется о героях, родившихся от божественных матерей, и о смертных избранницах богов. Здесь же приводится миф о сотворении первой женщины, который рассказывается также в Трудах и днях Гесиода. У греков существовал только один древний миф о возникновении человека: рассказ о том, как после всемирного потопа, насланного Зевсом, уцелели только Девкалион и его жена Пирра (дочь Прометея). Все люди произошли от них или же возникли из камней, которые супруги бросали за спину. Возможно, что в древнейшей версии мифа создателем людей выступал сам Прометей (как и в позднейших легендах), так как это объясняло бы тесную связь между его поступками и судьбой человечества. Вместе с тем некоторые греческие племена считали себя "автохтонами", возникшими из земли. В частности, фиванцы думали, что они произошли из зубов убитого финикийцем Кадмом дракона, которые он посеял в землю. О самом древнем представлении о происхождении человека говорит титул Зевса - "отец богов и людей".
Жизнь человека. Во всех греческих мифах рассказ о происхождении мира и первых поколениях богов служит прелюдией к рассказу о существующем положении вещей: о царстве Зевса. Если удел настоящего - это жестокая реальность, пот и страдания, то отдаленное прошлое часто воспринималось как эпоха довольства и изобилия. В Трудах и днях Гесиод размышлял об утрате этого былого рая и приводил различные мифы, которые объясняли его закат. Согласно одному из преданий, Прометей, заступник людей, украл для них огонь у Зевса. В отместку человек получил в дар женщину, Пандору, которая открыла кувшин (не ящик, как в позднейших версиях), в котором были заключены все виды зла. Сам Прометей был прикован к скале, и хищные птицы клевали его печень, пока, с дозволения Зевса, он не был освобожден Гераклом. Согласно другому преданию, следующие друг за другом расы людей постепенно деградировали: людей золотого века сменили люди серебряного, затем - бронзового, наконец - жалкая порода нынешнего железного века. Эту последовательность лишь однажды нарушает род героев - мужей микенских преданий. В Теогонии Гесиода Прометей появляется вновь и навлекает несчастья на человека обманом, совершенным им на совместном пиру людей и богов, где он хитростью заставил Зевса предпочесть кости, обернутые туком, - обычная "доля богов", сжигаемая при жертвоприношениях, -хорошему мясу. Вот почему жертвоприношения - главный способ выражения благочестия у греков - всякий раз возбуждали новый приступ гнева у Зевса.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ БОГОВ И ЛЮДЕЙ" в других словарях:

  • МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ — мифология Древней Греции и Древнего Рима, едва ли не самый известный и хорошо изученный аспект культурного наследия античности. Классическая мифология включает в себя рассказы об определенном круге персонажей богах, людях и в особенности героях …   Энциклопедия Кольера

  • МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ. БОГИ — Обычно боги олицетворяют просто некую безличную сверхъестественную силу. В мифологических сказаниях сверхъестественное получает имя и образ, так что анонимное чудесное вмешательство становится богом, обладающим именем и играющим определенную роль …   Энциклопедия Кольера

  • Классическая Греция — (V IV вв. до н. э.)  период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в греко персидских войнах (500 449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами).… …   Википедия

  • ЯПОНСКАЯ МИФОЛОГИЯ — совокупность древнеяпонской (синтоистской), буддийской и возникшей на их основе (с включением элементов даосизма) поздней народной мифологических систем. Древнеяпонская мифология запечатлена в многочисленных памятниках, таких, как «Кодзики»… …   Энциклопедия мифологии

  • Генезис философии. Мифология и философия: единство и различия — кратко Ф. вид мировоззрения, один из его видов. Мировоззрение по своему логическому объему шире, чем философия. Объект мировоззрения мир в целом, а предмет взаимоотношение мира природы и мира человека макрокосма и микрокосма. Мировоззрение… …   Малый тезаурус мировой философии

  • ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ — территория на юге Балканского п ова (см. также статьи Античность, Греция). История Д. Г. охватывает период с нач. II тыс. до Р. Х. по нач. I тыс. по Р. Х. География и этнография Фестский диск. XVII в. до Р. Х. (Археологический музей в Ираклио,… …   Православная энциклопедия

  • Древняя Греция — История Греции Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) …   Википедия

  • Древнегреческая литература — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • АФИНА — (Άθηνά), в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Догреческое происхождение образа А. не позволяет раскрыть этимологию имени богини, исходя из данных только греческого языка. Миф о рождении А. от Зевса и Метиды («мудрости»,… …   Энциклопедия мифологии

  • Греция — I Греция         Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»