ГОРЬКИЕ СЛЕЗЫ ПЕТРЫ ФОН КАНТ

ГОРЬКИЕ СЛЕЗЫ ПЕТРЫ ФОН КАНТ

ГОРЬКИЕ СЛЕЗЫ ПЕТРЫ ФОН КАНТ (Die bitteren Tranen der Petra von Kant) ФРГ, 1972, 124 мин. Драма-притча.
Первая лента Райнера Вернера Фассбиндера воплотила страсть режиссера к стилю барокко, пышному, роскошному и красочному фейерверку формы, расцвечивающему неприхотливый сюжет типичной драмы об одиночестве и отчуждении. Петра фон Кант, преуспевающая дизайнер одежды, почти все время проводит в постели, переживая сожаление, тоску и даже отчаяние по поводу незадавшейся личной жизни, двух неудачных браков, непонимания матери, равнодушия дочери и агрессивного молчания секретарши Марлен, которая беспрекословно повинуется госпоже и кажется бессердечной машиной- роботом. Поэтому Петра так сильно привязывается к новой знакомой Карин, пустенькой, легкомысленной девушке, которая, впрочем, понимает, что можно хорошо устроиться в жизни, пользуясь расположением известной в обществе и богатой Петры.
Скандально-эпатажное включение в фильм лесбийских мотивов не столь принципиально важно для постановщика в его понимании основной проблемы произведения. Салонный мелодраматизм, эстетский формализм (изумительный декор интерьера, филигранное, ювелирное по отточенности и продуманности движение камеры Михаэля Бальхауза, почти хореографическое перемещение героинь в замкнутом пространстве квартиры), провокационность подробностей из интимной жизни скучающей дамы — все это лишь барочная рама для безжалостного портрета ненавистной и любимой Фассбиндером Германии.
Можно увидеть в картине своеобразную немецкую вариацию на темы Антониони, Рене, Бергмана о некоммуникабельности, потерянности человека в чуждой действительности, о поиске истины, надежды, жизненной опоры в реальности, балансирующей на грани бездны. Но режиссеру ближе затронутая Лоузи и Висконти проблема вырождения аристократии, крупной буржуазии, интеллектуальной и творческой элиты общества, некоего господского класса, который растворяется в среде рвущихся наверх плебеев, а с другой стороны, обнаруживает в себе наличие «сладкого комплекса слуги». Ведь Петра, ведущая себя как хозяйка по отношению к покорной Марлен, оказывается в зависимости от Карин, своего рода «белокурой бестии», ее «дьявола-искусителя».
Разрыв Карин с Петрой непосредственно влияет и на внезапный бунт Марлен, которой теперь «нечего терять, кроме своих цепей». Актриса Ирм Херман, чаще являющаяся в фильмах Фассбиндера представительницей бюргерской, обывательской, мещанской Германии, здесь играет более сложную роль, показывая становление сознания, которое избавляется от тупого подчинения. Маргит Карстенсен, исполнительница явно интеллектуального плана, своею Петрой фон Кант открывает галерею портретов «умных хищниц», которые считают себя вправе распоряжаться чужими судьбами, не будучи в состоянии устроить даже собственную жизнь. Но их ждет неминуемая кара — смерть или, в лучшем случае, «горькие слезы».
Сергей Кудрявцев
В ролях: Маргит Карстенсен, Ханна Шигулла (см. ШИГУЛЛА Ханна), Ирм Херман, Ева Маттес.
Режиссер: Райнер Вернер Фассбиндер (см. ФАСБИНДЕР Райнер Вернер).

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ГОРЬКИЕ СЛЕЗЫ ПЕТРЫ ФОН КАНТ" в других словарях:

  • Шигулла Ханна — (Schygulla) (р. 1943), немецкая актриса. Работала в театре и кино с режиссером Р. В. Фасбиндером (фильмы «Горькие слёзы Петры фон Кант», «Замужество Марии Браун», «Лили Марлен», «Третье поколение» и др.). Среди других фильмов: «Ложное движение»,… …   Энциклопедический словарь

  • Сводный алфавитный список фильмов. Г — Г «Габи» («Gaby», 1956, амер.) «Гавайи» («Hawaii», 1966, амер.) «Гаванские виды» («Estampas habaneras», 1939, кубин.) «Гавань в цвету» (1943, япон.) «Гаврош» (1937) «Гадание на ромашке» (1978) «Гаджи Кара» (1929) «Гадюка» (1966) «Газовый свет»… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • ШИГУЛЛА (Schygulla) Ханна — (р. 1943) немецкая киноактриса. Снималась в фильмах: Охотничьи сцены в Нижней Баварии (1969), Горькие слезы Петры фон Кант (1972), Замужество Марии Браун (1978), Лили Марлен (1981), Страсть (1982), История Пьеры (1983), Будущее это женщина (1985) …   Большой Энциклопедический словарь

  • БРЕМЕНСКАЯ СВОБОДА — «БРЕМЕНСКАЯ СВОБОДА» (Die Bremer Freiheit) ФРГ, 1972, 87 мин. Историческая трагикомедия. Малоизвестный, но один из лучших фильмов немецкого режиссера. Он был снят для телевидения на пленке 16 мм и является экранизацией пьесы самого Фассбиндера,… …   Энциклопедия кино

  • ЗАМУЖЕСТВО МАРИИ БРАУН — «ЗАМУЖЕСТВО МАРИИ БРАУН» (Die Ehe der Maria Braun), ФРГ, 1978. 119 мин. Экзистенциальная мелодрама. Получившая самую широкую известность на родине и во всем мире, эта картина, возможно, не является лучшей в обширной кинобиографии Райнера Вернера… …   Энциклопедия кино

  • КЕНТЕРБЕРИЙСКИЕ РАССКАЗЫ — «КЕНТЕРБЕРИЙСКИЕ РАССКАЗЫ» (I racconti di Canterbury) Италия Франция, 1972, 109 мин. Исторический фильм, комедия. Вторая часть средневековой трилогии (или «трилогии жизни») выдающегося итальянского писателя, поэта, кинематографиста и культурного… …   Энциклопедия кино

  • ФАСБИНДЕР Райнер Вернер — ФАСБИНДЕР (Fassbinder) Райнер Вернер (31. 05. 1945 10. 06. 1982), немецкий режиссер, сценарист, актер, оператор. Начинал как театральный постановщик. Творческий коллектив «Анти театра», основанного им в 1969 (художник, сценарист и актер Курт Рааб …   Энциклопедия кино

  • ШИГУЛЛА Ханна — ШИГУЛЛА (Schygulla) Ханна (р. 23. 12. 1943), немецкая актриса. Пришла в кино благодаря Р. В. Фассбиндеру, который пригласил ее сначала в «Анти театр», а затем начал снимать в кино. Их первая общая работа «Любовь холоднее, чем смерть» (1969), но… …   Энциклопедия кино

  • Ханниган, Барбара — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ханниган (фамилия). Барбара Ханниган, за фортепиано Рейнберт де Леу, 2008 …   Википедия

  • 22-й Берлинский международный кинофестиваль — прошёл с 23 июня по 4 июля, 1972 года в Берлине.[1] Содержание 1 Жюри 2 Конкурсная программа …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»