БРЕМЕНСКАЯ СВОБОДА

БРЕМЕНСКАЯ СВОБОДА

«БРЕМЕНСКАЯ СВОБОДА» (Die Bremer Freiheit) ФРГ, 1972, 87 мин. Историческая трагикомедия.
Малоизвестный, но один из лучших фильмов немецкого режиссера. Он был снят для телевидения на пленке 16 мм и является экранизацией пьесы самого Фассбиндера, созданной в традициях абсурдной черной комедии.
Разыгранная по-театральному, в манере «интеллектуального гиньоля», однако имеющая некое подобие кинематографического фона, своего рода рир-экран позади сценической площадки, лента кажется изящной, но не без вычурности и художественного маньеризма, злой «шуткой гения» о быстром вырождении ранней буржуазии в Германии первой половины 19 века. Роковая и властная молодая женщина сживает с белого света несколько добропорядочных мужей, без зазрения совести и без опаски за последствия подсыпая им яд. Так она богатеет и утверждается в чинном обществе города Бремена, пока сама не становится жертвой беззастенчивого сведения счетов. Господа и дамы, рассуждающие о свободе и демократии, понимают эти «вечные грезы человечества» в совершенно конкретном, хищническом смысле: «все дозволено».
Фассбиндер на исходе первого периода своего обширного творчества, развивая тематику и стилистику картины «Горькие слезы Петры фон Кант», снятой в том же году и с Маргит Карстенсен в главной роли, выносит безжалостный приговор «скромному обаянию немецкой буржуазии». Романтизм начала 19 века с его тягой к идеальному и духовному оказался изначально мертворожденным или уже выродившимся в условиях филистерской Германии, в которой монархизм раздробленных княжеств уживался с набирающей силу властью новых буржуа.
Единственное «историческое» произведение немецкого режиссера (если не считать его неоднократные обращения к истории 20 века, в том числе его истокам в «Эффи Брист», которая снималась параллельно, но с перерывами в 1972—74 годах) намеренно представлено в декадентско-модернистском искажающем преломлении (сейчас бы мы сказали — почти постмодернистски). В трактовке Фассбиндера криминальный, по сути, сюжет приобретает черты иносказательной притчи, язвительной символической басни, острого памфлета — и в то же время угадывается актуальный для Германии начала 70-х годов 20 века злободневный смысл. 27-летний постановщик, который и прежде демонстрировал свою эстетскую и социальную ангажированность, вновь выступил с предсказанием об изнаночной стороне свободы, двойной сущности демократии, аморальном нутре общественных правил приличия.
Театральность, даже марионеточность мира немецких бюргеров позволяет распознать его искусственность, фальшивость, нежизнеспособность, близость к смерти, словно витающей по соседству. Фассбиндеровское «предостережение перед дьявольской невестой» (если так по отношению к «Бременской свободе» перефразировать название его же фильма «Предостережение перед святой блудницей») является пророчеством как бы из 19 века — но и о предстоящем «совращении Германии» в годы фашизма, и о грядущем «экономическом чуде» в послевоенной стране, жаждущей реабилитации и преуспевания. И прежде всего о будущем смятении благополучного государства, которое осталось в стороне от молодежных бунтов 60-х годов, но уже через несколько лет столкнулось с необъяснимым с точки зрения обывателя явлением терроризма «третьего поколения». Все эти три темы, которые особо будут волновать режиссера «Бременской свободы» позднее, присутствуют имплицитно, в зародыше, в очень талантливой ленте о бессознательном стремлении индивида к смерти, о глубинных процессах обнажения оборотнической сути общества, скрывавшего до поры до времени свою загнанную внутрь болезнь. Едкое каммершпиле в стиле dance macabre (буквально пляска смерти) стоит многих велеречивых сочинений о крахе буржуазии и загнивании капитализма. Все внешне просто, виртуозно по исполнению и остроумно.
Сергей Кудрявцев
В ролях: Маргит Карстенсен, Улли Ломмель, Вольфганг Шенк, Вальтер Зедлмайр, Вольфганг Килинг.
Режиссер Райнер Вернер Фассбиндер (см. ФАСБИНДЕР Райнер Вернер).

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "БРЕМЕНСКАЯ СВОБОДА" в других словарях:

  • ФАСБИНДЕР Райнер Вернер — ФАСБИНДЕР (Fassbinder) Райнер Вернер (31. 05. 1945 10. 06. 1982), немецкий режиссер, сценарист, актер, оператор. Начинал как театральный постановщик. Творческий коллектив «Анти театра», основанного им в 1969 (художник, сценарист и актер Курт Рааб …   Энциклопедия кино

  • Фассбиндер, Райнер Вернер — Райнер Вернер Фасбиндер Rainer Werner Fassbinder Фасбиндер (слева) в своём фильме «Страх съедает душу» (1974) Дата рождения: 31 мая 1945(19450531) …   Википедия

  • Фасбиндер, Райнер Вернер — Райнер Вернер Фасбиндер Rainer Werner Fassbinder Д …   Википедия

  • Райнер Вернер Фасбиндер — Rainer Werner Fassbinder Фасбиндер (слева) в своём фильме «Страх съедает душу» (1974) Дата рождения: 31 мая 1945(19450531) …   Википедия

  • Райнер Вернер Фассбиндер — Райнер Вернер Фасбиндер Rainer Werner Fassbinder Фасбиндер (слева) в своём фильме «Страх съедает душу» (1974) Дата рождения: 31 мая 1945(19450531) …   Википедия

  • Райнер Вернер Фосбиндер — Райнер Вернер Фасбиндер Rainer Werner Fassbinder Фасбиндер (слева) в своём фильме «Страх съедает душу» (1974) Дата рождения: 31 мая 1945(19450531) …   Википедия

  • Райнер Фасбиндер — Райнер Вернер Фасбиндер Rainer Werner Fassbinder Фасбиндер (слева) в своём фильме «Страх съедает душу» (1974) Дата рождения: 31 мая 1945(19450531) …   Википедия

  • Райнер Фассбиндер — Райнер Вернер Фасбиндер Rainer Werner Fassbinder Фасбиндер (слева) в своём фильме «Страх съедает душу» (1974) Дата рождения: 31 мая 1945(19450531) …   Википедия

  • Райнер Фосбиндер — Райнер Вернер Фасбиндер Rainer Werner Fassbinder Фасбиндер (слева) в своём фильме «Страх съедает душу» (1974) Дата рождения: 31 мая 1945(19450531) …   Википедия

  • Фасбиндер, Райнер — Райнер Вернер Фасбиндер Rainer Werner Fassbinder Фасбиндер (слева) в своём фильме «Страх съедает душу» (1974) Дата рождения: 31 мая 1945(19450531) …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»