КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА это:

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА в литературоведении - интеллектуальная традиция в Европе, возникшая в середине 19 в. Основоположником и главным теоретиком школы был французский ученый И. Тэн. Его последователями в Германии стали Г. Геттнер, В. Шерер, в Дании - Г. Бран-дес, в Италии - Де Санктис, в России - А.Н. Пыпин, Н.С. Ти-хонравов и др. В основу концепции культурно-исторического направления был положен философский позитивизм Конта, отчасти «биографический метод» в литературной критике Сент-Бева, культурологические концепции поздних немецких просветителей и романтиков и французской романтической историографии (Ф. Гизо и О. Тьерри). Важнейшей предпосылкой школы явились успехи естествознания, общий подъем науки: с позиций К.-И.Ш., филология как наука должна руководствоваться точными методами изучения фактов, быть подчинена принципам доказательства, точности, логическому объяснению явлений искусства. Т. обр. К.-И.Ш. репрезентирует в сфере гуманитарного исследования позитивистский идеал научного познания. Т. обр. К.-И.Ш. репрезентирует в сфере гуманитарного исследования позитивистский идеал научного познания. Основная особенность К.-И.Ш. - ее историзм, выдвигаемый в качестве главного метода исследования. Представители данного учения стали рассматривать художественное произведение как «дух» (мысли и нравы) народа в различные исторические периоды его жизни. Исходя из этого положения утверждалось равноправие искусства каждого народа, времени, стиля, велась переориентация литературоведения на изучение закономерностей развития культурно-исторического мира. В теоретических исследованиях И. Тэна акцент делается на установление закономерных связей между фактами (отдельными произведениями искусства). Характерные особенности произведения искусства, по Тэну, объясняются «расой» (врожденным национальным темпераментом), «средой» (климатическими и природными условиями, социальными обстоятельствами) и «моментом» (влиянием традиций). Таким образом, объясняемый факт как бы растворялся, терялся в массе многочисленных разносторонних факторов. Естественно-научные принципы, генетический подход переносился в область исследования художественных произведений, Тэн проводил аналогию между дарвиновским естественным отбором и развитием искусства: в обществе создаются условия, при которых одни формы искусства умирают, другие - выживают и размножаются. Стремление уподобить науку о «духе» науке о природе, перенести в историю литературы эволюционистские схемы привело к игнорированию собственно эстетической природы искусства (Ф. Брюнетьер, Г. Лансона). Произведения литературы рассматривались теоретиками школы в качестве ценнейшего исторического документа, «памятника» своей эпохи, по которому успешно можно изучать лишь историю общественной мысли. К.-И.Ш. - не замечала самостоятельности искусства, не учитывала индивидуальность художника, поэтому многие представители направления видели свою задачу в накоплении «фактов», во введении в научный оборот многочисленных литературных памятников и избегали выработки целостных концепций истории развития литературы. В условиях России, когда литература была единственным средством выражения общественных идей, данная теория становится приоритетной областью литературоведения. Крупнейшими теоретиками и практиками этой школы были Пыпин, Тихо-нравов, А.А. Шахов, братья Веселовские и др. Особый интерес для школы представляли памятники этнографии, народного творчества, древней литературы. Русские представители направления исходили из мысли о тесной связи литературы и действительности, из понимания произведения искусства как памятника определенной культурно-исторической эпохи, игнорируя при этом собственно литературные законы развития. В результате такого подхода был снижен интерес к специфическим литературным проблемам: жанрам, направлениям, поэтическим приемам и формам. Отдельные представители К.-И.Ш. (Н.И. Стороженко, Н.П. Дашкевич), понимая определенную узость этого учения, предлагали наряду с влиянием эпохи и социальной среды учитывать и влияния литературные, идеалы самого художника. К заслугам К.-И.Ш. относятся вклад в создание историй национальных литератур, подготовка принципов сравнительно-исторического литературоведения. Школа установила закономерность литературного развития, его поступательный характер, накопила опыт текстологического анализа. В 20 веке К.-И.Ш. как направление распалась, но следы ее концепций можно найти в работах многих ученых, как зарубежных (В. Паррингтон - США, М. Пидаль - Испания, «университетская критика» - Франция), так и отечественных (П.Н. Сакулин, Н.К. Пис-канов) вплоть до 60-х.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Смотреть что такое "КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА" в других словарях:

  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА —         направление в зап. культурной антропологии пер. пол. 20 в., условно выделяемое по близости теоретико методол. установок его представителей. К. и.ш. сложилась на волне критики органицистских и логицистских оснований эволюционизма с позиций …   Энциклопедия культурологии

  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — клерикальное направление в истории культуры и этнографии, выросшее в нач. 20 в. из культурных кругов теории Ф. Гребнера. Известна также под назв. Венской католич. школы. Филос. основой К. и. ш. явились неокантианские идеи Г. Риккерта о значении в …   Философская энциклопедия

  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — в литературоведении (искусствознании) возникла в сер. 19 в. (И. Тэн, Г. Брандес, М. Менендес и Пелайо; в России А. Н. Пыпин, Н. С. Тихонравов); разработала принцип историко генетического изучения искусства (произведение выражает общественную… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — в этнографии направление в нач. 20 в., согласно которому каждое явление культуры возникает единожды в одном месте; наличие его у разных народов объясняется распространением из первоначального центра (миграционизм, диффузионизм). На той или иной… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Культурно-Историческая Школа — (автор Л.С. Выготский ) психологическое направление. Главное внимание уделяется процессу возникновения и формирования высших психических функций. Индивидуальное сознание зависит от истории развития культуры и социума окружающего мира. Эти внешние …   Психологический словарь

  • культурно-историческая школа — I в литературоведении (искусствознании), возникла в середине XIX в. (И. Тэн, Г. Брандес, М. Менендес и Пелайо; в России  А. Н. Пыпин, Н. С. Тихонравов); разработала принцип историко генетического изучения искусства (произведение выражает… …   Энциклопедический словарь

  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — англ. cultural historic school; нем. kultur historische Schule. Антиэволюционное направление в западной культурологии, этнографии, основным источником к рой является теория культ, кругов (Ф. Гребнер, В. Шмидт, В. Копперс), рассматривающая истор.… …   Энциклопедия социологии

  • культурно-историческая школа — Автор. Л.С.Выготский. Категория. Психологическое направление. Специфика. Главное внимание уделяется процессу возникновения и формирования высших психических функций. Индивидуальное сознание зависит от истории развития культуры и социума… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Культурно-историческая школа — I Культурно историческая школа         в этнографии, антиэволюционное направление в буржуазной науке, в основе которого лежит т. н. «теория культурных кругов». Методологические принципы этой теории изложены немецким этнографом Ф. Гребнером в… …   Большая советская энциклопедия

  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — антиэволюционное направление в бурж. этнографии, известное также под наименованием теории культурных кругов . В своем возникновении К. и. ш. связана с антропогеографич. теорией Ф. Ратцеля и с культурно морфологической теорией Л. Фробениуса.… …   Советская историческая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»