Культурно-историческая школа это:

Культурно-историческая школа
I Культу́рно-истори́ческая шко́ла
        в этнографии, антиэволюционное направление в буржуазной науке, в основе которого лежит т. н. «теория культурных кругов». Методологические принципы этой теории изложены немецким этнографом Ф. Гребнером в книге «Метод этнологии»(1911). В их основе — идеалистическая концепция неокантианца Г. Риккерта, согласно которой история не знает закономерностей, исторические явления индивидуальны и неповторимы. По Гребнеру, каждое явление культуры возникает единожды, в одном месте; наличие его у разных народов объясняется распространением из первоначального центра. В работах представителей К.-и. ш. главное внимание уделяется изучению пространственного распространения культурных явлений. На той или иной территории выявляется определённое сочетание элементов материальной и духовной культуры и т. о. конструируется культурный круг. Вся история культуры сводится к перемещению и напластованиям нескольких культурных кругов, оторванных от конкретных народов — создателей культуры. Разновидностью К.-и. ш. является венская католическая школа во главе с австрийскими патерами В. Шмидтом и В. Копперсом. Теорию культурных кругов применительно к археологическим материалам развивал австрийский археолог О. Менгин.
         Лит.: Левин М. Г., Токарев С. А., «Культурно-историческая школа» на новом этапе, «Советская этнография», 1953, т. 4; Токарев С. А., Венская школа этнографии, «Вестник истории материальной культуры». 1958, № 3.
         М. Г. Левин.
II Культу́рно-истори́ческая шко́ла
        направление в искусствоведении, преимущественно в литературоведении, возникшее в середине 19 в. и разработавшее принцип историко-генетического изучения литературы и искусства. Выдвинутый в конце 18 в. И. Гердером и отчасти воспринятый биографическим методом (См. Биографический метод), этот принцип наиболее полно обоснован в трудах И. Тэна (Франция), который рассматривал художественные произведение как выражение общественной психологии народа на определенном этапе его развития. «... Искусства появляются и исчезают одновременно с определёнными течениями в области мысли и нравов, с которыми они связаны» («Философия искусства», М., 1933, с. 6). Особенности же этих течений зависят от трёх основных условий: «расы» (врождённый национальный «темперамент»), «среды» (природа, климат, социальные обстоятельства) и данного исторического «момента» (в т. ч. «традиции»).
         Основные положения К.-и. ш. нашли развитие и применение в трудах Ж. Бедье, Ф. Брюнетьера, Г. Лансона (Франция), Г. Брандеса (Дания). В. Шерера, Г. Гетнера (Германия), Менендеса-и-Пелайо (См. Менендес-и-Пелайо), Менендеса Пидаля (См. Менендес Пидаль) (Испания), П. П. Пекарского, А. Н. Пыпина, Н. С. Тихонравова (Россия) и др. Установление принципа зависимости форм развития искусства от этапов общественного развития позволило представителям К.-и. ш. создать истории национальных (Тэн, Лансон) и европейских (Брандес) литератур. Историко-литературные труды содействовали становлению сравнительно-исторического литературоведения (См. Сравнительно-историческое литературоведение). Благодаря общетеоретическому пафосу историчности и отсутствию эстетического догматизма («... не навязывает правил, а констатирует законы» — там же, с. 8) школа сыграла заметную роль в формировании научного литературоведения. Объясняя же искусство как продукт общественного развития и вмести с тем сближая его с иными формами общественной мысли, К.-и. ш. оставляла на втором плане специфического свойства искусства — общечеловечность идей, индивидуальность восприятия мира художником, свободу воображения и др.
         Методологические возможности К.-и. ш. ограничивались влиянием философии Позитивизма. Многие учёные (Лансон, Пыпин) отказывались искать среди факторов, обусловливающих генезис произведения, доминирующий и признавали их равнозначными: основной задачей для них становилось накопление фактов, а не выработка целостных концепций; они нередко рассматривали произведение лишь как исторический документ, материал для изучения психологии и материальной культуры народа.
         К неоспоримым заслугам К.-и. ш. марксистские исследователи относят накопление представителями школы огромного историко-культурного материала, выработку ими принципов текстологического анализа, закладку основ научного источниковедения (См. Источниковедение).
         Г. К. Косиков.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Культурно-историческая школа" в других словарях:

  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА —         направление в зап. культурной антропологии пер. пол. 20 в., условно выделяемое по близости теоретико методол. установок его представителей. К. и.ш. сложилась на волне критики органицистских и логицистских оснований эволюционизма с позиций …   Энциклопедия культурологии

  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — клерикальное направление в истории культуры и этнографии, выросшее в нач. 20 в. из культурных кругов теории Ф. Гребнера. Известна также под назв. Венской католич. школы. Филос. основой К. и. ш. явились неокантианские идеи Г. Риккерта о значении в …   Философская энциклопедия

  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — в литературоведении интеллектуальная традиция в Европе, возникшая в середине 19 в. Основоположником и главным теоретиком школы был французский ученый И. Тэн. Его последователями в Германии стали Г. Геттнер, В. Шерер, в Дании Г. Бран дес, в Италии …   Новейший философский словарь

  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — в литературоведении (искусствознании) возникла в сер. 19 в. (И. Тэн, Г. Брандес, М. Менендес и Пелайо; в России А. Н. Пыпин, Н. С. Тихонравов); разработала принцип историко генетического изучения искусства (произведение выражает общественную… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — в этнографии направление в нач. 20 в., согласно которому каждое явление культуры возникает единожды в одном месте; наличие его у разных народов объясняется распространением из первоначального центра (миграционизм, диффузионизм). На той или иной… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Культурно-Историческая Школа — (автор Л.С. Выготский ) психологическое направление. Главное внимание уделяется процессу возникновения и формирования высших психических функций. Индивидуальное сознание зависит от истории развития культуры и социума окружающего мира. Эти внешние …   Психологический словарь

  • культурно-историческая школа — I в литературоведении (искусствознании), возникла в середине XIX в. (И. Тэн, Г. Брандес, М. Менендес и Пелайо; в России  А. Н. Пыпин, Н. С. Тихонравов); разработала принцип историко генетического изучения искусства (произведение выражает… …   Энциклопедический словарь

  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — англ. cultural historic school; нем. kultur historische Schule. Антиэволюционное направление в западной культурологии, этнографии, основным источником к рой является теория культ, кругов (Ф. Гребнер, В. Шмидт, В. Копперс), рассматривающая истор.… …   Энциклопедия социологии

  • культурно-историческая школа — Автор. Л.С.Выготский. Категория. Психологическое направление. Специфика. Главное внимание уделяется процессу возникновения и формирования высших психических функций. Индивидуальное сознание зависит от истории развития культуры и социума… …   Большая психологическая энциклопедия

  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — антиэволюционное направление в бурж. этнографии, известное также под наименованием теории культурных кругов . В своем возникновении К. и. ш. связана с антропогеографич. теорией Ф. Ратцеля и с культурно морфологической теорией Л. Фробениуса.… …   Советская историческая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Культурно-историческая школа» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»