САРТИ Джузеппе это:

САРТИ Джузеппе
( 1 XII 1729, Фаэнца - 28 VII, 1802, Берлин)

Известный итальянский композитор, дирижер и педагог Дж. Сарти внес заметный вклад в развитие русской музыкальной культуры.

Он родился в семье ювелира - скрипача-любителя. Начальное музыкальное образование получил в церковно-певческой школе, а в дальнейшем брал уроки у профессиональных музыкантов (у Ф. Валлотти в Падуе и у знаменитого падре Мартини в Болонье). К 13 годам Сарти уже неплохо играл на клавишных инструментах, это позволило ему занять должность органиста в родном городе. С 1752 г. Сарти начал работать и в оперном театре. Его первая опера - "Помпей в Армении" - была встречена с большим энтузиазмом, а вторая, написанная для Венеции, - "Король-пастух" - принесла ему настоящий триумф и славу. В том же 1753 г. Сарти был приглашен в Копенгаген капельмейстером итальянской оперной труппы и начал сочинять наряду с итальянскими операми зингшпили на датском языке. (Примечательно, что, прожив в Дании около 20 лет, композитор так и не научился датскому языку, используя при сочинении подстрочный перевод.) За годы пребывания в Копенгагене Сарти создал 24 оперы. Считается, что своим творчеством Сарти во многом положил начало датской опере.

Наряду с сочинением Сарти занимался педагогической деятельностью. Одно время он давал уроки пения даже датскому королю. В 1772 г. итальянская антреприза потерпела крах, у композитора оказался крупный долг и в 1775 г. по приговору суда он вынужден был покинуть Данию. В следующее десятилетие жизнь Сарти была связана в основном с двумя городами Италии: с Венецией (1775-79), где он являлся директором женской консерватории, и с Миланом (1779-84), где Сартн был капельмейстером собора. Творчество композитора в этот период достигает европейской славы - его оперы ставятся на сценах Вены, Парижа, Лондона (среди них - "Деревенская ревность" - 1776, "Ахилл на Скиросе"-1779, "Двое ссорятся - третий радуется" - 1782). В 1784 г. по приглашению Екатерины II Сарти прибыл в Россию. По дороге в Петербург, в Вене, он встретился с В. А. Моцартом, который внимательно познакомился с его сочинениями. Впоследствии Моцарт использовал одну из оперных тем Сарти в сцене бала "Дон-Жуана". Со своей стороны, не оценив гения композитора или, может быть, испытывая тайную зависть к таланту Моцарта, Сарти год спустя опубликовал критическую статью о его квартетах.

Занимая в России должность придворного капельмейстера, Сарти создал 8 опер, балет и около 30 произведений вокально-хорового жанра. Композиторские успехи Сарти в России сопровождались успехами и его придворной карьеры. Первые годи после своего приезда (1786-90) он провел на юге страны, находясь на службе у Г. Потемкина. У князя были замыслы об устройстве музыкальной академии в городе Екатеринославе, и Сарти тогда получил титул директора академии. В московском архиве сохранилось любопытное прошение Сарти о высылке ему денег для устройства академии, а также о пожаловании обещанной деревни, так как его "личное хозяйство находится в крайне шатком состоянии". Из этого же письма можно судить и о дальнейших планах композитора: "Если бы у меня были военный чин и деньги, я бы стал просить правительство дать мне земельные участки, я бы вызвал итальянских крестьян и понастроил бы на этой земле дома". Замыслам Потемкина не суждено было осуществиться, и в 1790 г. Сарти вернулся в Петербург к обязанностям придворного капельмейстера. По заказу Екатерины II вместе с К. Каноббио и В. Пашкевичем он принял участие в создании и постановке грандиозного спектакля на текст императрицы с вольно истолкованным сюжетом из русской истории - "Начальное управление Олега" (1790). После смерти Екатерины Сарти написал к коронации Павла I торжественный хор, сохранив таким образом и при новом дворе свое привилегированное положение.

Последние годы жизни композитор занимался теоретическими исследованиями по акустике и, среди прочего, установил частоту так наз. "петербургского камертона" (а1 = 436 гц). Петербургская Академия наук высоко оценила научные труды Сарти и избрала его своим почетным членом (1796). Акустические исследования Сарти сохраняли свое значение в течение почти 100 лет (лишь в 1885 г. в Вене был утвержден международный эталон а1 = 435 гц). В 1802 г. Сарти решил вернуться на родину, но по дороге заболел и скончался в Берлине.

Творчество Сарти в России как бы завершает собой целую эпоху творчества итальянских музыкантов, приглашаемых в течение всего XVIII в. в Петербург на должность придворного капельмейстера. Кантаты и оратории, приветственные хоры и гимны Сарти составили особую страницу развития русской хоровой культуры екатерининской эпохи. Своими масштабами, монументальностью и грандиозностью звучания, пышностью оркестрового колорита они как нельзя лучше отражали вкусы петербургского аристократического круга последней трети XVIII в. Произведения создавались по заказу двора, были приурочены к крупным победам русского войска или к торжественным событиям императорской семьи и исполнялись обычно на открытом воздухе. Иногда общее число музыкантов достигало 300 человек. Так, например, при исполнении оратории "Слава в вышних богу" (1792) на окончание русско-турецкой войны было занято 2 хора, 2 состава симфонического оркестра, роговой оркестр, специальная группа ударных инструментов, были использованы колокольный звон и пушечная пальба(!). Подобной монументальностью отличались и другие произведения ораториального жанра - "Тебе бога хвалим" (по случаю взятия Очакова, 1789), Те Deum (на взятие крепости Килия, 1790) и т. п.

Педагогическая деятельность Сарти, начавшаяся еще в Италии (его ученик - Л. Керубини), развернулась в полную силу именно в России, где Сарти создал свою композиторскую школу. Среди его учеников - С. Дегтярев, С. Давыдов, Л. Гурилев, А. Ведель, Д. Кашин.

По своей художественной значимости произведения Сарти неравноценны - приближаясь в отдельных операх к реформаторским произведениям К. В. Глюка, композитор в большинстве своих сочинений все же оставался верен традиционному языку эпохи. Вместе с тем приветственные хоры и монументальные кантаты, написанные преимущественно для России, долгое время служили образцами для русских композиторов, не утрачивая своего значения в последующие десятилетия, и исполнялись на церемониях, празднествах вплоть до коронации Николая I (1826).


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "САРТИ Джузеппе" в других словарях:

  • Сарти, Джузеппе — Джузеппе Сарти Giuseppe Sarti …   Википедия

  • Сарти Джузеппе — (Sarti) (1729 1802), итальянский композитор. В 1784 1801 работал в России, где написал ряд опер, кантатно ораториальных сочинений и др. Почётный член Петербургской АН (1796). * * * САРТИ Джузеппе САРТИ (Sarti) Джузеппе (1729 1802), итальянский… …   Энциклопедический словарь

  • Сарти, Джузеппе — композитор, по происхождению итальянец; род. в 1729 г., во Фаэнце (в Церковной области), музыкальное образование получил под руководством Мартини и уже в молодости обратил на себя внимание оперой "Pompeo in Аrmеniа"; с 1756 по 1765 г.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Сарти Джузеппе — Сарти (Sarti) Джузеппе (крещён 1.12.1729, Фаэнца, ‒ 28.7.1802, Берлин), итальянский композитор, дирижёр и педагог. Почётный член Петербургской АН (1796). Ученик Дж. Б. Мартини. Работал в городах Италии, Копенгагене, с 1784 ‒ в России (придворный… …   Большая советская энциклопедия

  • Сарти, Джузеппе — САРТИ (Sarti) Джузеппе (1729 1802), итальянский композитор, педагог. Свыше 70 опер, главным образом в жанре оперы сериа, в неаполитанских традициях. С 1784 служил в Санкт–Петербурге при дворе Екатерины II (музыка к ее пьесе Начальное управление… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Сарти Джузеппе — (1729 1802) итал. композитор. Обучался в церк. певч. школе в Фаэнце, затем в Падуе и Болонье (у падре Мартини). В 1742 50 органист соб., с 1752 в оперном т ре в Фаэнце (первая опера Помпеи в Арминии ). С 1753 по 1775 в Копенгагене, капельмейстер… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Сарти — (итал. Sarti)  итальянская фамилия. Известные представители: Джузеппе Сарти (1729 1802)  композитор. Джулиано Сарти (род. в 1933)  футболист, вратарь …   Википедия

  • САРТИ (Sarti) Джузеппе — (1729 1802) итальянский композитор. С 1784 работал в России, где написал ряд опер, кантатно ораториальных сочинений и др. Почетный член Петербургской АН (1790) …   Большой Энциклопедический словарь

  • САРТИ — (Sarti) Джузеппе (1729 1802), итальянский композитор, педагог. Свыше 70 опер, главным образом в жанре оперы сериа, в неаполитанских традициях. С 1784 служил в Санкт Петербурге при дворе Екатерины II (музыка к ее пьесе Начальное управление Олега …   Современная энциклопедия

  • САРТИ — Джузеппе, знаменитый оперный композитор и контрапунктист, учитель Керубини, род. 28 дек. 1729 в Фаэнце, ум. 28 июля 1802 в Берлине; учился у падре Мартини в Волонье и 1752 написал первую оперу, имевшую успех: Pompeo in Armenia для Фаэнцы. После… …   Музыкальный словарь Римана

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»