САТИ Эрик


САТИ Эрик
(17 V 1866, Онфлёр, деп. Кальвадос - 1 VII 1925, Аркёй, близ Парижа)

Довольно облаков, туманов и аквариумов, водяных нимф и ароматов ночи; нам нужна музыка земная, музыка повседневности!...

Ж. Кокто

Э. Сати - один из самых парадоксальных французских композиторов. Он не раз удивлял современников, активно выступая в своих творческих декларациях против того, что еще недавно ревностно защищал. В 1890-е гг., познакомившись с К. Дебюсси, Сати выступал против слепого подражания Р. Вагнеру, за развитие нарождающегося музыкального импрессионизма, который символизировал возрождение французского национального искусства. Впоследствии композитор нападал на эпигонов импрессионизма, противопоставляя его расплывчатости и утонченности четкость, простоту, строгость линеарного письма. Молодые композиторы "Шестерки" испытывали сильное воздействие Сати. В композиторе жил беспокойный бунтарский дух, призывавший к ниспровержению традиций. Сати увлекал молодежь смелым вызовом обывательскому вкусу, своими независимыми, эстетическими суждениями.

Сати родился в семье портового маклера. Среди близких не было музыкантов, и рано проявившееся влечение к музыке осталось незамеченным. Лишь когда Эрику исполнилось 12 лет, - семья перебралась в Париж, - начались серьезные занятия музыкой. В 18 лет Сати поступает в Парижскую консерваторию, некоторое время изучает там гармонию и другие теоретические предметы, берет уроки игры на фортепиано. Но неудовлетворенный обучением, он оставляет занятия и уходит добровольцем в армию. Вернувшись через год в Париж, он работает тапером в маленьких кафе на Монмартре, где знакомится с К. Дебюсси, который заинтересовался оригинальными гармониями в импровизациях молодого пианиста и даже взялся за оркестровку его фортепианного цикла "Гимнопедии". Знакомство перешло в длительную дружбу. Влияние Сати помогло Дебюсси преодолеть юношеское увлечение творчеством Вагнера.

В 1898 г. Сати перебирается в пригород Парижа Аркёй. Он поселился в скромной комнате на втором этаже над маленьким кафе, и никто из друзей не мог проникнуть в это убежище композитора. За Сати укрепилось прозвище "Аркёйский отшельник". Он жил в одиночестве, избегая встреч с издателями, уклоняясь от выгодных предложений театров. Время от времени он появлялся в Париже с каким-нибудь новым сочинением. Весь музыкальный Париж повторял остроты Сати, его меткие, иронические афоризмы об искусстве, о коллегах-композиторах.

В 1905-08 гг. в возрасте 39 лет Сати поступает в Schola cantorum, где занимается контрапунктом и композицией у О. Серье и А. Русселя. Ранние сочинения Сати относятся к концу 80-90-х гг.: 3 "Гимнопедии", "Месса бедняков" для хора и органа, "Холодные пьесы" для фортепиано.

В 20-х гг. он начинает публиковать сборники фортепианных пьес, необычных по форме, с экстравагантными названиями: "Три пьесы в форме груши, В лошадиной шкуре, Автоматические описания, Сушеные эмбрионы". К этому же периоду относится также ряд эффектных мелодичных песенок-вальсов, быстро за- воевавших популярность. В 1915 г. Сати сближается с поэтом, драматургом и музыкальным критикой Ж. Кокто, который предложил ему в содружестве с П. Пикассо написать балет для труппы С. Дягилева. Премьера балета "Парад" состоялась в 1917 г. под управлением Э. Ансерме.

Нарочитый примитивизм и подчеркнутое пренебрежение к красоте звучания, введение в партитуру звуков автомобильных сирен, стрекота пишущей машинки и других шумов вызвало шумный скандал в публике и нападки критики, что не обескуражило композитора и его друзей. В музыке "Парада" Сати воссоздал дух мюзик-холла, интонации и ритмы бытовых уличных мелодий.

Написанная в 1918 г. музыка "симфонических драм с пением Сократ" на текст подлинных диалогов Платона, напротив, отличается ясностью, сдержанностью, даже суровостью, отсутствием внешних эффектов. Это полная противоположность "Параду", несмотря на то, что эти сочинения разделяет всего лишь год. Закончив "Сократа", Сати стал проводить в жизнь идею меблировочной музыки, представляющей как бы звуковой фон повседневной жизни. Последние годы жизни Сати провел в уединении, живя в Аркёе. Он порвал всякие отношения с "Шестеркой" и собрал вокруг себя новую группу композиторов, которая получила название "Аркёйская школа". (В нее входили композиторы М. Жакоб, А. Клике-Плейель, А. Соге, дирижер Р. Дезормьер). Основным эстетическим принципом этого творческого союза было стремление к новому демократическому искусству. Смерть Сати прошла почти незамеченной. Только в конце 50-х гг. наблюдается подъем интереса к его творческому наследию, появляются грамзаписи его фортепианных и вокальных сочинений.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "САТИ Эрик" в других словарях:

  • Сати, Эрик — Эрик Сати Эрик Сати, 1895 …   Википедия

  • Сати Эрик — Эрик Сати, автопортрет Эрик Сати (фр. Erik Satie, урождённый Eric Alfred Leslie Satie  Эрик Альфред Лесли Сати; 1866 1925)  экстравагантный французский композитор и пианист, один из реформаторов европейской музыки 1 й четверти XX столетия. Его… …   Википедия

  • Сати Эрик — (Satie) (1866 1925), французский композитор. Оказал влияние на эстетические принципы композиторов «Шестёрки», в начале 1920 х гг. создал творческое объединение «Аркёйская школа». Лучшее сочинение  драма с пением «Сократ» (1918). Многие… …   Энциклопедический словарь

  • Сати, Эрик — Эрик Сати. САТИ (Satie) Эрик (1866 1925), французский композитор. Оказал существенное влияние на эстетические принципы Шестерки , но отошел от этой группы, создав в 1920–х гг. так называемую Аркейскую школу (объединение молодых музыкантов).… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • САТИ Эрик — (Satie, Erik) ЭРИК САТИ. Портрет работы Сюзанны Валадон. (1866 1925), французский композитор. Родился 17 мая 1866 в Онфлер. Его отец был музыкальным издателем, мать композитором и пианисткой. Сати учился некоторое время в Парижской консерватории… …   Энциклопедия Кольера

  • Сати\ Эрик — (17.05.1866 1925), французский композитор. Один из создателей «Шестерки». С начала 20 х годов вокруг Сати группировались молодые французские музыканты («Аркейская школа»). Симфоническая драма с пением «Сократ» (1918), балет «Парад» (1917),… …   Биографический словарь Франции

  • Сати Эрик Альфред Лесли — Эрик Сати, автопортрет Эрик Сати (фр. Erik Satie, урождённый Eric Alfred Leslie Satie  Эрик Альфред Лесли Сати; 1866 1925)  экстравагантный французский композитор и пианист, один из реформаторов европейской музыки 1 й четверти XX столетия. Его… …   Википедия

  • Сати Эрик Альфред Лесли — Сати (Satie) Эрик Альфред Лесли (17.5.1866, Онфлёр, департамент Кальвадос, ‒ 1.7.1925, Аркей, близ Парижа), французский композитор. Член Французской коммунистической партии с 1920. В зрелом возрасте занимался в «Схола канторум» в Париже (1905‒08) …   Большая советская энциклопедия

  • Сати — Сати, Эрик Эрик Сати, 1895 Эрик Сати (фр. Erik Satie, урождённый Eric Alfred Leslie Satie  Эрик Альфред Лесли Сати; 17 мая 1866, Онфлёр, Франция …   Википедия

  • Эрик Сати — Эрик Сати, автопортрет Эрик Сати (фр. Erik Satie, урождённый Eric Alfred Leslie Satie  Эрик Альфред Лесли Сати; 1866 1925)  экстравагантный французский композитор и пианист, один из реформаторов европейской музыки 1 й четверти XX столетия. Его… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «САТИ Эрик» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.