гуань чжун это:

гуань чжун
Гуань Цзин-чжун, Гуань Иу, Гуань-цзы. Иншан (совр. пров. Шаньдун),? - 645 до н.э. Первый советник правителя царства Ци, признанный основоположник легизма.
Сведения о его жизни и деятельности содержатся в основном в "Го юй" (5 - 3 вв. до н.э.). Выходец из торговцев. Вел борьбу с наследств, аристократией за введение единого законодательства и укрепление власти государя. Г.Ч. традиционно приписывается авторство на трактат "Гуань-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.), основу к-рого составляют его высказывания.
По-видимому, Г.Ч. первым в истории Китая выдвинул и обосновал концепцию управления страной на основании закона (фа (1)): "законы - это отец и мать народа" ("Гуань-цзы", гл. 16); "правитель и чиновники, высшие и низшие, знатные и подлые - все должны следовать закону. Это и называется великим (искусством) управления" (гл. 45). В высказываниях Г.Ч. впервые прозвучала легистская идея о второстепенное и даже пагубности образования и отвлеченного мудрствования: "Совершенномудрый (шэн (1)) правитель полагается на закон, а не на мудрость... если же он откажется от закона и предпочтет знания, то народ забросит все дела и ринется за славой" (гл. 45).
Вероятно, законы, создаваемые правителем, мыслились Г.Ч. как средство ограничения прав наследств, аристократии на наследование высших администр. постов: "Только управляя на основании закона, можно выдвигать достойных и устранять плохих" (гл. 46). Возможно, Г.Ч. первым предложил идею наказания в качестве гл. метода управления: "когда боятся наказаний, то управлять легко" (гл. 48). В отличие от легистов последующих поколений Г.Ч. признавал нормы "(ритуальной) благопристойности" (ли (2)) в качестве одного из "четырех устоев" (сы вэй) гос-ва наряду с "долгом/справедливостью" (и (1)), "бескорыстием" (кан) и "совестливостью" ("стыдом"- чи). Но не исключено, что такого рода утверждения могли быть приписаны Г.Ч. конфуцианцами - редакторами "Гуань-цзы".
По Т.Ч., "закон стоит не под, а над государем. Сам правитель обязан выполнять его директивы"; "закон ограждает народ от необузданности государя, у к-рого нет границ" (гл. 52). В то же время вся полнота политич. и экономич. власти должна находиться в руках государя. Он должен, в части., поддерживать умеренные цены на продукты питания, ему принадлежит монополия на добычу железной руды. Основа экономич. жизни гос-ва - земледелие: обилие зерна обеспечивает богатство гос-ва, силу его войска и расширение его пределов в рез-те победоносных войн. Земледелие соотносится с торговлей как "корень" (бэнь) с "ветвями" (мо); торговля - одна из причин разорения земледельцев и должна ограничиваться. Г.Ч. предложил разделить страну на уезды во главе с подотчетными только государю чиновниками и провести сквозное администр. деление вплоть до самой низшей социальной единицы - семьи, разбив все население на группы из пяти семей. Эти предложения объективно были направлены на разрушение кровнородственной общины и подрыв т.о. социальной опоры глав патронимии - наследств, знати.
По инициативе Г.Ч. был введен дифференцированный налог в зависимости от качества земли и количества пахотных полей, отменен обычай передела полей в общине. В результате осн. объектом эксплуатации стала не община, а отд. семья землевладельцев. Г.Ч. установил гос. контроль за добычей соли и железа, упорядочил чеканку монеты, контролировал рыночные цены. Упорядочение администр. деления, видимо, удалось Г.Ч. только в пределах столицы, разделенной на кварталы, и столичной области, разделенной на пять районов под управлением чиновников. В кварталах, населенных служилым людом, Г.Ч. ввел систему воинской повинности. Им была создана также трехступенная система отбора на чиновничьи должности. Деятельность Г.Ч. помогла цискому правителю Хуань-гуну стать "гегемоном" (ба) среди правителей древнекит. царств.
** Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политич. истории Китая. М., 1981. С. 20, 21, 42 - 5 и др.; Цяо Чжанлу. Г.Ч. (Гуань Иу) // Чжунго гу да и чжумин чжэсюэцзя пинчжуань (Критич. биографии знаменитых философов древнего Китая). Т. 1. Цзинань, 1982. См. также лит-ру к ст. "Гуань-цзы", "Легизм".
Л.С. Переломов

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "гуань чжун" в других словарях:

  • Гуань Чжун — Гуань Чжун: Ло Гуаньчжун китайский писатель XIV века Гуань Чжун (легист) …   Википедия

  • ГУАНЬ ЧЖУН —         Г у а н ь И у (ум. 645 до н. э.), др. кит. политич. деятель. Один из основателей легизма. В 685 до н. э. стал первым министром в царстве Ци богатом государстве на В. Китая; осуществил ряд реформ, направленных на ослабление наследств.… …   Философская энциклопедия

  • ГУАНЬ ЧЖУН — (ум. в 645 до н. э.) гос. деятель др. кит. царства Ци. Несмотря на незнатное происхождение, Г. Ч. после прихода к власти царя Хуань гуна (685 643 до н. э.) возглавил всю администрацию страны. Благодаря его дипломатическому искусству в 679 до н. э …   Советская историческая энциклопедия

  • Гуань Чжун (легист) — Гуань Чжун Дата рождения: 720 до н.э. Место рождения: Царство Ци Дата смерти: 645 до н.э. Школа/традиция: легизм Направление: китайская философия Испытавшие влияние: Шан Ян Г …   Википедия

  • Ло Гуань-чжун — (второе имя Ло Бэнь)         (около 1330 около 1400), китайский писатель. Участвовал в борьбе с монгольскими завоевателями. Автор популярной в Китае героической эпопеи «Троецарствие», где изображена междоусобная борьба правителей трёх царств… …   Большая советская энциклопедия

  • Ло Гуань-чжун — Ло Гуаньчжун (кит. трад. 羅貫中, упрощ. 罗贯中, пиньинь Luó Guànzhōng) китайский писатель XIV века, которому приписывается создание классических плутовских романов «Троецарствие» и «Речные заводи». Окончательная обработка «Речных заводей» принадлежит… …   Википедия

  • ГУАНЬ-ЦЗЫ — один из крупнейших древнекитайских философских трактатов (около 130 тысяч иероглифов), объединяющий произведения разных авторов, в основном 4 3 вв. до н.э., и состоящий из восьми тематических разделов в 24 свитках (цзюань) и 86 главах (пянь), из… …   Энциклопедия Кольера

  • “ГУАНЬ-ЦЗЫ” —     “ГУАНЬ ЦЗЫ” один из крупнейших древнекитайских философских трактатов (около 130 тыс. иероглифов), объединяющий произведения разных авторов, в основном 4 3 вв. до н. э., и состоящий из восьми тематических разделов в 24 “свитках” (цзюань) и 86… …   Философская энциклопедия

  • гуань-цзы — Один из крупнейших древнекит. филос. трактатов (ок. 130 тыс. иероглифов), объединяющий произв. разных авторов, в осн. 4 3 вв. до н.э., и состоящий из восьми тематич. разд. в 24 свитках (цзюань) и 86 главах (пянь), из к рых 10 глав ныне утрачены.… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Чжун Хуэй — (кит. 钟会, 225 264) военачальник Цао Вэй эпохи Троецарствия в Китае. Сын Чжун Яо, каллиграфа и политического деятеля. Чжун Хуэй играл важную роль в завоевании Шу Хань. У него и Дэн Ая были равные звания, но Чжун всегда считал себя искуснее Дэн Ая …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «гуань чжун» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»