гуань-цзы это:

гуань-цзы
Один из крупнейших древнекит. филос. трактатов (ок. 130 тыс. иероглифов), объединяющий произв. разных авторов, в осн. 4 - 3 вв. до н.э., и состоящий из восьми тематич. разд. в 24 "свитках" (цзюань) и 86 главах (пянь), из к-рых 10 глав ныне утрачены.
В первонач. варианте сложился в сер. 3 в. до н.э. в академии Цзися (царство Ци), был окончательно сформирован Лю Сяном ок. 26 до н.э. и впервые напечатан в 13 в. Назван по имени Гуань Чжуна (Гуань Иу, Гуань-цзы, ? - 645 до н.э.), гл. министра царства Ци, прославившегося своими социально-политич. и экономич. реформами, к-рые послужили толчком для развития теории и практики легизма. Гуань Чжун, с одной стороны, стоял за абсолютизацию царской власти, распространяя ее на экономику в виде гос. контроля над ценами и монополии на соль и железо, а с др.- видимо, первым в Китае выдвинул концепцию управления страной на основе законов (фа (1)), к-рым должен следовать и сам государь ("закон - отец и мать народа", гл. 16). Авторитет Гуань Чжуна, особенно в его родном царстве Ци, стал причиной приписывания ему и объединения в "Г.-ц." произв. всех гл. филос. школ древнего Китая, представленных в Цзися. "Г.-ц." сначала квалифицировался как даос. ("Хань шу", из. 30, 1 в., см. Даосизм), а затем как легистский ("Суй шу", цз. 34, 6 - 7 вв.) трактат. Последняя г. зр. закрепилась и ныне доминирует в кит. науке, распространена в науч. лит-ре др. стран. Хотя адекватное понимание "Г.-ц." осложнено плохой сохранностью текста, нуждающегося в серьезной реконструкции, по-видимому, правильнее считать его первым в ряду энциклопедич. ("эклектич." - цза цзя) произведений типа "Хуайнань-цзы" и "Люй-ши чунь цю", в к-рых представлен широкий спектр знаний: филос., социально-политич., экономич., историч., естественнонауч. и др., почерпнутых из учений различных школ.
Специфику "Г.-ц." составляет, во-первых, общая ориентация на экономич. проблематику, во-вторых, отражение самых ранних форм синтеза конф. (см. Конфуцианство), даос, и легистских идей с включением отд. положений этики мо цзя, учения мин цзя и натурфилософии иньян цзя. Концентрированным выражением этого синтеза является тезис о производности законов от этико-ритуальных норм (ли (2)) и их конечной зависимости от дао, "главенствующего (во всей) тьме вещей". Легистская опора на закон как основу социальной регуляции совмещена с его конф. объективизацией и морализацией: закон не орудие в руках государя, а стоящая над ним сила (гл. 46), призванная обогащать народ, а не казну ("закон и есть любовь к народу", гл. 6). Даос, трактовка дао как пустотно-бесформенного и "Беспредельного" (гл. 36 - 38, 49) связана в "Г.-ц." с образом идеального правителя, больше ценящего дао и законы (или законы дао), чем свое гос-во (гл. 30). В гл. 36 - 38 и 49 представлено учение о дао, его конкретизации ("пристанище", шэ)-дэ (1) и универсальной субстанции- "пневме" (ци (1)), "эссенциальная" (цзин (3)) форма к-рой рождает разум, а высшее духовное состояние (шэнь (1)) - всеведение. В человеч. теле роль государя играет сердце, внутри к-рого находится руководящий им психич. центр -"сердце сердца" (синь чжи синь) (гл. 49). Это учение совр. исследователи атрибутируют Сун (Цзяня) - Инь (Вэня) школе, на даос, основе соединявшей конф. и моистские идеи. В гл. 40, 41 содержится учение иньян цзя о силах инь ян, представляющих собой "великий принцип (ли (1)) Неба и Земли", и "пяти элементах" (у сын (1)), определяющих осн. пространственно-временные характеристики "пневмы". Гл. 39 посвящена Земле (ди (2)) и воде - "первоисточникам тьмы вещей". Вода сопоставлена с дао и названа "кровью и пневмой Земли". Связанный с идеологией "школы дипломатов" (цзунхэн цзя) ведущий социально-экономич. принцип "Г.-ц." - цин чжун ("(установление баланса) легкого и тяжелого") изложен в обозначенных этим термином гл. 80 - 86. Данный принцип стабилизации хозяйства посредством выпуска денег и накопления товаров выражает идею гос. контроля над экономич. жизнью и представление о законосообразном характере обществ, бытия. "Г.-ц." является также ценным источником по истории кит. протологич. (гл. 6) и военной (гл. 17, 27) мысли, педагогики (гл. 59), календарной астрономии (гл. 8, 40), математики (гл. 58), гидрологии (гл. 39, 57) и географии (гл. 77).
* Го Можо, Вэнь Идо, Сюй Вэйюй. Гуань-цзы цзицзяо (Собр. редакций "Г.-ц."). Т. 1 - 2. Пекин, 1956; Штейн В.М. "Г.-ц.". Исслед. и пер. М., 1959; Древнекит. философия. Т. 2. М., 1973. С. 14 - 57; Maverick L, Tang Po-fu, Wen Kung-wen. Economic Dialogues in Ancient China: Selections from the Kuan-tzu. Carbondale (111.), 1954; Rickett W.A. Kuang-tzu. A Repository of Early Chinese Thought. A Translation and Study of Twelve Chapters. Vol. 1. Hong Kong, 1965;
**Иванов А. Материалы по кит. философии. Введение. Школа фа. "Хань Фэй-цзы". Пер. СПб., 1912. С. XXXVI - LV; Го Можо. Бронзовый век. М., 1959. С. 318 - 61; Ло Гэньцзэ. Г.-ц. тань юань (Выявление истоков Т.-ц."). Шанхай, 1931; "Г.-ц." яньцзю (Исслед. Т.-ц."). Сб. 1. Цзинань, 1987.
А.М. Кобзев

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "гуань-цзы" в других словарях:

  • “ГУАНЬ-ЦЗЫ” —     “ГУАНЬ ЦЗЫ” один из крупнейших древнекитайских философских трактатов (около 130 тыс. иероглифов), объединяющий произведения разных авторов, в основном 4 3 вв. до н. э., и состоящий из восьми тематических разделов в 24 “свитках” (цзюань) и 86… …   Философская энциклопедия

  • ГУАНЬ-ЦЗЫ — один из крупнейших древнекитайских философских трактатов (около 130 тысяч иероглифов), объединяющий произведения разных авторов, в основном 4 3 вв. до н.э., и состоящий из восьми тематических разделов в 24 свитках (цзюань) и 86 главах (пянь), из… …   Энциклопедия Кольера

  • ГУАНЬ-ЦЗЫ — (7 в. до н. э.), китайский философ, создавший этическое учение …   Энциклопедический словарь

  • ГУАНЬ-ЦЗЫ — (7 в. до н. э.) китайский философ, создавший этическое учение …   Большой Энциклопедический словарь

  • "ГУАНЬ-ЦЗЫ" — др. кит. трактат, посвященный вопросам гос. управления, законодательства и экономики. Составлен в форме диалога между правителем царства Ци Хуань гуном (685 643 до н. э.) и его приближенным гос. деятелем Гуань Чжуном, по к рому трактат и получил… …   Советская историческая энциклопедия

  • хэ гуань-цзы — см. мудрец, носящий шляпу из перьев фазана …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • гуань чжун — Гуань Цзин чжун, Гуань Иу, Гуань цзы. Иншан (совр. пров. Шаньдун),? 645 до н.э. Первый советник правителя царства Ци, признанный основоположник легизма. Сведения о его жизни и деятельности содержатся в основном в Го юй (5 3 вв. до н.э.). Выходец… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ГУАНЬ-ИНЬ — Гуань ши инь, реже Гуань цзы цзай (кит. перевод санскр. имени Авалокитешвара, кор. Кваным, Квансеым; япон. Каннон), в буддийской мифологии в Китае, Корее и Японии божество, выступающее преимущественно в женском облике, спасающее людей от… …   Энциклопедия мифологии

  • Гуань Чжун (легист) — Гуань Чжун Дата рождения: 720 до н.э. Место рождения: Царство Ци Дата смерти: 645 до н.э. Школа/традиция: легизм Направление: китайская философия Испытавшие влияние: Шан Ян Г …   Википедия

  • ГУАНЬ ЧЖУН —         Г у а н ь И у (ум. 645 до н. э.), др. кит. политич. деятель. Один из основателей легизма. В 685 до н. э. стал первым министром в царстве Ци богатом государстве на В. Китая; осуществил ряд реформ, направленных на ослабление наследств.… …   Философская энциклопедия

Книги

  • Дао: Гармония мира (аудиокнига MP3 на 2 CD), . Дао (Путь) - древнекитайское учение, основоположником которого является Лао-цзы. Книга великого мудреца Лао-цзы, написанная около двух с половиной тысячелетий назад, содержит тексты… Подробнее  Купить за 318 руб аудиокнига
  • Вкус правды, Владимир Малявин. «Вкус правды» – это сборник афоризмов китайских писателей разных исторических эпох, переведенных известным синологом Владимиром Малявиным. Для современного читателя они не так знакомы, как… Подробнее  Купить за 299 руб аудиокнига


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»