цзы сы - мэн-цзы школа

цзы сы - мэн-цзы школа
Одна из восьми филос. школ, на к-рые, согласно свидетельству памятника "Хань Фэй-цзы", разделилось раннее конфуцианство после смерти Конфуция. Существовала в 5 - 3 вв. до н.э. Гл. ее представителями были внук Конфуция Цзы Сы (ок. 483 - 402 до н.э.) и ученик его учеников Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - 3 вв. до н.э.). Осн. произв., в к-рых изложено их учение, являются трактат "Чжун юн", приписываемый традицией, начиная с "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.), кисти Цзы Сы, и "Мэн-цзы". Гл. тезис школы - положение о необходимости придерживаться "середины" и терпимости в отношениях между правителями и подданными. Следуя заветам Конфуция о том, что "согласие является наивысшим богатством", Цзы Сы и Мэн-цзы выступали против "крайностей" в политике правителей. Цзы Сы добивался "согласия в середине", благодаря чему "все вещи в природе найдут свое место и будут пребывать в спокойствии". Обеспечить согласие в об-ве призваны цзюнь цзы - "благородные мужи" посредством "добродетельного правления" Поднебесной, к-рое Мэн-цзы позднее охарактеризовал как "человеколюбивое". В его основе - принципы "справедливости совершенного правителя" (вана, см. Ван дао). Такое правление призвано исключить стремление людей к корысти и причинение зла ближнему. "Правление вана" предполагало строгую, стабильную социальную иерархию, не допускало перехода из одной социальной страты в другую, требовало взаимной терпимости людей и исключало ропот на Небо (см. Тянь) за свою судьбу.
Для достижения такого социально-нравств. состояния необходимо постоянное персональное самосовершенствование. Его возможность заключена в добрых врожденных началах человека, - все дурные качества порождены обстоятельствами. В душе человека не заложено и крупицы дурного, учил Цзы Сы. В результате самосовершенствования устраняются все внеш. возбудители дурных наклонностей. В результате человек сосредоточивается на своем внутр. добродетельном "я", к-рое в этом случае стремится к постижению высшей, "Небесной", нравственности - чэн (1) ("искренности", "истинности"). Это - всеобщий, априорно данный человеку закон, постижение к-рого позволяет воцарить на Земле мир и гармонию. "Чэн (1)-это начало и конец всех вещей", - утверждал Цзы Сы. Чэн (1) не просто начало всего сущего, - оно "предшествует" ему. Поэтому постижение чэн (1), достижение его "пределов" есть достижение "пределов" "небесного" начала, а также полное раскрытие природы человека, его характера, и природы вещей. Т.о. реализуется единство человека и тьмы вещей, когда вещи "находятся во мне". Достижение состояния чэн (1), полное раскрытие природы вещей означает и слияние с Небом. Т.о. в учении Цзы Сы - Мэн-цзы получают развитие и обоснование только намеченные у Конфуция тезисы о единстве человека и Неба (см. Тянь).
Др. путем к постижению чэн (1) Ц.С.- М.-ц.ш. считала познание. Его процесс подразделен на пять этапов: всестороннее изучение; выяснение неясного у других (знающих); тщательное размышление; определение (суждение); реализация познанного. Представления о пяти ступенях познания развивали лапидарные указания Конфуция на то, что "учение без размышления бесплодно", а "размышления без учения" бесполезны. Процесс самосовершенствования Цзы Сы и Мэн-цзы увязали с "велениями Неба" (тянь мин, см. Мин (1)), категориями дэ ( 1 ) и дао. Человек, восходящий по ступеням познания и самосовершенствующийся, тем самым исполняет "веления Неба", проникаясь "добродетелью" -дэ |1) и постигая дао. Прошедшим этот путь будет "легко управлять Поднебесной". И Цзы Сы, и Мэн-цзы основой основ такого правления считали принцип "человеколюбия" (жэнь (2)).
Учение Ц.С.- М.-ц.ш. оказало огромное влияние на дальнейшее развитие конфуцианства. "Чжун юн" и "Мэн-цзы" стали одними из самых почитаемых конфуцианцами классич. книг, войдя в состав т.н. "Четверокнижия" ("Сы шу").
**Ян Юн-го. История кит. идеологии. М., 1957. С. 173 - 225; Кит. философия. М., 1988. С. 87 - 99. См. также лит-ру к ст. "Чжун юн", "Мэн-цзы".
В.Ф. Феоктистов

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "цзы сы - мэн-цзы школа" в других словарях:

  • МЭН-ЦЗЫ — Мэн Кэ, Мэн Цзы юй (ок. 372 289 до н.э.) др. кит. философ, педагог, второй после Конфуция идеолог раннего конфуцианства. Уроженец царства Цзоу (впоследствии область царства Лу, ныне Юго Вост. часть уезда Цзоусянь провинции Шань дун). Происходил… …   Философская энциклопедия

  • школа мо — школа моистов, моизм. Филос. направление и орг ция последователей Мо Ди (Мо цзы, 5 нач. 4 в. до н.э.). Существовала в эпоху Чжаньго ( Сражающихся царств , 5 3 вв. до н.э.), расцвет приходится на 4 в. до н.э. О популярности учения М.ц. свидетельс …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Школа Небесных Наставников — Чжан Даолин Талисман …   Википедия

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ШКОЛА ТЕМНОГО И СВЕТЛОГО — Школа темного и светлого [[мирообразующих начал]] специализировалась в натурфилософско космологической и оккультно нумерологической (см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ) проблематике. Вошедшая в ее название пара основополагающих категорий китайской философии инь… …   Энциклопедия Кольера

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. АГРАРНАЯ ШКОЛА — Аграрная школа ныне мало известна, поскольку произведения ее представителей не сохранились. Из фрагментарных сообщений о ней следует, что основу ее идеологии составлял принцип приоритета сельскохозяйственного производства в обществе и государстве …   Энциклопедия Кольера

  • ле-цзы — Даос, трактат (см. Даосизм) из восьми пяней (глав), приписываемый Ле цзы (Ле Юйкоу, 4 в. до н.э.?). Впервые упоминается Лю Синем (1 в. до н.э. 1 в. н.э.). Был утерян во время завоевания севера Китая племенами сюнну в нач. 4 в., в том же столетии… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • мо-цзы. филос. трактат — Филос. трактат 5 3 вв. до н.э., излагающий учение школы мо цзя. Назван по фамилии основоположника этой школы Мо Ди (5 нач. 4 в. до н.э.). В библиографич. разд. Хань шу ( История дин. Хань , 1 в.). Бань Гу упоминается кн. М. ц. из 71 пяня (главы) …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • МОИЗМ — школа Мо (мо цзя), древнекитайское философско религиозное учение, сформировавшееся в 5 4 вв. до н.э. и получившее широкое распространение в 4 3 вв. до н.э. во многом благодаря своим популистским установкам, методологически фундированной… …   Энциклопедия Кольера

  • КОНФУЦИАНСТВО — (кит. жу цзя, жу цзяо школа ученых интеллектуалов, учение ученых интеллектуалов) кит. классическая философия. К, возникло в 6 в. до н.э., впоследствии распространилось в странах Дальнего Востока (Япония, Корея, Вьетнам), наряду с даосизмом и… …   Философская энциклопедия

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — сложившийся в глубокой древности слой мировой культуры. Возникнув в I тыс. до н.э., К.ф. стала неотъемлемой частью духовных цивилизаций не только Китая, но и большинства стран Востока и Юго Восточной Азии. Кит. традиция выделяет шесть основных… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»