цзы сы - мэн-цзы школа это:

цзы сы - мэн-цзы школа
Одна из восьми филос. школ, на к-рые, согласно свидетельству памятника "Хань Фэй-цзы", разделилось раннее конфуцианство после смерти Конфуция. Существовала в 5 - 3 вв. до н.э. Гл. ее представителями были внук Конфуция Цзы Сы (ок. 483 - 402 до н.э.) и ученик его учеников Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - 3 вв. до н.э.). Осн. произв., в к-рых изложено их учение, являются трактат "Чжун юн", приписываемый традицией, начиная с "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.), кисти Цзы Сы, и "Мэн-цзы". Гл. тезис школы - положение о необходимости придерживаться "середины" и терпимости в отношениях между правителями и подданными. Следуя заветам Конфуция о том, что "согласие является наивысшим богатством", Цзы Сы и Мэн-цзы выступали против "крайностей" в политике правителей. Цзы Сы добивался "согласия в середине", благодаря чему "все вещи в природе найдут свое место и будут пребывать в спокойствии". Обеспечить согласие в об-ве призваны цзюнь цзы - "благородные мужи" посредством "добродетельного правления" Поднебесной, к-рое Мэн-цзы позднее охарактеризовал как "человеколюбивое". В его основе - принципы "справедливости совершенного правителя" (вана, см. Ван дао). Такое правление призвано исключить стремление людей к корысти и причинение зла ближнему. "Правление вана" предполагало строгую, стабильную социальную иерархию, не допускало перехода из одной социальной страты в другую, требовало взаимной терпимости людей и исключало ропот на Небо (см. Тянь) за свою судьбу.
Для достижения такого социально-нравств. состояния необходимо постоянное персональное самосовершенствование. Его возможность заключена в добрых врожденных началах человека, - все дурные качества порождены обстоятельствами. В душе человека не заложено и крупицы дурного, учил Цзы Сы. В результате самосовершенствования устраняются все внеш. возбудители дурных наклонностей. В результате человек сосредоточивается на своем внутр. добродетельном "я", к-рое в этом случае стремится к постижению высшей, "Небесной", нравственности - чэн (1) ("искренности", "истинности"). Это - всеобщий, априорно данный человеку закон, постижение к-рого позволяет воцарить на Земле мир и гармонию. "Чэн (1)-это начало и конец всех вещей", - утверждал Цзы Сы. Чэн (1) не просто начало всего сущего, - оно "предшествует" ему. Поэтому постижение чэн (1), достижение его "пределов" есть достижение "пределов" "небесного" начала, а также полное раскрытие природы человека, его характера, и природы вещей. Т.о. реализуется единство человека и тьмы вещей, когда вещи "находятся во мне". Достижение состояния чэн (1), полное раскрытие природы вещей означает и слияние с Небом. Т.о. в учении Цзы Сы - Мэн-цзы получают развитие и обоснование только намеченные у Конфуция тезисы о единстве человека и Неба (см. Тянь).
Др. путем к постижению чэн (1) Ц.С.- М.-ц.ш. считала познание. Его процесс подразделен на пять этапов: всестороннее изучение; выяснение неясного у других (знающих); тщательное размышление; определение (суждение); реализация познанного. Представления о пяти ступенях познания развивали лапидарные указания Конфуция на то, что "учение без размышления бесплодно", а "размышления без учения" бесполезны. Процесс самосовершенствования Цзы Сы и Мэн-цзы увязали с "велениями Неба" (тянь мин, см. Мин (1)), категориями дэ ( 1 ) и дао. Человек, восходящий по ступеням познания и самосовершенствующийся, тем самым исполняет "веления Неба", проникаясь "добродетелью" -дэ |1) и постигая дао. Прошедшим этот путь будет "легко управлять Поднебесной". И Цзы Сы, и Мэн-цзы основой основ такого правления считали принцип "человеколюбия" (жэнь (2)).
Учение Ц.С.- М.-ц.ш. оказало огромное влияние на дальнейшее развитие конфуцианства. "Чжун юн" и "Мэн-цзы" стали одними из самых почитаемых конфуцианцами классич. книг, войдя в состав т.н. "Четверокнижия" ("Сы шу").
**Ян Юн-го. История кит. идеологии. М., 1957. С. 173 - 225; Кит. философия. М., 1988. С. 87 - 99. См. также лит-ру к ст. "Чжун юн", "Мэн-цзы".
В.Ф. Феоктистов

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "цзы сы - мэн-цзы школа" в других словарях:

  • Квантунская область — так называлась арендованная Россией у Китая на основании конвенции 5 (17) марта 1898 г. территория на южной оконечности Ляодунского п ова, или Гуань дуне (отсюда неправильное официальное название К. обл.). По мирному договору между Россией и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Китай — *КИТАЙ, величайшее азіат. гос тво, занимающее ю. вост. часть Азіи; состоитъ изъ Собственнаго К., Манчжуріи, В. Туркестана (Кашгаріи), Или и Тарбагатая и Тибета. Собственный К. обнимаетъ площадь въ 72.341 кв. геогр. миль. Поверхность его… …   Военная энциклопедия

  • ДАОСИЗМ — философско религиозное течение традиционного Китая, одно из его главных трех учений (сань цзяо), являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии. Впервые как целостное идейное формирование под …   Энциклопедия Кольера

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • Ёса Бусон — Дата рождения …   Википедия

  • МИН БЯНЬ —     МИН БЯНЬ (кит. различение имен, спор об именах) принятое в китайской историко философской науке обобщающее название тех направлений в древнекитайской философской мысли, которые затрагивали проблему соотношения “имен и реалий” (мин ши), в т. ч …   Философская энциклопедия

  • Буддизм в Китае — Содержание 1 История проникновения буддизма 1.1 Первые сведения о буддизме в Кита …   Википедия

  • дхарма — ФА 1. Закон ( образец , правило , метод ). Категория кит. философии и культуры. В широком смысле означает определяемый деонтологич. нормой образец (прежде всего поведения и действия). В узком смысле Ф. юридич. закон, противостоящий природной… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Хань Фэй — (кит. трад. 韓非, упр. 韩非, пиньинь: Han Fei) (ум. 233 г. до н. э.) ведущий идеолог древнекитайских легистов, отстаивавший преимущества деспотической формы правления. Его высказывания нашли отражение в трактате «Хань Фэй цзы» и стали ядром… …   Википедия

  • три учения — САНЬ ЦЗЯО 1. Три учения обозначение конфуцианства, даосизма и буддизма, подразумевающее их сопоставимую доктринальную и мировоззренческую ценность. Данная идея восходит к первым попыткам соединения даосизма и буддизма (см. Сунь Чо, Хуэйлинь) и… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ЧЖУ СИ — Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань (1130 1200), выдающийся китайский философ, ученый энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конфуцианских канонических произведений, педагог, главный представитель неоконфуцианства, придавший этому… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»