ле-цзы

ле-цзы
Даос, трактат (см. Даосизм) из восьми пяней (глав), приписываемый Ле-цзы (Ле Юйкоу, 4 в. до н.э.?).
Впервые упоминается Лю Синем (1 в. до н.э.- 1 в. н.э.). Был утерян во время завоевания севера Китая племенами сюнну в нач. 4 в., в том же столетии восстановлен по памяти, а частично дописан мыслителем школы сюанъ сюэ Чжан Чжанем - первым и наиболее авторитетным комментатором "Л.-ц.". О неаутентичности совр. текста свидетельствуют особенности языка памятника и определенное влияние буддизма. С 8 в. "Л.-ц." именуется также "Чун сюй чжэнь цзин" ("Истинная канонич. книга прорыва в пустоту"). Является эклектич. филос. соч., в основном выдержанным в духе ранней даос, мысли. Особенно велико влияние "Чжуан-цзы", целые фрагменты и сюжеты к-рого включены в "Л.-ц.". Как и "Чжуан-цзы", "Л.-ц." содержит много притч и легенд. Определенное воздействие на учение "Л.-ц." оказали религ. даос, представления о "святых-бессмертных" (шэнь сянь), политически ориентированная ханьская школа даосизма (Хуан(-ди)- Лао(-цзы) учение), а также философия сюань сюэ.
В трактате излагаются положения даос. натурфилософии и космологии, в части. учение о постепенном развертывании единого первоначала - "Великих перемен" (тай и) в мир "тьмы вещей" (вань у). В гл. 7 представлены взгляды философа Ян Чжу (4 в. до н.э.): единств, ценностью для человека является его собств. материальное благополучие и процветание, тогда как следование иным этич. нормам означает лишь стремление приукрасить себя в глазах др. людей. Однако встречающиеся в этой части текста анахронизмы, напр. беседа между Гуань Чжуном (7 в. до н.э.) и Янь-цзы (Янь Ин, 6 - 5 вв. до н.э.), определенные несовпадения во взглядах, атрибутируемых Ян Чжу в "Л.-ц." и в аутентичных ранних текстах ("Мэн-цзы", "Чжуан-цзы"), позволяют предположить, что данная глава является позднейшей интерполяцией.
В "Л.-ц." нашли отражение и даос. утопич. идеи (см. "Дао дэ цзин", "Тай пин цзин"). Текст трактата неоднократно переводился на европ. языки.
*Ле-цзы чжу (Л.-ц. с коммент.) // ЧЦЦЧ. Т. 3. Шанхай, 1954; Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. Пер., вступ. статья и коммент. Л.Д. Позднеевой. М., 1967; Древнекит. философия. Т. 1. М., 1972. С. 212 -24; "Шуцкий Ю.К. Осн. проблемы к истории текста Л.-ц. // Записки коллегии востоковедов. 1928. Вып. 2; Graham A.C. The Date and Composition of Liehtzu // Asia Major. 1961. Vol. 8. №2.
E.A. Терминов

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ле-цзы" в других словарях:

  • ЦЗЫ ЖАНЬ — (кит., «природа» как физический организм, «естество» как состояние, «спонтанность» как способ существования природного и человеческого бытия) категория даоской философии (см. ДАОСИЗМ ), означающая конечный пункт возвращения и обращения наличной… …   Философская энциклопедия

  • Цзы-гу — Цзы гу. Гравюра из книги «Сюсян coy шэнь цзи» («Иллюстрированные записки о поисках духов») Цзы гу (кит. 紫姑  «Пурпурная дева»), Кансань нян нян (кит. 伉三娘娘  «Госпожа отхожего места»)[1], Кэн саньгу («трет …   Википедия

  • Цзы-гао — (кит.子羔), Гао Чай ( (род. 521 до н.э.) древнекитайский философ. Ученик Конфуция. Был моложе Конфуция на 30 лет. Упоминается в «Лунь юе» (XI.18, 25) и в «Ши цзи» (Гл.67). Сведений о нем и его учении практически не сохранилось. Оба упоминания о нем …   Википедия

  • ЦЗЫ-ГУ — («пурпурная дева»), Кэн саньгу («третья дева ямы»), Сань гу («третья дева»), Ци гу («седь мая(?) дева» или «дева [по фамилии] Ци»), в поздней китайской народной мифологии богиня отхожих мест. Согласно популярной легенде, примерно в конце 8 в.… …   Энциклопедия мифологии

  • Цзы-вэй — (кит. 子韋) древнекитайский астроном, астролог, историограф (сысин)(司星) и философ. Время жизни VI V вв. до н.э. Автор несохранившегося до наших дней сочинения в трех главах (пянях). Беседа Цзы вэя с правителем царства Сун Цзин гуном о принципах… …   Википедия

  • Цзы (титул) — Цзы (кит. сын) наследственный титул знати в древнем Китае. Символом власти было яшмовое кольцо[1]. Приблизительно соответствует европейскому титулу «виконт»[2]. Во времена династии Чжоу был четвертым из пяти рангов знатности (чжухоу): гун, хоу,… …   Википедия

  • ЦЗЫ СЫ — (5 в. до Р.Х.) кит. философ, внук Конфуция, учение которого он изложил в систематической форме в таких фундаментальных трактатах, как «Чжунюн» («Учение о середине») и «Дасюе» («Великое учение»). Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • цзы сы - мэн-цзы школа — Одна из восьми филос. школ, на к рые, согласно свидетельству памятника Хань Фэй цзы , разделилось раннее конфуцианство после смерти Конфуция. Существовала в 5 3 вв. до н.э. Гл. ее представителями были внук Конфуция Цзы Сы (ок. 483 402 до н.э.) и… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Цзы (чжуинь) — чжуинь ㄦ …   Википедия

  • "ЦЗЫ ЧЖИ ТУН ЦЗЯНЬ" — ( Всеобщее обозрение, управлению помогающее ) сводный труд по истории Китая, охватывающий период с 403 до н. э. до 959 н. э. Гл. составитель Сыма Гуан (1019 86). Сыма Гуан составил также Тун цзянь мулу ( Таблицы к Тун цзянь ) и Тун цзянь Као и (… …   Советская историческая энциклопедия

  • цзы жань — см. естество …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»