Гендель Георг Фридрих

Гендель Георг Фридрих
Гендель (Händel) Георг Фридрих [23.2.1685, Галле, ≈ 14.4.1759, Лондон], немецкий композитор. Зрелое творчество Г. протекало в Англии. Сын придворного цирюльника-хирурга. Как композитор и исполнитель на различных инструментах сформировался под руководством композитора и органиста Ф. Цахау. В 17 лет стал органистом в Галле. В 1703 переехал в Гамбург, где находился единственный в Германии оперный театр во главе с Р. Кайзером, поставивший первые оперы Г. «Альмира» и «Нерон». После закрытия театра (1706) жил в Италии, где создал итальянскии оперы «Родриго» (1707), «Агриппина» (1709), ораторию «Триумф Времени и Правды» (первоначальную редакцию), пасторальную серенаду «Ацис, Галатея и Полифем» (1708), камерные кантаты, дуэты, терцеты, псалмы. В Италии Г. завоевал славу выдающегося клавесиниста.

═ В 1710≈16 жизнь Г. была связана попеременно с Ганновером и Лондоном. Большой успех имела в Лондоне его опера «Ринальдо» (1711). С 1720 возглавил в Лондоне оперный театр, создал оперы «Радамист» (1720), «Отгон» (1723), «Юлий Цезарь» (1724), «Роделинда» (1725) и др. В этих операх Г. опирался на распространённый в Западной Европе тип итальянской оперы-сериа. Однако положение композитора в Англии было трудным. Английская знать предпочитала произведения композиторов-итальянцев, буржуазно-демократические круги видели в итальянских операх Г. ущемление национальных интересов. Особенно сильный удар оперной деятельности Г. нанёс поставленный в 1728 спектакль «Опера нищих» (текст Дж. Гея, музыка Дж. Пепуша), в котором высмеивалась аристократия и пародировалась итальянская опера (здесь были и цитаты из опер Г.). Театр Г. был закрыт, но композитор продолжал писать оперы: «Орландо» (1733), «Альцина» (1735), «Ксеркс» (1738) и др. Новые крушения надежд привели Г. в 1737 к параличу. По выздоровлении композитор возвратился к творческой деятельности. В творчестве англ. периода Г. не остался в стороне от англ. музыкальных традиций. Он изучал музыку крупнейшего композитора Г. Пёрселла, ещё в 1717≈19 им были написаны хоровые произведения в стиле англ. культовой музыки «Антемы». Обратившись к популярной в Англии библейской тематике, он создал ораторию «Эсфирь» (1720; 2-я редакция 1732).

═ В 1730-х гг. Г. всё чаще обращается к жанру монументальной оратории («Дебора», 1733, «Саул», 1739, «Израиль в Египте», 1739, и др.). В 1740-х гг. оратория полностью вытеснила оперу в творчестве композитора (последняя опера Г. ≈ «Деидамия», 1741). В 1742 в Дублине с большим успехом была исполнена оратория «Мессия», в 1743 завершена оратория «Самсон».

═ В 1745≈46, во время вооруженной борьбы англичан против попыток реставрации династии Стюартов с помощью шотландской армии, героическое творчество Г. получило наконец всеобщее признание. Произведения Г. этих лет ≈ «Гимн добровольцев», оратории «На случай» и «Иуда Маккавей» принимались с энтузиазмом патриотически настроенной аудиторией. До конца жизни Г. сопутствовала репутация крупнейшего композитора. Неизменным успехом сопровождались выступления Г. в качестве органиста. Слепота и тяжёлая болезнь, поразившие Г. в начале 1750-х гг., не дали возможности завершить ораторию «Иевфай».

═ Оперы (свыше 40) и оратории (свыше 30) занимают ведущее место в наследии Г. В них выразилось тяготение композитора к драматизму и монументальности. Г. стремился драматизировать оперу-сериа, усилил роль оркестра и хора, но не смог до конца реформировать этот устаревший к тому времени оперный жанр. Гораздо свободнее проявились важнейшие черты творчества Г. в жанре оратории. Опираясь на образцы 17 в. (Дж. Кариссими, Г. Шюц) и достижения оперного искусства, Г. создал новый тип оратории, грандиозной по масштабам, демократической по музыкальному языку, повлиявшей на творчество многих западно-европейских и русских композиторов. В своих произведениях Г. не только раскрывал с большой силой личную драму («Самсон», «Иевфай»), но и показал страдания и борьбу народных масс. Библейские сюжеты в героико-драматических ораториях Г. выражали стремления и чаяния широких демократических слоев английского народа. Некоторые оратории написаны на античные сюжеты («Геркулес», «Альцеста», «Семела»). Оптимистические концепции ораторий «Самсон», «Израиль в Египте», «Иуда Маккавей» и др. во многом предвосхитили симфонические замыслы Л. Бетховена.

═ В ораториях Г. использует формы арий, ансамблей и речитативов, но особое значение приобретает в них хор. В хорах Г. выступает, как и И. С. Бах, крупнейшим полифонистом. Значительна в ораториях Г. и роль оркестра (увертюры, эпизоды изобразительного характера, насыщенный тематическим развитием аккомпанемент в вокальных эпизодах). К вокально-инструментальным жанрам относятся также пассионы, кантаты, различные культовые произведения Г.

═ Инструментальное наследие Г. включает оркестровые концерты. Наиболее популярны 12 кончерто-гроссо, 12 органных концертов в сопровождении оркестра или ансамбля ≈ новый жанр, созданный Г., сонаты и трио-сонаты для различных инструментов, клавесинные сочинения. Особо выделяются произведения для большого оркестрового состава с участием духовых инструментов, предназначенные для исполнения на открытом воздухе, ≈ «Музыка на воде» (1716), «Музыка к фейерверку» (1749).


Соч.: Werke. Ausgabe der Deutschen Händelgesellschaft, Bd 1 ≈ 100, Lpz., 1858 ≈ 1902; Hallische Händel-Gusgabe, Ser. 1-4, Lpz. ≈ Kassel, 1955 (изд. продолжается).


Лит.: Роллан P., Г. Гендель, 2 изд., пер. с франц., М., 1934: его же, Портрет Генделя, в его кн.: Музыкальное путешествие в страну прошлого, Собр. соч., т. 17, Л., 1935; Грубер Р. И., Гендель, Л., 1935; Ливанова Т. Н., Музыкальная классика 18 века, М. ≈ Л., 1939; Chrysander F., G. F. Händel, Bd 1≈3, 2 Aufl., Lpz., 1919; Flower N., George Friedric Handel. His personality and his times, new ed., L., 1959; Leichtentritt Н., Händel, Stuttg. ≈ [u. a.], 1924; Siegmund-Schultze W., Georg Ffredrich Händel, 3 Aufl., Lpz., 1962; Serauky W., Georg Friedrich Händel. Sein Leben, sein Werk, Bd 3≈5, Lpz., 1956≈58.

═ Г. В. Крауклис.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Гендель Георг Фридрих" в других словарях:

  • Гендель, Георг Фридрих — Георг Фридрих Гендель Georg Friedrich Händel …   Википедия

  • Гендель, Георг Фридрих — Георг Фридрих Гендель. ГЕНДЕЛЬ (Handel) Георг Фридрих (1685 1759), немецкий композитор, органист. Большую часть жизни провел в Лондоне. В творчестве Генделя соединились лучшие традиции немецкой и английской музыкальной культур. Мастер… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Гендель Георг Фридрих — (Händel) (1685 1759), немецкий композитор и органист. Около полувека работал в Лондоне (где был признан как крупнейший английский композитор). Мастер монументальной оратории, главным образом на библейские сюжеты (около 30), в том числе «Саул»,… …   Энциклопедический словарь

  • ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих — (Handel, Georg Friedrich) (1685 1759), немецкий композитор, большую часть жизни работавший в Англии; наряду с И.С.Бахом крупнейший представитель эпохи барокко в музыке и, по общему мнению, одна из величайших фигур в истории мирового музыкального… …   Энциклопедия Кольера

  • ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих — ( 23 II 1685, Галле 14 IV 1759, Лондон) Г. Ф. Гендель одно из крупнейших имен в истории музыкального искусства. Великий композитор эпохи Просвещения, он открыл новые перспективы в развитии жанра оперы и оратории, предвосхитил многие музыкальные… …   Музыкальный словарь

  • Гендель Георг-Фридрих — (Haendel) знаменитый германский композитор, проведший почти всю свою жизнь в Англии (1684 1759). Музыкальные способности Г. проявились весьма рано, несмотря на все препятствия со стороны отца. Восьмилетним мальчиком он уже хорошо играл самоучкой… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Гендель Георг-Фридрих — …   Википедия

  • Гендель Георг Фридрих — …   Википедия

  • ГЕНДЕЛЬ (Handel) Георг Фридрих — (1685 1759) немецкий композитор и органист. Около полувека работал в Лондоне. Мастер монументальной оратории, главным образом на библейские сюжеты (ок. 30), в т. ч. Саул , Израиль в Египте (обе 1739), Мессия (1742), Самсон (1743), Иуда Маккавей… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гендель — Гендель, Георг Фридрих Запрос «Гендель» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Георг Фридрих Гендель Georg Friedrich Händel Георг Фридрих Гендель (1 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»