Гендель Георг Фридрих это:

Гендель Георг Фридрих
Ге́ндель Георг Фридрих
(Händel) (1685—1759), немецкий композитор и органист. Около полувека работал в Лондоне (где был признан как крупнейший английский композитор). Мастер монументальной оратории, главным образом на библейские сюжеты (около 30), в том числе «Саул», «Израиль в Египте» (обе 1739), «Мессия» (1742), «Самсон» (1743), «Иуда Маккавей» (1747). Более 40 опер, органные концерты, кончерти гросси для оркестра, инструментальные сонаты, сюиты.
* * *
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕ́НДЕЛЬ (Handel) Георг Фридрих (или Джордж Фредерик) (23 февраля 1685, Галле — 14 апреля 1759, Лондон), немецкий композитор и органист. Около полувека работал в Лондоне. Мастер монументальной оратории, главным образом на библейские сюжеты (ок. 30), в т. ч. «Саул», «Израиль в Египте» (обе 1739), «Мессия» (1742), «Самсон» (1743), «Иуда Маккавей» (1747). Более 40 опер, органные концерты, кончерто гроссо (см. КОНЧЕРТО ГРОССО) для оркестра, инструментальные сонаты, сюиты.
В раннем возрасте обнаружил большие музыкальные способности и поначалу занимался музыкой втайне от отца, придворного цирюльника-хирурга, который хотел видеть своего сына юристом. Лишь около 1694 Гендель был отдан в обучение Ф. В. Цахову (1663—1712) — органисту церкви св. Марии в Галле. В возрасте 17 лет Гендель был назначен органистом кальвинистского собора, однако он увлекся написанием своей первой оперы «Альмира», за которой спустя полтора месяца последовала еще одна опера — «Нерон». В 1705 Гендель выехал в Италию, где провел около четырех лет. Работал во Флоренции, Риме, Неаполе, Венеции; во всех этих городах ставились его оперы-сериа (см. ОПЕРА-СЕРИА), а в Риме — также оратории (см. ОРАТОРИЯ) (в том числе «Воскресение»). Итальянский период жизни Генделя был отмечен также созданием многочисленных светских кантат (см. КАНТАТА) (преимущественно для солирующего голоса с цифрованным басом (см. ГЕНЕРАЛ-БАС) ); в них Гендель оттачивал свое мастерство вокального письма на итальянские тексты. В Риме Гендель написал несколько произведений для церкви на латинские слова.
В начале 1710 Гендель выехал из Италии в Ганновер, чтобы занять должность придворного капельмейстера. Вскоре он получил отпуск и отправился в Лондон, где в начале 1711 была поставлена его опера «Ринальдо», восторженно принятая публикой. Вернувшись в Ганновер, Гендель проработал немногим больше года и осенью 1712 вновь выехал в Лондон, где оставался до лета 1716. За этот период он написал четыре оперы, ряд произведений для церкви и для исполнения при королевском дворе; был удостоен королевской пенсии. Летом 1716 Гендель в свите английского короля Георга I еще раз посетил Ганновер (возможно, именно тогда были написаны его «Страсти по Брокесу» на немецкое либретто) и в конце того же года возвратился в Лондон. По-видимому, в 1717 Гендель написал «Музыку на воде» — 3 оркестровые сюиты, предназначенные для исполнения во время парада королевского флота на Темзе. В 1717—18 Гендель состоял на службе графа Карнарвонского (впоследствии герцога Чандосского), руководил музыкальным исполнением в его замке Кэннонс (близ Лондона). В эти годы он сочинил 11 англиканских духовных гимнов-антемов (известны как «Чандос-антемы») и два сценических произведения в популярном английском жанре маски, «Ацис и Галатея» и «Эсфирь» («Аман и Мардохей»). Обе маски Генделя рассчитаны на возможности скромного исполнительского ансамбля, которым располагал кэннонский двор.
В 1718—1719 группа близких к королевскому двору аристократов, стремясь укрепить позиции итальянской оперы в Лондоне, основала новое оперное предприятие — Королевскую академию музыки (Royal Academy of Music). Гендель, назначенный музыкальным руководителем академии, отправился в Дрезден, чтобы набрать певцов для оперы, которая открылась в апреле 1720. Годы с 1720 по 1727 были кульминационными в деятельности Генделя как оперного композитора. За «Радамистом» (второй оперой, написанной специально для Королевской академии) последовали «Оттон», «Юлий Цезарь», «Роделинда», «Тамерлан», «Адмет» и другие произведения, принадлежащие к вершинам жанра оперы-сериа. Репертуар Королевской академии включал также оперы Джованни Бонончини (1670—1747), которого считали соперником Генделя, и других видных композиторов; в спектаклях участвовали многие выдающиеся певцы, в том числе сопрано Франческа Куццони (1696—1778) и кастрат Сенезино (ум. 1759). Однако дела нового оперного предприятия шли с переменным успехом, а сенсационный успех пародийной «простонародной» «Оперы нищего» (1728) на либретто Джона Гея (см. ГЕЙ Джон) (1685—1732) с музыкальным оформлением Иоганна Кристофа Пепуша (1667—1752) прямо способствовал его краху. Годом раньше Гендель получил английское подданство и сочинил четыре антема по случаю коронации Георга II (еще раньше, в 1723, он был удостоен звания композитора Королевской капеллы).
В 1729 Гендель стал соучредителем новых сезонов итальянской оперы, на этот раз в лондонском Королевском театре (King"s Theatre) (в том же году он выехал для набора певцов в Италию и Германию). Это оперное предприятие просуществовало около восьми лет, в течение которых успехи чередовались с неудачами. В 1732 новая редакция «Эсфири» (в форме оратории) была исполнена в Лондоне дважды, вначале под управлением самого Генделя, а затем силами конкурирующей труппы. Гендель готовил это произведение к постановке в Королевском театре, однако епископ Лондона запретил переносить библейский сюжет на театральные подмостки. В 1733 Гендель был приглашен в Оксфорд на фестиваль своей музыки; специально для исполнения в оксфордском Шелдоновском театре (Sheldonian Theatre) он написал ораторию «Аталия». Между тем, в Лондоне была учреждена новая труппа, Дворянская опера (Opera of the Nobility), составившая серьезную конкуренцию генделевским сезонам. Недавний любимый певец Генделя Сенезино стал ее ведущим солистом. Борьба Дворянской оперы и генделевского предприятия за симпатии лондонской публики проходила драматично и завершилась банкротством обеих трупп (1737). Тем не менее в середине 1730-х годах Гендель создал такие замечательные оперы, как «Роланд», «Ариодант» и «Альчина» (две последние — с развернутыми балетными сценами).
Годы с 1737 по 1741 в биографии Генделя были отмечены колебаниями между итальянской оперой-сериа и формами, опирающимися на английские тексты, прежде всего ораторией. К окончательному выбору между этими двумя жанрами его подтолкнули провал оперы «Дейдамия» в Лондоне (1741) и восторженный прием оратории «Мессия» в Дублине (1742).
Премьеры большинства последующих ораторий Генделя происходили в новом лондонском театре Ковент-Гарден (см. КОВЕНТ-ГАРДЕН)в дни Великого поста или незадолго до него. Большая часть сюжетов взята из Ветхого завета [«Самсон» (1743), «Иосиф и его братья» (1744), «Валтасар» (1745), «Иуда Маккавей» (1747), «Иисус Навин» (1748), «Соломон» (1749) и другие]; его оратории на темы из античной мифологии [«Семела» (1744), «Геркулес» (1745)] и христианской агиографии (см. АГИОГРАФИЯ)[«Феодора» (1750)] не имели особого успеха у публики. Как правило, в перерывах между частями ораторий Гендель исполнял собственные концерты для органа с оркестром или дирижировал произведениями в жанре кончерто гроссо (см. КОНЧЕРТО ГРОССО) (особенно примечательны 12 Concerti grossi для струнного оркестра соч. 6, опубликованные в 1740).
В течение последних десяти лет жизни Гендель регулярно исполнял «Мессию», обычно силами 16 певцов и около 40 инструменталистов; все эти исполнения были благотворительными (в пользу Воспитательного дома в Лондоне). В 1749 он сочинил сюиту «Музыка для королевского фейерверка» для исполнения в Грин-парке в честь Аахенского мира. В 1751 Гендель потерял зрение, что не помешало ему год спустя создать ораторию «Иевфай». Последняя оратория Генделя, «Триумф Времени и Правды» (1757), скомпонована преимущественно из более раннего материала. Вообще говоря, Гендель часто прибегал к заимствованиям из своих ранних произведений, а также из музыки других авторов, которую он умело адаптировал к собственному стилю.
Смерть Генделя была воспринята англичанами как потеря крупнейшего национального композитора. Он был похоронен в Вестминстерском аббатстве. До «баховского возрождения» начала 19 в. репутация Генделя как самого значительного из композиторов первой половины 18 века оставалась незыблемой. В. А. Моцарт (см. МОЦАРТ Вольфганг Амадей)осуществил новые редакции «Ациса и Галатеи» (1788), «Мессии» (1789), оратории «Празднество Александра» (1790) и Оды ко дню св. Цецилии (1790). Л. ван Бетховен (см. БЕТХОВЕН Людвиг)считал Генделя величайшим композитором всех времен. Конечно, эта оценка преувеличена; тем не менее нельзя отрицать, что монументальные оратории Генделя, и прежде всего «Мессия», принадлежат к самым впечатляющим памятникам музыки барокко (см. БАРОККО) .

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Гендель Георг Фридрих" в других словарях:

  • Гендель, Георг Фридрих — Георг Фридрих Гендель Georg Friedrich Händel …   Википедия

  • Гендель, Георг Фридрих — Георг Фридрих Гендель. ГЕНДЕЛЬ (Handel) Георг Фридрих (1685 1759), немецкий композитор, органист. Большую часть жизни провел в Лондоне. В творчестве Генделя соединились лучшие традиции немецкой и английской музыкальной культур. Мастер… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Гендель Георг Фридрих — Гендель (Händel) Георг Фридрих [23.2.1685, Галле, ≈ 14.4.1759, Лондон], немецкий композитор. Зрелое творчество Г. протекало в Англии. Сын придворного цирюльника хирурга. Как композитор и исполнитель на различных инструментах сформировался под… …   Большая советская энциклопедия

  • ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих — (Handel, Georg Friedrich) (1685 1759), немецкий композитор, большую часть жизни работавший в Англии; наряду с И.С.Бахом крупнейший представитель эпохи барокко в музыке и, по общему мнению, одна из величайших фигур в истории мирового музыкального… …   Энциклопедия Кольера

  • ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих — ( 23 II 1685, Галле 14 IV 1759, Лондон) Г. Ф. Гендель одно из крупнейших имен в истории музыкального искусства. Великий композитор эпохи Просвещения, он открыл новые перспективы в развитии жанра оперы и оратории, предвосхитил многие музыкальные… …   Музыкальный словарь

  • Гендель Георг-Фридрих — (Haendel) знаменитый германский композитор, проведший почти всю свою жизнь в Англии (1684 1759). Музыкальные способности Г. проявились весьма рано, несмотря на все препятствия со стороны отца. Восьмилетним мальчиком он уже хорошо играл самоучкой… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Гендель Георг-Фридрих — …   Википедия

  • Гендель Георг Фридрих — …   Википедия

  • ГЕНДЕЛЬ (Handel) Георг Фридрих — (1685 1759) немецкий композитор и органист. Около полувека работал в Лондоне. Мастер монументальной оратории, главным образом на библейские сюжеты (ок. 30), в т. ч. Саул , Израиль в Египте (обе 1739), Мессия (1742), Самсон (1743), Иуда Маккавей… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Георг Фридрих Гендель — …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Гендель Георг Фридрих» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»