Газетно-журнальные монополии это:

Газетно-журнальные монополии
        крупные капиталистические предприятия, владеющие большим количеством газет, журналов и других средств массовой информации и пропаганды. В деятельности Г.-ж. м. наглядно проявляется подчинение прессы и других средств массовой пропаганды интересам монополистов, тесно связанных с правящими кругами и проводящих их политику, обнажается зависимость буржуазной журналистики от денежного мешка.
         Появление Г.-ж. м. связано с общим процессом вступления капитализма в стадию империализма, с ростом и развитием монополистического капитала. Первые газетные тресты возникли в США (трест Скриппса, 1878) и в Великобритании (трест Ньюнеса, 1881). Вслед за ними были созданы крупные газетные концерны: в Великобритании — братьев Хармсуортов (получивших впоследствии титулы лордов Нортклиффа и Ротермира) и Бивербрука; в США — Хэрста, Мак-Кормика — Паттерсона; в Германии — Гугенберга, Ульштейна и др.
         Крупные Г.-ж. м. поглощают газеты более слабых фирм путём скупки газет и всякого рода «слияния». Сокращение числа газет сопровождается увеличением тиража крупных монополизированных газет. Так, в 1952 в США выходило 1865 ежедневных газет (разовый тираж 55 370 тыс. экз.), в Великобритании — 122 (31 млн. экз.), во Франции — 151 (10 193 тыс. экз.), а в 1966 соответственно в США — 1754 (61 397 тыс. экз.), в Великобритании — 106 (26 700 тыс. экз.), во Франции — 117(11 872 тыс. экз.).
         Расширяя сферу влияния, Г.-ж. м. своими капиталовложениями подчинили себе многие информационные агентства, предприятия бумажной и полиграфической промышленности, заводы по изготовлению типографской краски и т.д. В последние десятилетия с развитием радиовещания и телевидения они прибрали к своим рукам многие радио- и телевизионные станции. Кроме того, применяя разнообразные способы давления, «короли» буржуазной прессы контролируют значительную часть не принадлежащих им средств массовой информации и пропаганды в своих странах. Являясь проводниками идеологической экспансии империализма и неоколониализма, Г.-ж. м. стремятся захватить печать, радио и телевидение развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки.
         К современным крупнейшим Г.-ж. м. относятся: в Великобритании — «Ассошиэйтед ньюспейперс» (владеет 3 лондонскими ежедневными газетами, контролирует 13 ежедневных, 21 еженедельное издание, телевизионную компанию «Саутерн телевижн», является совладельцем телевизионных станций Австралии, имеет бумажно-целлюлозные предприятия в Канаде), «Интернэшонал паблишинг корпорейшен», основана С. Кингом (230 газет и журналов в Великобритании, Африке и Латинской Америке, капиталовложения в английском коммерческом телевидении, в бумажной промышленности Канады), концерн Р. Томсона (169 газет, 150 периодических изданий, 30 радио- и телевизионных станций в Великобритании, США, Канаде, Азии, Африке, Латинской Америке); в США — трест Ганнетта (30 газет, местные радио- и телевизионные станции), объединение Скриппс — Говард (18 газет, 75% акций агентства «Юнайтед пресс интернэшонал»), концерн Ньюхауса (22 газеты), монополия Хэрста (15 газет, 11 журналов, пресс-синдикат, клиентами которого являются около 2700 газет), «Тайм — Лайф инкорпорейтед» (журналы «Тайм», «Лайф» в США, а также их специальные издания для Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, журнал «Форчун», монополии принадлежат радиостанция, предприятия лесной и бумажной промышленности); в ФРГ — монополия Шпрингера (5 ежедневных и 2 воскресные газеты, несколько иллюстрированных журналов, контролирует 80% прессы ФРГ); во Франции — монополия по распространению печати Ашетт (имеет около 50% капиталовложений в общенациональную распространительскую организацию, контролирует издание крупнейшей вечерней газеты «Франс суар», 11 еженедельников и др.); в Японии — «Иомиури симбунся» (токийская ежедневная газета «Иомиури», несколько провинциальных газет, 2 телецентра), «Асахи симбунся» (крупнейшая ежедневная газета «Асахи», ряд вечерних газет и еженедельников), «Майнити симбунся» (вторая крупнейшая ежедневная газета «Майнити», несколько еженедельников и журналов, газета на англ. яз.).
         Господство Г.-ж. м. вызывает протест демократической общественности. Так, в 1968 в ФРГ прошли мощные демонстрации, направленные против деятельности концерна Шпрингера.
         Лит.: Беглов С., Монополии слова, М., 1969; Матвеев В. А., Империя Флит-Стрит, М., 1961; Иностранная печать. Краткий справочник, М., 1964.
         Я. Н. Засурский.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Газетно-журнальные монополии" в других словарях:

  • Издательское дело —         отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет, изобразительных материалов и других видов печатной продукции. Уровень, объём и направление И. д. определяются материальными,… …   Большая советская энциклопедия

  • Газета —         печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях; важнейшее оружие политической борьбы, одно из основных средств в системе массовой информации и пропаганды. Главное отличие Г. от других типов… …   Большая советская энциклопедия

  • Печать —         в широком и собирательном значении вся печатная продукция; в более узком, но распространённом значении термином «П.» (синоним пресса) обозначают периодические издания, главным образом газеты и журналы (см. Периодическая печать). Как одно… …   Большая советская энциклопедия

  • Журнал —         печатное периодическое издание. Как и Газета, Ж. является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определённых общественных классов,… …   Большая советская энциклопедия

  • Периодическая печать — (англ. periodicals, франц. périodiques, нем. Presse, итал. stampa periodica, исп. periódicos)         совокупность печатных изданий, вышедших или выпускаемых в определённые промежутки времени (отсюда синоним повременная печать); одно из основных… …   Большая советская энциклопедия

  • Журналистика —         вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации (См. Информация) через каналы массовой коммуникации (См. Массовая коммуникация) (пресса, радио, телевидение, кино и др.); одна из… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»