Печать это:

Печать
        в широком и собирательном значении — вся печатная продукция; в более узком, но распространённом значении термином «П.» (синоним — пресса) обозначают периодические издания, главным образом газеты и журналы (см. Периодическая печать). Как одно из основных средств массовой информации и пропаганды П. является мощным орудием социальной и политической борьбы, просвещения, распространения научных знаний, развития культуры, формирования мировоззрения.
         Возникнув в Европе в середины 15 в. (см. Книгопечатание), П. около пяти столетий (до появления других средств информации — радиовещания, а затем телевидения) служила главным средством массового общения, передачи и сохранения знаний, идей. Первыми печатными изданиями были книги, брошюры, листовки, в начале 17 в. появились газеты, в середине 17 в.— журналы; с середины 19 в. создаются агентства печати. С развитием радиовещания и телевидения в 20 в. П., вопреки утверждениям некоторых теоретиков, не утратила своих функций и значения, а напротив, углубила и расширила их, о чём свидетельствует непрерывно растущее распространение П. во всём мире.
         Социальная роль П. обусловливается тем, в чьих руках находятся материальная основа П. (типографии, бумага и др.) и средства её распространения. На первых порах П. использовалась главным образом церковью в целях укрепления и распространения религиозной идеологии (печатались богослужебные и богословские книги). В процессе исторического развития, когда церковь стала постепенно терять монополию на духовную жизнь общества, появилась светская П., выражавшая и защищавшая идеологию правящих классов. Особенно усилилась роль П. как средства идеологического давления буржуазии на трудящихся в эпоху развитого капитализма. В борьбе с «охранительной» П., служащей затемнению сознания народных масс, возникла прогрессивная, революционная П., оппозиционная господствовавшему строю и идеологии; она росла и развивалась, вызывая ненависть и гонения всех реакционных сил. История П. насыщена глубоко драматичными событиями — книги, содержавшие передовые идеи и научные открытия, сжигали на кострах нередко вместе с их создателями, тысячи произведений заносились папской инквизицией в «Индекс запрещенных книг» (См. Индекс запрещённых книг), повсюду учреждалась цензура, произведения революционной П. конфисковывались и уничтожались. Но несмотря на все преграды, прогрессивная, революционно-демократическая П. продолжала существовать (см., например, Вольная русская печать, Подпольная печать).
         С возникновением марксизма (середина 19 в.) и его распространением появилась П. нового типа — революционно-пролетарская П., мощное орудие борьбы против эксплуататоров. В России идеи марксизма широко пропагандировался Большевистская печать, вдохновителем и организатором которой был В. И. Ленин.
         После победы в России Великой Октябрьской социалистической революции начался процесс становления подлинно народной П. Прежде всего нужно было сломить сопротивление буржуазной П. и создать материальные условия для развития советской П. Решающую роль в этом сыграл опубликованный 28 октября (10 ноября) 1917 Декрет о печати, которым пресекалась возможность выпуска контрреволюционных изданий и передавались в руки рабоче-крестьянского правительства крупнейшие частные типографии. Основы советского книгоиздательства заложил Декрет ЦИК о Государственном издательстве, принятый 29 декабря 1917 (11 января 1918).
         Коммунистическая партия повседневно руководила и руководит процессом развития и практической деятельностью П., считая её «... могучим орудием пропаганды, агитации и организации; незаменимым средством воздействия на самые широкие массы» («КПСС в резолюциях...», 8 изд., т. 2, 1970, с. 85). В. И. Ленин видел главную задачу П. в том, чтобы она служила «орудием социалистического строительства» (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 192) и призывал «... превратить прессу из органа преимущественно сообщения политических новостей дня в серьезный орган экономического воспитания масс населения» (там же, с. 146). В период становления системы П. в СССР вопросы П. являлись предметом специального рассмотрения на ряде съездов партии, 8-й съезд РКП (б) (1919) определил основные методы партийного руководства П. 11-й съезд РКП (б) (1922) указал, что «партийно-политическое руководство всей печатью должно быть усилено. Каждый партийный комитет должен выделить специальные кадры работников печати» (О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сб. документов и материалов, 1972, с. 81). В целях улучшения обслуживания читательской массы и усиления связи П. с широкими слоями трудящихся на 12-м съезде РКП (б) (1923) партией была выдвинута задача создания специализированных газет для каждого основного слоя читателей. Этим были заложены основы дифференциации всей системы советской П., получившей своё воплощение в сложившихся группах изданий, ориентированных на различные читательские категории (см. Комсомольская печать, Молодёжные журналы, Пионерские газеты, Пионерские журналы), а также учитывающих профессиональные интересы отдельных читательских слоев (см. Профсоюзная печать, Военная печать).
         Опираясь на основные идеи партийной пролетарской печати, содержащиеся в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Коммунистическая партия создала высокоидейную партийно-советскую печать (См. Партийно-советская печать), сделала её частью общепартийного дела. Принципы партийности, правдивости, народности, массовости П., заложенные ещё в дооктябрьский период большевистской П., развитые и конкретизированные в последующих решениях партии, являются основополагающими принципами всей советской П. В СССР П. стала орудием осуществления великой организаторской задачи КПСС — вовлечения трудящихся масс в активное строительство коммунистического общества. Непосредственное участие народа в деятельности органов П. находит выражение в рабселькоровском движении (См. Рабселькоровское движение).
         В СССР виды печатной продукции делятся на непериодические, периодические и продолжающиеся издания (см. табл.). Основные виды изданий — газеты, журнальные издания, книги и брошюры, изоиздания — в свою очередь классифицируются по нескольким направлениям.
         Газеты подразделяются по содержанию — на общеполитические и специализированные (по читательскому назначению); по ведомственной принадлежности — центральные, республиканские, областные, районные, городские, низовые (учреждений, организаций, вузов, предприятий — см. Многотиражная печать) и колхозные (см. также ст. Газета, раздел Газета в СССР).
         Система журнальных изданий включает журналы, блокноты агитатора, бюллетени, труды, учёные записки и т.п. По содержанию журнальные издания подразделяются на партийные, общественно-политические и социально-экономические, литературно-художественные и общественно-политические, естественнонаучные, технические, сельскохозяйственные и т.д.; кроме того, есть издания смешанного содержания. По целевому назначению — научные, научно-популярные, научно-информационные, производственные и т.д. По читательскому назначению — издания для детей, молодёжи, женщин. По ведомственной принадлежности — центральные, республиканские, областные, издания общественных организаций, научных учреждений, вузов, центров НТИ (см. также ст. Журнал, раздел Журнал в СССР).
         Классификация книжной продукции ведётся по целевому назначению: массовая политическая литература, художественная литература (см. Литература, Детская литература), Научная литература, Научно-популярная литература, Производственная литература, Учебная литература, Справочная литература, программная и методическая литература, официально-документальная литература. По содержанию книги и брошюры классифицируются по основным отраслям знаний (в соответствии с принятой библиотечно-библиографической классификацией). Система книжных издательств включает издательства центральные, республиканские, краевые,
         Рост выпуска произведений печати в СССР
        ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        |                                                   | 1913                                  | 1940                               | 1973                                   |
        |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        |                                                   | число             | тираж,       | число           | тираж,       | число             | тираж,       |
        | Виды произведений печати         | изданий          | млн.          | изданий       | млн.          | изданий          | млн.           |
        |                                                   |                       | экз.           |                    | экз.           |                       | экз.            |
        |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Книги и брошюры                        | 30079             | 99.2           | 45830           | 462,2         | 80172             | 1529,3        |
        |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Газеты                                        | 859                 |                  | 8806            | 7528          | 7973               | 35325         |
        |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Журнальные издания                  |                       |                  |                    |                  |                       |                  |
        | (периодические и                        |                       |                  |                    |                  |                       |                  |
        | продолжающиеся)                      | 1331               | …              | 1822            | 245,4         | 6790               | 3075          |
        ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
        областные, зональные, городские, издательства общественных организаций, министерств, ведомств, научных учреждений и университетов (см. ст. Издательское дело, раздел Издательское дело в СССР).
         Изоиздания включают плакаты, портреты, репродукции, эстампы, открытки, прикладную графику, альбомы (последние учитываются в книжной продукции).
         Национальная политика КПСС и Советского государства ярко проявляется в многонациональном характере советского П., которая обеспечивает развитие национальных литератур, науки и культуры. Во всех союзных и автономных республиках, национальных округах, краях и областях выпускаются газеты, журналы, книги и брошюры на языках народов СССР; так, в 1973 газеты выходили на 56 языках, журналы на 44 языках, книги и брошюры на 63 языках народов СССР (см. также раздел Печать, радиовещание, телевидение в статьях о союзных и автономных республиках; раздел, посвященный культуре, в статьях о краях и областях).
         В др. социалистических странах П. за годы народной власти получила развитие на основе марксистско-ленинской идеологии и новых экономических принципов. Являясь важным средством политического воспитания трудящихся, она служит делу построения нового общества, техническому, научному и культурному прогрессу.
         В развивающихся странах становление национальной П. происходит в сложных условиях. Сказываются тяжёлые последствия недавнего колониального прошлого (неграмотность большей части населения, нехватка национальных кадров), а часто также влияние неоколониалистской политики и идеологии империалистических держав. Однако несмотря на трудности роль П. как орудия просвещения и воспитания народных масс, развития национальной экономики и культуры возрастает.
         Современная буржуазная политическая П. остаётся служанкой класса капиталистов, который владеет огромными по масштабам и технически хорошо оснащенными средствами П. «Свобода печати во всем мире, где есть капиталисты, есть свобода покупать газеты, покупать писателей, подкупать и покупать и фабриковать “общественное мнение” в пользу буржуазии» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 79). В результате острой конкурентной борьбы усиливается процесс концентрации печатных изданий в руках отдельных «королей» прессы и всесильных издательских монополий (см. Газетно-журнальные монополии). Так формируется в капиталистическом мире «монополия слова». Затушёвывая факт полного подчинения массовой П. воле монополий, буржуазные теоретики пытаются использовать лозунг «свободы печати» в качестве демагогического оружия против руководящей роли компартий в П. социалистических стран. Но, как говорил В. И. Ленин: «Мы в “абсолюты” не верим», а в каждом конкретном случае спрашиваем, что отстаивают — «... Какую свободу печати? для чего? для какого класса?» (там же, с. 78). Если 4/5 тиража ежедневных газет капиталистического мира контролируется горсткой миллионеров, то ясно, о какой свободе П. идёт речь,— это свобода капиталистов формировать в своих интересах общественное мнение, пропагандировать буржуазный образ жизни, искажать факты, чтобы охранить капиталистическую систему от потрясений, клеветать на страны социализма.
         Буржуазной П. в капиталистических странах противостоит П. компартий и др. прогрессивных демократических организаций. Подвергаясь преследованиям со стороны правящих классов, она находит поддержку в массах трудящихся, интересы которых отстаивает. П. компартий капиталистических стран неуклонно следует ленинским принципам П. См. также Журналистика.
         Лит. см. при статьях, на которые даны ссылки.
         И. М. Терехов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Синонимы:

Смотреть что такое "Печать" в других словарях:

  • ПЕЧАТЬ — печати, жен. 1. Небольшой ручной предмет с резным обратным изображением каких–н. знаков, какого–н. текста для воспроизведения этих знаков оттискиванием на мягком материале (воске, сургуче и т. п.) или посредством краски (обычно с целью… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПЕЧАТЬ — жен. ручная вещица разного вида, с вырезанным на ней письмом, вензелем, тамгой, знаками, гербом или иным начертаньем, для оттиска на сургуче, на воску, либо чернью и краской, что служит рукоприкладством. Печать гербовая, именная. | Отпечаток,… …   Толковый словарь Даля

  • печать — См. знак, качество книга за семью печатями... См …   Словарь синонимов

  • печать —   Печать молчания (или безмолвия) или печать на устах (книжн.)    1) запрет говорить, обет не говорить.     Ещё ли не сломил безмолвия печать? рибоедов.    2) молчаливость.     Тихий гений размышленья ему поставил от рожденья печать молчанья на… …   Фразеологический словарь русского языка

  • ПЕЧАТЬ — ПЕЧАТЬ, техника многократного воспроизведения изображения, такого как текст или рисунки. Существует три основных формы печати высокая печать, глубокая печать и ЛИТОГРАФИЯ (плоская печать). Еще древние китайцы и японцы покрывали чернилами… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • печать — Криптографическое контрольное значение, которое обеспечивает поддержку целостности, но не защищает от подлога, осуществляемого получателем (т. е. не обеспечивает фиксацию авторства). Если печать связана с элементом данных, то этот элемент данных… …   Справочник технического переводчика

  • Печать —       В Ленинграде сосредоточены редакции областных, городских, районных и многотиражных газет, журналов различной тематики. Издаются газеты: областные «Ленинградская правда», «Ленинградский рабочий», «Смена», «Ленинские искры», городская… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Печать — 1. То же, что печатание. 2. Способ печати (глубокая печать, высокая П., офсетная П., трафаретная П., цифровая П. и т. д.) …   Издательский словарь-справочник

  • Печать — Печать. В Ленинграде сосредоточены редакции областных, городских, районных и многотиражных газет, журналов различной тематики. Издаются газеты: областные «Ленинградская правда», «Ленинградский рабочий», «Смена», «Ленинские искры», городская …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • ПЕЧАТЬ — печатная форма (прибор), содержащая рельефное или углубленное изображение текста (текста и рисунка) с полным наименованием юридического или физического лица, служащая для оттиска на бумаге, сургуче, пластилине и иных материалах. Оттиск П. в… …   Юридический словарь

  • ПЕЧАТЬ — в широком значении печатная продукция; в более узком, но распространенном значении периодические издания, главным образом газеты и журналы (синоним пресса) …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Печать» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»