Авиа- и ракетостроительные монополии это:

Авиа- и ракетостроительные монополии
        капиталистических стран. Производство авиа- и ракетной техники сконцентрировано в руках небольшой группы монополий главных капиталистических стран. Господствующее положение во 2-й половине 60-х гг. занимали монополии США, на долю которых приходилось около 80% всей продукции авиаракетной техники в капиталистическом мире и более 80% её экспорта. Значительные авиационные компании Англии, Франции, ФРГ и Японии. В США более 50% всех занятых в отрасли работает на предприятиях шести монополий-гигантов (см. табл.).
         Крупнейшие авиа- и ракетостроительные монополии капиталистических стран1
         (1966, млн. долл.)
        ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        |                     | Год         | Активы | Собственный | Число    | Оборот   | Валовая | Валовая прибыль  | Чистая   |
        |                     | создания |             | капитал         | занятых | по          | прибыль | (%)                        | прибыль |
        |                     |                |             |                      | (тыс.     | продаже |              |                              |              |
        |                     |                |             |                      | чел.)      |               |              |                              |              |
        |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Монополии   |                |             |                      |              |               |              | к           | к собст-  |              |
        | США            |                |             |                      |              |               |              | обороту | венному  |              |
        |                     |                |             |                      |              |               |              |              | капиталу |              |
        |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | "Боинг"        | 1916        | 1445     | 564               | 128        | 2357       | 151        | 6,4        | 26,9        | 76          |
        |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | "Мак-           | 1967        | 853      | 323               | 124        | 1775       | 96          | 5,3        | 30,0        | 47          |
        | Доннел-        |                |             |                      |              |               |              |              |               |              |
        | Дуглас"2       |                |             |                      |              |               |              |              |               |              |
        |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | «Норт-          | 1967        | 966      | 568               | 114        | 2660       | 169        | 6,4        | 29,7        | 90          |
        | Американ-    |                |             |                      |              |               |              |              |               |              |
        | Рокуэлл»     |                |             |                      |              |               |              |              |               |              |
        |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | «Дженерал   | 1952        | 734      | 286               | 93         | 1797       | 101        | 5,5        | 35,3        | 58          |
        | дайнемикс»  |                |             |                      |              |               |              |              |               |              |
        |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | «Локхид       | 1932        | 727      | 318               | 90         | 2085       | 110        | 5,3        | 31,3        | 59          |
        | эркрафт»     |                |             |                      |              |               |              |              |               |              |
        |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | «Юнайтед    | 1934        | 1046     | 417               | 82         | 1666       | 96          | 5,1        | 22,9        | 46          |
        | эркрафт»     |                |             |                      |              |               |              |              |               |              |
        |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Монополии   |                |             |                      |              |               |              |              |               |              |
        | западно-      |                |             |                      |              |               |              |              |               |              |
        | европейских |                |             |                      |              |               |              |              |               |              |
        | стран3          |                |             |                      |              |               |              |              |               |              |
        |                     |                |             |                      |              |               |              |              |               |              |
        |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | «Хокер         | 1935        | 938      | 385               | 122        | 1075       | …          | 2,2        | 6,5          | 23,5       |
        | Сидли груп» |                |             |                      |              |               |              |              |               |              |
        | (Англия)       |                |             |                      |              |               |              |              |               |              |
        |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | «Бритиш      | 1960        | 239      | 47                 | 34         | 448        | …          | 1,9        | 18,0        | 8,7         |
        | эркрафт»     |                |             |                      |              |               |              |              |               |              |
        | (Англия)       |                |             |                      |              |               |              |              |               |              |
        |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | «Сюд-          | 1957        | 591      | 87                 | 29         | 309        | …          | 0,9        | 3,7          | 2,7         |
        | авиасьон»    |                |             |                      |              |               |              |              |               |              |
        | (Франция)     |                |             |                      |              |               |              |              |               |              |
        ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
        1 Монополии расположены по числу занятых на предприятиях каждой монополии в убывающем порядке. 2 За 1965. 3 Вследствие отсутствия данных о валовой прибыли приведены чистая прибыль и ее отношение к обороту и собственному капиталу.
         В Англии 95% всей авиапромышленности монополизовано «большой четвёркой»: «Хокер Сидли груп» («Hawker Siddeley Group») и «Бритиш эркрафт» («British Aircraft») (авиа- и ракетостроение), «Уэстленд эркрафт» («Westland Aircraft») (вертолётостроение), «Роллс-Ройс» («Rolls-Royce») и её дочерней фирмой «Бристол Сидли энджинс» («Bristol Siddeley Engines») (авиадвигатели). Во Франции большая часть авиатехники выпускается тремя компаниями: «Сюд-авиасьон» («Sud-Aviation»), «Нор-авиасьон» («Nord-Aviation») и «Марсель Дассо» («Marcel Dassault»), в ФРГ — пятью: «Ферайнигте флюгтехнише верке» («Vereinigte Flugtechnische Werke»), «Бёльков» («Bölkow»), «Дорнье» («Dornier»), «Мессершмитт» («Messerschmitt»), «Гамбургер флюгцойгбау» («Hamburger Flugzeugbau»). В Японии на долю четырёх фирм приходится до 97% всего производства авиатехники, в том числе у «Мицубиси хэви индастрис» («Mitsubishi Heavy Industries») сосредоточено 50%. В Италии выпуском авиатехники занимается практически только «ФИАТ» («FIAT»). Наряду со специальными А.- и р. м. известную роль в развитии этой отрасли производства играют также компании других отраслей, в том числе автомобильные ["Дженерал моторс" («General Motors»), «Форд» («Ford») и «Крайслер» («Chrysler») в США, «ФИАТ» в Италии], электротехнические ["Дженерал электрик" («General Electric»), «Вестингауз электрик» («Westinghouse Electric») и «Уэстерн электрик» («Western Electric») в США].
         Монополии США по своей мощи значительно превосходят компании других стран. Шестёрка авиаракетных корпораций США входит в число 50 крупнейших промышленных монополий капиталистического мира. Число занятых в одной только «Боинг» («Boeing») превышает 125 тыс., тогда как в Англии во всей отрасли занято около 250 тыс., а во Франции 100 тыс. чел. По величине активов и числу занятых с монополиями США может сравниться только английская «Хокер Сидли груп», уступающая, однако, им по размерам оборота. Корпорации США обладают монополией на такие важные виды продукции, как стратегические ракеты, межконтинентальные воздушные лайнеры и др. По их лицензиям работают многие авиакомпании Европы, Канады и Японии. Развитие западно-европейских авиаракетных компаний затруднено как конкуренцией мощных монополий США, так и относительной узостью внутреннего рынка этих стран: ёмкость рынка западно-европейских стран для продукции гражданской авиатехники составляет 40%, а для военной авиационной продукции около 20% ёмкости рынка США.
         Конкуренция монополий США и высокие темпы технического прогресса, приводящие к строительству более дорогих и сложных машин, вызвали серию слияний и поглощений среди авиаракетных компаний ведущих западно-европейских стран и вынуждают их кооперироваться при разработке отдельных проектов; в 1967 приняты решения о слиянии двух ведущих компаний Англии («Хокер Сидли груп» и «Бритиш эркрафт»), трёх в ФРГ («Бёльков», «Мессершмитт» и «Ферайнигте флюгтехнише верке») и о реорганизации французской авиаракетной промышленности с целью дальнейшей её концентрации и специализации.
         Большое военно-стратегическое значение А.- и р. монополий и капиталоемкость производства обусловили высокое развитие государственно-монополистических тенденций в этой отрасли. Государство субсидирует и финансирует производство, а также значительную часть исследовательских работ монополий. В США и Великобритании многие авиационные предприятия были построены в годы 2-й мировой войны на государственные средства, а затем переданы на льготных условиях частному капиталу. Большое участие государство принимает в реорганизации авиа- и ракетостроения в Великобритании и в особенности во Франции, где оно является собственником ведущих авиационных компаний. А.- и р. монополии США тесно связаны с военным ведомством. В их руководящие органы входит большое число отставных генералов и адмиралов, в частности, только на «Дженерал дайнемикс» («General Dynamics») работает около 190 бывших высокопоставленных военных.
         А.- и р. м. представляют собой мощные военно-промышленные концерны, в оборотах которых военная и космическая продукция занимает от 50% до 90%; крупнейшие из них выступают генеральными подрядчиками по комплексным системам оружия. По сумме получаемых военных заказов А.- и р. м. США занимают первые места среди промышленных компаний страны. В 1965 «Локхид» («Lockheed») получила военные заказы на сумму 1,7 млрд. долларов, «Дженерал дайнемикс» 1,1 млрд., «Мак-Доннелл» 855 млн., «Норт-Американ» 745 млн.,"Юнайтед эркрафт" 632 млн. и «Боинг» 583 млн. долларов. Правительственные заказы на военную и космическую технику служат источниками высоких прибылей. Особенно наживаются А.- и р. м. в периоды военных действий. По сравнению с 1935 валовой доход 8 авиаракетных компаний США увеличился в 1940 в 91 раз, в 1945 более чем в 210 раз. Только за 1964—66 в связи с агрессией США во Вьетнаме валовая прибыль А.- и р. м. США выросла в 1,5 раза и составила почти 2 млрд. долларов. А.- и р. м. ведут постоянную борьбу за получение правительственных заказов, исход которой зачастую решают не объективные показатели, а связи с военным ведомством. Ярким примером является скандальный случай с крупнейшим в истории США многомиллиардным (6,5 млрд. долларов) заказом на производство военных самолетов FB-111. Несмотря на то, что «Боинг» представила более экономичный и технически более совершенный проект, этот заказ в 1962 был выдан фирме «Дженерал дайнемикс», т. к. её поддержали некоторые руководящие военные деятели. Построенный ею самолёт оказался в несколько раз дороже запроектированного и не соответствовал обусловленным тактико-техническим характеристикам.
         Крупнейший по числу занятых А.-и р. м. является концерн «Боинг» (США), занимающий 1-е место в мире по производству воздушных лайнеров, один из ведущих поставщиков реактивных транспортных самолётов и вертолётов, а также известного бомбардировщика В-52, генеральный подрядчик по выпуску системы оружия «Минитмен». Поставки правительству составляют в среднем 50%, в отдельные годы до 70% всех продаж монополии. «Боинг» входит в сферу влияния калифорнийской финансовой группы и группы «Фёрст нэшонал сити банк» («First National City Bank»). Занимающая первое место по размерам оборота «Норт-Американ-Рокуэлл» («North-American-Rockwell», США) создана в 1967 путём слияния двух корпораций: 1) контролируемой Дюпонами « Норт-Американ авиэйшен», выпускающей ракетные двигатели и космическую технику (40% её продукции), в том числе космические корабли «Аполлон», и 2) «Рокуэлл стандард», выпускающей узлы и компоненты для авиаракетной, автомобильной и другой техники.
         Монополия «Мак-Доннелл-Дуглас» («McDonnell-Douglas», США) основана в 1967 после того, как одна из ведущих авиаракетных корпораций «Мак-Доннелл», выпускающая в основном военную и космическую продукцию, поглотила компанию «Дуглас эркрафт» («Douglas Aircraft»), важное место в продукции которой занимали гражданские самолёты.
         «Дженерал дайнемикс» (США) выпускает почти исключительно военную и космическую технику и является одним из крупнейших поставщиков управляемых снарядов, военных самолётов, подводных лодок; контролируется группами Лимена и Крауна. Монополия известна рядом неудачных проектов (FB-111 и др.).
         90% продукции концерна «Локхид» (США), находящегося в сфере влияния калифорнийской финансовой группы, приходится на военную и космическую технику. Он занимает одно из ведущих мест в области создания стратегических баллистических ракет, является генеральным подрядчиком по производству ракет «Поларис» для атомных подводных лодок. По его лицензии в ФРГ, Японии, Италии, Бельгии и Нидерландах построены истребители-бомбардировщики F-104 «Старфайтер».
         «Юнайтед эркрафт» (США) специализируется на выпуске мощных реактивных и турбовинтовых двигателей, электронной аппаратуры «Норден» и вертолётов, по производству которых она занимает 2-е место в США. По её лицензиям строятся вертолёты в Англии, Франции и Японии. Контролируется Гарриманами и «Фёрст нэшонал сити банк».
         На долю авиаракетной продукции приходится около 70% объёма производства английской монополии «Хокер Сидли груп». Она занимает важные позиции в производстве авиадвигателей и другой авиатехники в Канаде [через дочернюю фирму «Де Хэвил-ленд эркрафт оф Канада» («De Havil-land Aircraft of Canada»)].
         По проекту реорганизации авиаракетостроения Франции, принятому в 1967, государственные компании «Сюд-авиасьон» и «Нор-авиасьон» сосредоточат в своих руках выпуск соответственно гражданской авиапродукции и ракетной техники, а строительство военных самолётов будет сконцентрировано на предприятиях частной компании «Марсель Дассо».
         Ведущее место в самолётостроении ФРГ занимает компания «Ферайнигте флюгтехнише верке», 35% акционерного капитала которой принадлежит Круппу, 26% «Юнайтед эркрафт» (США) и 12% семье Хейнкель; она создана в 1963 путём слияния компаний «Фокке-Вульф» и «Везер», в 1964 к ней присоединилась фирма «Э. Хейнкель». В ней занято 10 тыс. человек. Компания в 1967 освоила серийное производство разработанных совместно с французскими компаниями военно-транспортных самолётов для западно-германского бундесвера и французских ВВС.
         И. А. Агаянц.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Авиа- и ракетостроительные монополии" в других словарях:

  • Монополии капиталистические —         крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и т. д.), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе… …   Большая советская энциклопедия

  • Машиностроительные монополии —         капиталистических стран (общее машиностроение). В отраслях общего машиностроения основных промышленно развитых капиталистических стран (металлообрабатывающее, металлургическое, энергетическое, подъёмно транспортное, строительное, дорожное …   Большая советская энциклопедия

  • Боинг — («Боинг»)         авиа и ракетостроительная компания США; см. в ст. Авиа и ракетостроительные монополии …   Большая советская энциклопедия

  • Авиационная промышленность —         зародилась в начале 20 в., как крупная отрасль промышленности развилась в годы 1 й мировой войны 1914 18, огромного роста достигла в период 2 й мировой войны 1939 45 и после неё; относится к числу наиболее концентрированных отраслей… …   Большая советская энциклопедия

  • Норт-американ-рокуэлл — («Норт американ рокуэлл»)         см. в ст. Авиа и ракетостроительные монополии …   Большая советская энциклопедия

  • Юнайтед эркрафт — («Юнайтед эркрафт»)         авиастроительная компания США, с 1975 «Юнайтед текнолоджис». См. в ст. Авиа и ракетостроительные монополии …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»