Машиностроительные монополии это:

Машиностроительные монополии
        капиталистических стран (общее машиностроение). В отраслях общего машиностроения основных промышленно развитых капиталистических стран (металлообрабатывающее, металлургическое, энергетическое, подъёмно-транспортное, строительное, дорожное, сельскохозяйственное, химическое, нефтяное, насосно-компрессорное, холодильное, целлюлозно-бумажное, текстильное, кожевенное, пищевое, полиграфическое оборудование и др.) имеется ряд крупных компаний (см. таблицу).
         Крупнейшие монополии общего машиностроения
         капиталистического мира (1972, млн. долларов)1
        --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        |                                                        | Год основания  | Оборот по    | Активы      | Собственный       | Число          |
        |                                                        |                          | продаже      |                  | капитал                | занятых       |
        |                                                        |                          |                    |                  |                            | (тысяч         |
        |                                                        |                          |                    |                  |                            | человек)      |
        |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | «Хитати» (Япония)                           | 1910                  | 4354            | 6272          | 1576                    | 151              |
        |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | «Мицубиси хэви индастрис»            | 1870                  | 3981            | 7264          | 663                      | 111              |
        | (Япония)                                          |                          |                    |                  |                            |                    |
        |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | «Интернэшонал харвестер» (США)   | 1902                  | 3493            | 2574          | 1198                    | 100              |
        |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | «Катерпиллар трактор» (США)          | 1925                  | 2602            | 1912          | 1160                    | 67                |
        |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | «Гутехоффнунгсхютте» (ФРГ)         | 1873                  | 2329            | 1873          | 191                      | 90                |
        |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | «Зингер» (США)                               | 1873                  | 2218            | 1609          | 763                      | 117              |
        |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | «Броун, Бовери» (Швейцария)          | 1891                  | 1776            | 2247          | 194                      | 92                |
        |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | «Дир энд Ко» (США)                        | 1911                  | 1500            | 1554          | 800                      | 45                |
        |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | «Масси-Фергюсон» (Канада)            | 1847                  | 1190            | 1057          | 444                      | 46                |
        |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | «Комбасчен инджиниринг» (США)    | 1910                  | 1180            | 740            | 295                      | 35                |
        |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | «СКФ» (Швеция)                              | 1907                  | 1048            | 1357          | 550                      | 65                |
        |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | «Аллис-Чалмерс» (США)                  | 1901                  | 960              | 835            | 390                      | 28                |
        |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | «Бабкок энд Уилкокс» (США)           | 1881                  | 956              | 717            | 317                      | 34                |
        |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | «Студебекер-Уортингтон»2 (США)     | 1967                  | 879              | 876            | 302                      | 27                |
        |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | «Зульцер» (Швейцария)                   | 1834                  | 764              | 1074          | 569                      | 37                |
        |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | «Шнейдер» (Франция)                      | 1836                  | 554              | 125            | 209                      | 55                |
        --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
        1 Расположены по размеру оборота по продаже в убывающем порядке.
        2 Образована слиянием «Уортингтон» (основана в 1916) и «Студебекер» (основана в 1903).
         В металлургическом машиностроении ведущее положение занимают 4 монополии США (на которые в 1971 приходилось примерно 85 % общего производства металлургического оборудования в стране), 5 компаний ФРГ и по 3 Великобритании, Франции и Японии, 2 из которых — «Мицубиси хэви индастрис» (Mitsubishi Heavy Industries) и «Хитати» (Hitachi) сильно диверсифицированы, являясь одновременно судостроительными компаниями, а также изготовителями энергетического и другого оборудования и транспортных средств.
         Основными поставщиками энергетического оборудования являются две швейцарские фирмы — «Броун, Бовери» (Brown, Boveri) (выпускающая также электротехническое оборудование), дизелестроительная «Зульцер» (Sulzer) и французский концерн «Шнейдер» (Schneider).
         Главную роль на рынке атомных реакторов занимают 4 американские монополии, а также 12 компаний других стран — ФРГ, Великобритании, Франции, Италии, Японии (по две), Швеции и Канады (по одной). В США их основными изготовителями являются электротехнические монополии — «Дженерал электрик» (General Electric), «Вестингауз электрик» (Westinghouse Electric) (в 1970 на их долю приходилось соответственно 39 % и 29 % всех произведённых в США реакторных установок), «Комбасчен инджиниринг» (Combustion Engineering) (20 %), выпускающая, кроме того, металлургическое, нефтеперерабатывающее, подъёмно-транспортное и холодильное оборудование, и «Бабкок энд Уилкокс» (Babcock and Wilcox) (12 %), производящая также энергетическое, насосно-компрессорное и химическое оборудование. В ФРГ — «Гутехоффнунгсхютте» (Gutehoffnungshütte) и «Крафтверке унион» (Kraftwerke Union) и т. д.
         В тракторостроении основных капиталистических стран господствует также небольшое число монополий. В США 75 % производства тракторов в 1971 приходилось на 8 компаний — «Интернэшонал харвестер» (International Harvester), «Катерпиллар трактор» (Caterpillar Tractor), «Дир энд Ко» (Deere and Со), «Аллис-Чалмерс» (Allis-Chalmers ), автомобильную — «Форд» (Ford) и др. В Великобритании их производство сосредоточено в основном у 6 фирм, причём на долю двух из них — английского отделения «Масси-Фергюсон» (Massey-Ferguson) и филиала «Форда» приходится примерно 75 % общего выпуска тракторов в стране. Во Франции 4 компании производят около 90 %, в ФРГ 6 фирм — более 60 % и в Италии 4 компании — примерно 80 % всей продукции тракторостроения этих стран. В производстве подшипников ведущее место занимает шведская фирма СКФ (SKF) (около 25 % выпуска капиталистического мира).
         Уровень монополизации в ряде отраслей общего машиностроения не высок. Выпуском, например, станков и кузнечно-прессового оборудования заняты сотни компаний, из них небольшое число крупных. Так, в США, занимающих 1-е место среди капиталистических стран в производстве металлообрабатывающего оборудования, в 1970 только 3 фирмы входили в число 400 крупнейших американских монополий. В целом уровень концентрации производства, а также концентрации и централизации капитала в общем машиностроении ниже, чем в электротехническом и транспортном машиностроении.
         Для монополий (особенно американских) ряда отраслей общего машиностроения (как и для электротехнического и транспортного машиностроения) характерен вывоз капитала — создание филиалов и дочерних предприятий как в промышленно развитых капиталистических государствах, так и в развивающихся странах. Наиболее широко монополии США проникли в тракторостроительную промышленность Западной Европы, а также ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки. Так, «Интернэшонал харвестер» имеет тракторостроительные заводы во Франции, ФРГ и Великобритании и более 20 предприятий по производству и сборке тракторов и сельскохозяйственных машин в развивающихся странах. У «Дир энд Ко» филиалы находятся в ФРГ, Франции и Швейцарии, а у «Аллис-Чалмерс» — в Италии и Бельгии. Международная канадско-англо-американская компания «Масси-Фергюсон», помимо крупных заводов в этих 3 странах, имеет филиалы в ФРГ, Франции и Италии и около 20 предприятий по сборке тракторов и сельскохозяйственных машин в развивающихся странах. В целом на долю 4 указанных тракторостроительных монополий, а также компании «Форд» (имеющей дочерние компании, выпускающие тракторы в Великобритании и Бельгии) вместе со всеми их заграничными филиалами и контролируемыми предприятиями приходится около 60 % мирового капиталистического производства колёсных тракторов.
         У крупнейшей американской компании по производству дорожно-строительного оборудования и гусеничных тракторов «Катерпиллар трактор» дочерние компании и филиалы находятся в 11 странах, где ею контролируются 17 предприятий. «Комбасчен инджиниринг» имеет отделения и филиалы в 8 странах Западной Европы, «Студебекер-Уортингтон» (Studebaker-Worthington), выпускающая насосно-компрессорное, энергетическое, химическое и холодильное оборудование, — в 7 странах, а известный поставщик бытовых, а также промышленных швейных машин, конторского и электронного оборудования американская компания «Зингер» (Singer) — в 10 странах Западной Европы и в ряде развивающихся стран.
         Монополии общего машиностроения значительную долю выпускаемой продукции поставляют на внешние рынки. Расширению экспорта продукции общего машиностроения, несмотря на обострение конкурентной борьбы, способствуют усиливающаяся специализация и научно-технический прогресс, ускоряющий моральный износ находящихся в эксплуатации машин и оборудования и приводящий к созданию нового и совершенствованию существующего оборудования. См. также Автомобильные монополии, Авиа- и ракетостроительные монополии, Картель международный, Электротехнические и электронные монополии.
         А. А. Змеев.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Машиностроительные монополии" в других словарях:

  • Монополии капиталистические —         крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и т. д.), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе… …   Большая советская энциклопедия

  • Автомобильные монополии —         капиталистических стран. Подавляющая часть производства и сбыта автомобилей сконцентрирована в руках небольшого числа монополий США, ФРГ, Франции, Италии и Англии. В 1966 почти 4/5 мирового капиталистического производства автомобилей… …   Большая советская энциклопедия

  • Машиностроение — I Машиностроение         комплекс отраслей тяжёлой промышленности, изготовляющих орудия труда для народного хозяйства, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения. М. является материальной основой технического перевооружения… …   Большая советская энциклопедия

  • Машиностроение — I Машиностроение         комплекс отраслей тяжёлой промышленности, изготовляющих орудия труда для народного хозяйства, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения. М. является материальной основой технического перевооружения… …   Большая советская энциклопедия

  • Дженерал моторс — («Дженерал моторс»)         см. Автомобильные монополии, Машиностроительные монополии …   Большая советская энциклопедия

  • Интернэшонал Харвестер Компани — («Интернэшонал Харвестер Компани»)         см. в ст. Машиностроительные монополии …   Большая советская энциклопедия

  • Катерпиллар трактор — («Катерпиллар трактор»)         см. в ст. Машиностроительные монополии …   Большая советская энциклопедия

  • Мицубиси Хеви Индастрис — («Мицубиси Хеви Индастрис» )         см. в ст. Машиностроительные монополии …   Большая советская энциклопедия

  • Экономический очерк. Машиностроение — Судоверфь в г. Ангра дус Рейс. Бразилия. Экономический очерк. МашиностроениеМашиностроение — сравнительно новая, быстро развивающаяся отрасль обрабатывающей промышленности Латинской Америки. На неё приходится около 20% валовой продукции… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Австралийский Союз — (Commonwealth of Australia)          I. Общие сведения          А. С. государство в составе Содружества (брит.). Расположено на материке Австралия, о. Тасмания, мелких прибрежных островах Флиндерс, Кинг, Кенгуру и др. Площадь 7,7 млн. км2.… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»