Стасов

Стасов
I Ста́сов
        Василий Петрович [24.7(4.8).1769, Москва, — 24.8(5.9). 1848, Петербург], русский архитектор, представитель позднего Классицизма. В 1783—1794 помощник архитектора в Московской управе благочиния. К концу 1790-х гг. работал самостоятельно. В 1802—08 изучал архитектуру во Франции и Италии. С 1808 работал в Петербурге. Академик Петербургской АХ (1811). С 1816 — один из основных членов Комитета для строений и гидравлических работ в Петербурге. С 1817 ведал строительством при императорском дворе. В 1810-е гг. выполнил более 100 образцовых проектов жилых домов, оград и хозяйственных строений для провинции. Среди наиболее значительных построек С. 1810-х — начала 1820-х гг.: казармы Павловского полка (ныне «Ленэнерго»; 1817—20) — монументальное сооружение, важная часть ансамбля Марсова поля (См. Марсово поле); Конюшенное ведомство (ныне гараж; 1817—23) и Ямской рынок (1817—19) — все в Петербурге; чугунные ворота «Любезным моим сослуживцам» (1817—21), Манеж (1819—21), Большая оранжерея (1820—1823) и Конюшенный корпус (1823) — в Царском Селе (Пушкине); Провиантские склады в Москве (проект—1821, строительство закончилось в 1835). В конце 20-х — 30-е гг. С. возвёл в Петербурге два больших собора — Преображенский (1827—1829) и Троицкий (1828—35; скульптурный декор — С. И. Гальберг); Нарвские (1833; медная колесница — П. К. Клодт, С. С. Пименов; скульптурный декор — М. Г. Крылов, Н. А. Токарев и др.) и чугунные Московские (1834—38; скульптурный декор — Б. И. Орловский) триумфальные ворота — величественные символы победы над Наполеоном; достроил собор и западные корпуса келий Смольного (См. Смольный) монастыря и оформил их интерьеры в духе классицизма (1832—35), восстановил после пожара 1837 фасады, парадные залы и церкви Зимнего дворца (1838—39).
         Развивая основные идеи и композиционные приёмы последнего этапа рус. классицизма — Ампира, С. особенно часто обращался к строгим формам дорического ордера, добивался торжественного звучания архитектурного образа. В ряде его произведений сказались отзвуки национального торжества после победы России в Отечественной войне 1812, темы воинской героики и доблести, государственного могущества.
         Лит.: Архитектор В. П. Стасов. Материалы к изучению творчества, [отв. ред. А. В. Щусев], М., 1950; Пилявский В. И., Стасов-архитектор, Л., [1963]; его же, Зодчий В. П. Стасов. 1769—1848, [Л., 1970].
        В. П. Стасов.
        В. П. Стасов.
II Ста́сов
        Владимир Васильевич [2(14).1.1824, Петербург, — 10(23).10.1906, там же], русский художественный и музыкальный критик, историк искусства, археолог. Один из крупнейших деятелей русской демократической культуры 19 в. Почётный член АН (1900). Происходил из даровитой семьи, выдвинувшей ряд крупных деятелей в области культуры и общественно-политической жизни (его отец — архитектор В. П. Стасов). Окончив Училище правоведения (1843), служил по юридической специальности, но вскоре всецело посвятил себя искусству. С 1872 заведовал художественным отделом Публичной библиотеки (ныне Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина). Главным делом своей жизни С. считал художественную и музыкальную критику. С 1847 систематически выступал в печати со статьями по литературе, искусству, музыке. Деятель энциклопедического типа, С. поражал разносторонностью интересов (статьи по вопросам русской и зарубежной музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, исследовательские и собирательские работы в области археологии, истории, филологии, фольклористики и др.). Придерживаясь передовых демократических взглядов, С. в своей критической деятельности опирался на принципы эстетики рус. революционных демократов — В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского. Основами передового современного искусства он считал реализм и народность. С. боролся против далёкого от жизни академического искусства (см. Академизм), официальным центром которого в России была Петербургская императорская АХ, за реалистическое искусство, за демократизацию художественной жизни. Человек огромной эрудиции, связанный дружескими отношениями со многими передовыми художниками, музыкантами, писателями, С. был для ряда из них наставником и советчиком, защитником от нападок реакционной официальной критики. Он активно участвовал в творческой жизни Артели художников (См. Артель художников), Товарищества передвижников (См. Передвижники), композиторов «Новой русской музыкальной школы», названной им «Могучей кучкой» (См. Могучая кучка). С. первым оценил и поддержал творчество М. М. Антокольского, В. М. Васнецова, В. В. Верещагина, И. Н. Крамского, В. Г. Перова, И. Е. Репина и др., а затем систематически выступал в печати с разбором и поддержкой их новых работ. Анализируя художественные образы произведений, С. обличал пережитки крепостничества и буржуазно-самодержавные порядки в России, утверждал демократические идеалы свободы и народоправия, воспитывал художников и читателей в духе патриотизма. С. последовательно отстаивал самостоятельные национальные пути развития русской композиторской школы, он повлиял на формирование эстетических и творческих принципов «Могучей кучки». Был исследователем и пропагандистом творчества М. И. Глинки (более 30 работ, в том числе обстоятельная монография, 1857). Ценность представляют его монографии о композиторах М. П. Мусоргском, А. П. Бородине, художниках К. П. Брюллове, А. А. Иванове, В. В. Верещагине, В. Г. Перове, И. Е. Репине, И. Н. Крамском, Н. Н. Ге, М. М. Антокольском, а также творческие портреты мастеров исполнительского искусства (О. А. Петров, А. Г. Рубинштейн). С. поддержал творчество А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, Ф. И. Шаляпина. Одним из первых С. начал систематическую работу по собиранию и публикации эпистолярного наследия рус. художников, композиторов (письма Крамского, Антокольского, А. А. Иванова, Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова, Мусоргского). Как историк искусства утверждал значение великих реалистических традиций творчества Д. Веласкеса, Рембрандта, Ф. Халса, Ф. Гойи. Он пропагандировал в России музыку Л. Бетховена, Ф. Листа, Г. Берлиоза, Ф. Шопена, Э. Грига и др. Статьи С. публицистичны, полемичны по тону. В пылу боевой запальчивости он впадал иногда в известную односторонность, проявлял излишнюю критичность по отношению к некоторым выдающимся художественным явлениям. Несмотря на это С. внёс существенный вклад в разработку важнейших вопросов русской реалистической эстетики. Заботой о русском искусстве пронизана его обширная переписка с художниками, писателями, музыкантами. Труды С. принадлежат к классическому наследию русской художественной мысли.
         Соч.: Собр. соч., т. 1—4, СПБ, 1894—1906; Избр. соч., т. 1—3, М., 1952; Письма к родным, т. 1—3, М., 1953—62.
         Лит.: В. В. Стасов. Сб. статей и воспоминаний, сост. Е. Д. Стасова, М. — Л., 1949; К изучению наследия В. В. Стасова, «Советская музыка», 1974, №7; Лебедев А. К., Солодовников А. В., В. В. Стасов. Жизнь и творчество, М., 1976.
         Ю. В. Келдыш, А. К. Лебедев.
        В. В. Стасов. Портрет работы художника И. Е. Репина. 1883. Русский музей. Ленинград.
        В. В. Стасов. Портрет работы художника И. Е. Репина. 1883. Русский музей. Ленинград.
III Ста́сов
        Дмитрий Васильевич [20.1(1.2).1828, Петербург, — 28.4.1918, там же], русский общественный деятель, адвокат. Сын архитектора В. П. Стасова, брат В. В. и Н. В. Стасовых. Окончил Училище правоведения (1847) в Петербурге, до 1861 служил в Сенате. В 1858 организовал юридический кружок, из которого вышли некоторые деятели судебной реформы 1864 (См. Судебная реформа 1864). Был одним из организаторов и директоров Русского музыкального общества (1859). В годы революционной ситуации 1859—61 С. близок к революционным демократам. В 1859 содействовал встрече Н. Г. Чернышевского и А. И. Герцена в Лондоне. С 1866 занимался адвокатурой, был первым председателем Петербургского совета присяжных поверенных. Выступал защитником на политических процессах по делам ишутинцев, нечаевцев, И. М. Ковальского (См. Ковальский), на «процессе 193-х» (См. Процесс 193-х), «процессе 17-ти» (См. Процесс 17-ти). Находился под секретным надзором полиции, подвергался арестам в 1861 и 1879. В конце 19 — начале 20 вв. помогал в революционной деятельности своей дочери Е. Д. Стасовой (См. Стасова). В квартире С. в июне — июле 1917 скрывался В. И. Ленин. С. — автор «Музыкальных воспоминаний» («Русская музыкальная газета», 1909, № 11—15) и записок о каракозовском процессе («Былое», 1906, № 4).
         И. Н. Сабова.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Стасов" в других словарях:

  • Стасов — (Санкт Петербург,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: 1 линия Васильевского Ост …   Каталог отелей

  • Стасов — Владимир Васильевич (1824 1906) историк искусства и литературы, музыкальный и художественный критик и археолог. Сын известного архитектора В. П. Стасова. Окончил курс в императорском училище правоведения. Научная и критическая деятельность С.… …   Литературная энциклопедия

  • Стасов — СТАСЕНКО СТАЦЕНКО СТАСИЙ СТАСЯК СТАШЕНКО СТАШЕВСКИЙ СТАШЕВИЧ Стасов отчество от краткой формы Стас, которая, по мнению Б. Унбегауна, образована из канонического мужского имени Стахий. Также возможна краткая форма Стас от разговорного Анастас из… …   Русские фамилии

  • СТАСОВ — Василий Петрович (1769 1848), архитектор, представитель русского ампира. Торжественные, строгие сооружения: Преображенский (1827 29) и Троицкий (1828 35) соборы, Нарвские (1827 34) и Московские (1834 1838) ворота в Сант Петербурге, Провиантские… …   Современная энциклопедия

  • Стасов — (Василий Петрович) архитектор (1769 1848). Получив домашнееобразование, начал службу в 1783 г. архитекторским помощником примосковск. управе благочиния, в 1794 г. поступил унтер офицером вПреображенский полк, в 1795 г. выпущен из него с чином… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Стасов В. В. —         Владимир Васильевич (2 (14) I 1824, Петербург 10 (23) X 1906, там же) рус. муз. и художеств. критик, историк иск ва, археолог. Почётный чл. Академии наук (1900). Сын архитектора Василия Петровича С. (1769 1848). В 1836 поступил в Уч ще… …   Музыкальная энциклопедия

  • Стасов — 1. Василий Петрович (1769, Москва – 1848, Санкт Петербург), русский архитектор, представитель стиля ампир. Родился в бедной дворянской семье. Учился в гимназии при Московском университете, в 1783 г. обучался профессии архитектора в Московской… …   Художественная энциклопедия

  • СТАСОВ — Владимир Васильевич (2.I.1824 10.Х.1906) рус. художеств. и муз. критик, историк иск ва, археолог, прогрессивный обществ. деятель. Почетный академик (1900). Из дворян. Сын архитектора акад. В. П. Стасова. Окончил Училище правоведения в Петербурге… …   Советская историческая энциклопедия

  • Стасов — Стасов  русская фамилия. Известные носители: Стасов Стасов, Василий Петрович (1769 1848)  русский архитектор, отец Владимира Васильевича Стасова и Дмитрия Васильевича Стасова, дед Елены Дмитриевны Стасовой. Стасов, Владимир Васильевич… …   Википедия

  • СТАСОВ — 1. СТАСОВ Василий Петрович (1769 1848), архитектор. Построенные им Павловские казармы (1817 21), Преображенский (1827 29) и Троицкий (1828 35) соборы, Нарвские (1827 34) и Московские (1834 38) триумфальные ворота в Санкт Петербурге, провиантские… …   Русская история


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»