Рёйсдал

Рёйсдал
I (Ruysdael, Ruijsdael)
        Саломон ван (1600 или 1603, Нарден, Северная Голландия, — похоронен 3.11.1670 в Харлеме), голландский живописец-пейзажист. В раннем творчестве был близок Э. ван де Велде. В 1630-х гг., подобно Я. ван Гойену, писал серебристо-серые по тону пейзажи с высоким облачным небом. В пейзажах зрелого периода (с 1640-х гг.), изображающих равнины, реки с городами на их берегах, сельские местности с домами, виднеющимися сквозь деревья, использует более разнообразную гамму, построенную на сочетании коричневых, красновато-жёлтых и зелёных тонов.
         Лит.: Stechow W., Salomon van Ruysdael, В. ,1938.
        С. Ван Рёйсдал. «Переправа на пароме». 1651. Эрмитаж. Ленинград.
        С. Ван Рёйсдал. «Переправа на пароме». 1651. Эрмитаж. Ленинград.
II (Ruysdael, Ruijsdael)
        Якоб ван [1628 или 1629, Харлем, — 1682, Амстердам (похоронен 14.3 в Харлеме)], голландский живописец и график. Учился, вероятно, у своего дяди С. ван Рёйсдала; испытал влияние П. Поттера, Я. ван Гойена, Х. Сегерса. Мастер в Харлеме с 1648. Ранние произведения Р. изображают скромные виды окрестностей Харлема («Домик в роще», 1646, Эрмитаж, Ленинград). Около 1650—55 Р. путешествовал по Восточным Нидерландам и Западной Германии, создавая полные драматизма монументальные пейзажи («Еврейское кладбище», Картинная галерея, Дрезден; вариант — в институте искусств, Детройт). Около 1656 Р. поселился в Амстердаме. В зрелый период творчества он пишет разнообразные городские, сельские, речные и морские виды («Вид деревни Эгмонд», «Пейзаж с водяной мельницей», 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), сумрачные чащи возле болот и лесных рек («Болото», Эрмитаж, Ленинград), а также (по примеру А. Эвердингена) горные норвежские ландшафты («Водопад», Маурицхёйс, Гаага). Чёткий рисунок, осязаемость форм сочетаются в работах этого периода с тончайшей передачей воздушной перспективы, движений света и тени, а богатый оттенками колорит строится чаще всего на сопоставлении пепельно-серой и блёкло-зелёной листвы с буро-коричневой почвой и голубизной выдающегося между облаками неба. Особая эмоциональная напряжённость, присущая многим пейзажам Р., приобретает в позднем его творчестве субъективный, мрачный характер («Горы в Норвегии», Эрмитаж, Ленинград).
         Лит.: Фехнер Е. Ю., Якоб ван Рейсдаль и его картины в Государственном Эрмитаже, Л., 1958; Rosenberg J., Jacob van Ruisdael, B., [1928]; Wiegand W., Ruisdael-Studien, Hamb., 1968 (Diss.).
        Я. ван Рёйсдал. «Вид деревни Эгмонд». Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
        Я. ван Рёйсдал. «Вид деревни Эгмонд». Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
        Я. ван Рейсдал (Голландия). «Морской берег». Фрагмент. Эрмитаж. Ленинград.
        Я. ван Рейсдал (Голландия). «Морской берег». Фрагмент. Эрмитаж. Ленинград.
        Я. Ван Рёйсдал. «Еврейское кладбище». Около 1650—55. Картинная галлерея. Дрезден.
        Я. Ван Рёйсдал. «Еврейское кладбище». Около 1650—55. Картинная галлерея. Дрезден.
        Я. ван Рёйсдал. «Болото». Эрмитаж. Ленинград.
        Я. ван Рёйсдал. «Болото». Эрмитаж. Ленинград.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»