Левитан

Левитан
I Левита́н
        Исаак Ильич [18(30).8.1860, Кибартай, ныне Вилкавишкского района Литовской ССР, — 22.7(4.8).1900, Москва], русский живописец-пейзажист. Сын мелкого ж.-д. служащего. С начала 1870-х гг. жил в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ; 1873—85) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. С 1884 экспонент, с 1891 член Товарищества передвижников (См. Передвижники). С 1897 член художественного объединения «Мюнхенский Сецессион». Участник выставок журнала «Мир искусства» (1898—1900). С 1898 преподаватель МУЖВЗ (ученики — П. И. Петровичев, Н. Н. Сапунов и др.). Работал в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887—90), в Финляндии (1896), в Италии, Франции, Швейцарии (1890, 1894, 1897, 1898). Восприняв у Саврасова метод тщательного изучения натуры и поэтизации обыденного, приближаясь к пленэрной живописи на основе опытов Поленова и мастеров барбизонской школы (См. Барбизонская школа), Л. в начале 1880-х гг. постепенно переходит от детализации и жанрово-повествовательной трактовки мотива, скупого, порою сумрачного колорита ранних работ к более широкой манере, к раскрытию тончайших состояний природы и атмосферы, к цельности эмоционального образа («Осенний день. Сокольники», 1879), а в сериях этюдов этих лет — к тональному, тонко нюансированному колориту («Мостик. Саввинская слобода», 1884, этюд). Обогатив свою палитру работой в Крыму, Л. открывает для себя величие волжских пространств, изображение которых становится одной из его главных тем («Вечер на Волге», 1888). В произведениях конца 1880-х гг. Л. добивается ясности, выверенности композиции, чёткости пространственных планов, неразрывно связанных уравновешенным цветовым строем («Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс»; оба — 1889). В его творчестве рождается т. н. пейзаж настроения, в котором состояние природы осмысляется как выражение движений человеческой души. Природа предстаёт у Л. поэтически преображенной, одухотворённой незримым присутствием человека; её образ внушается зрителю вместе с гаммой общепонятных ассоциаций и переживаний — тревожных или интимно-лирических. В дальнейшем передача конкретных ландшафтов постепенно сменяется воплощением самого характера русской природы, типичные её черт. Овеянные традиционными народными представлениями, эти произведения во многом отражают понятные современникам мысли, чувства и настроения; своим интонационным строем они особенно близки лирической прозе А. П. Чехова («Вечерний звон», «У омута»; оба — 1892). Картиной «Владимирка» (1892), где впервые возникает ставшая затем одной из центральных для Л. тема дороги, её влекущей вдаль силы, художник заявил также о своей общественной позиции, изобразив тракт, по которому шли сосланные в Сибирь на каторгу. Светонасыщенность, прозрачность чистых цветов, внутренняя динамика живописи ряда работ 1880—90-х гг. («Берёзовая роща», 1885—89; «Март») в известной мере созвучны стилистике Импрессионизма. В больших композициях Л. эти качества служат средством достижения мажорной звонкости цвета, сочетающейся с устойчивой определённостью форм («Свежий ветер. Волга», 1891 — 95; «Золотая осень», 1895). Творчество Л. 1890-х гг., связанное с общими стилистическими исканиями русского искусства этого времени, отмечено также тяготением к большей обобщенности письма, к плоскостно-декоративному, остросилуэтному разрешению композиции, к некоторой драматизации пейзажного мотива («Над вечным покоем», 1894; «Сумерки. Стога», 1899; «Летний вечер», 1900; как и все названные произведения — в Третьяковской галерее). Стремлением к синтезу образных и живописных поисков последних лет явилась незаконченная картина «Озеро. Русь» (1900, Русский музей, Ленинград) — монументально-эпический символ родной страны. Искусство Л. составило эпоху в развитии русской пейзажной живописи, оказав значительное влияние на следующее поколение художников-пейзажистов.
        
         Лит.: И. И. Левитан. Письма. Документы. Воспоминания, М., 1956; Исаак Ильич Левитан. Каталог выставки..., М., 1960; Федоров-Давыдов А. А., Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество, т. 1—2, М., 1966.
         В. А. Калмыков.
        И. И. Левитан. «Вечерний звон». 1892. Третьяковская галерея. Москва.
        И. И. Левитан. «Вечерний звон». 1892. Третьяковская галерея. Москва.
        И. И. Левитан. Портрет работы В. А. Серова. 1892. Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент.
        И. И. Левитан. Портрет работы В. А. Серова. 1892. Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент.
II Левита́н
        Юрий Борисович [р. 19.9(2.10).1914, г. Владимир], диктор Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию, народный артист РСФСР (1973). Член КПСС с 1941. Работает диктором Всесоюзного радио с 1931. Обладает редким по тембру и выразительности голосом. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 чтение Л. сводок Совинформбюро, приказов Верховного Главнокомандующего и др. сообщений имело большое агитационное и пропагандистское значение, оказывало сильное эмоциональное воздействие. Л. читает важнейшие политические документы, ведёт репортажи с Красной площади, из Кремлёвского Дворца съездов, участвует в озвучивании фильмов и т. д. Награжден 2 орденами, а также медалями.
        Ю. Б. Левитан.
        Ю. Б. Левитан.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Левитан" в других словарях:

  • Левитан — Михаил (Michl Lewitan, 1884 ) видный еврейский публицист. Член ВКП(б). Родился в семье еврейских колонистов (в б. Екатеринославской губернии). Учился в реальном училище, сдал экзамен на звание народного учителя. Будучи учеником, примыкает к… …   Литературная энциклопедия

  • ЛЕВИТАН — Исаак Ильич (1860 1900), российский живописец передвижник. Создатель пейзажа настроения , которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность ( Март , 1895) или скорбная одухотворенность образов ( Над вечным покоем , 1894; Владимирка ,… …   Современная энциклопедия

  • Левитан — Исаак Ильич (1860, Кибартай, Литва – 1900, Москва), русский живописец и график; выдающийся пейзажист. Родился в семье железнодорожного служащего. В 1870 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у… …   Художественная энциклопедия

  • Левитан — Левитан  еврейская фамилия Левитан, Авель (Адольф) Ильич (1859 1933)  русский художник, старший брат Исаака Левитана. Левитан, Александр Матвеевич (1913 1980) советский архитектор и театральный художник. Левитан, Аркадий Юлианович (1911 …   Википедия

  • Левитан И. — Исаак Левитан И. Левитан, Автопортрет (1880) Дата рождения: 1860 Место рождения: Кибарты, Ковенская губерния Дата смерти …   Википедия

  • Левитан И. И. — Исаак Левитан И. Левитан, Автопортрет (1880) Дата рождения: 1860 Место рождения: Кибарты, Ковенская губерния Дата смерти …   Википедия

  • Левитан Ю. — Юрий Борисович Левитан Юрий Борисович Левитан (19 сентября (2 октября) 1914, Владимир  4 августа 1983, Бессоновка Белгородской области)  диктор Всесоюзного радио с 1931, диктор Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и… …   Википедия

  • Левитан Ю. Б. — Юрий Борисович Левитан Юрий Борисович Левитан (19 сентября (2 октября) 1914, Владимир  4 августа 1983, Бессоновка Белгородской области)  диктор Всесоюзного радио с 1931, диктор Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и… …   Википедия

  • ЛЕВИТАН И.И. — Русский художник пейзажист. Исаак Ильич Левитан родился в 1860 г. в Литве в семье железнодорожного служащего. В 1873 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали А.К. Саврасов и В.Д.… …   Лингвострановедческий словарь

  • ЛЕВИТАН Ю.Б. — Диктор радио, народный артист СССР. Юрий Борисович Левитан родился в 1914 г. во Владимире в семье портного. В 1931 г., не поступив в Государственный институт кино, прошел по конкурсу в дикторы Московского радио, на котором проработал 50 лет, и… …   Лингвострановедческий словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»