Барбизонская школа это:

Барбизонская школа
        группа французских мастеров реалистического пейзажа 30—60-х гг. 19 в. Получила название от дер. Барбизон (Barbizon) близ леса Фонтенбло (к Ю.-В. от Парижа), где подолгу работали ряд входивших в группу художников («барбизонцев»). Б. ш. возникла в условиях подъёма демократического движения, формирования национального реалистического искусства и кризиса академической и романтической школ. В противовес идеализации и условности «исторического пейзажа» академистов и романтическому культу воображения Б. ш. утверждала эстетическую ценность реальной природы Франции — лесов и полей, рек и горных долин, городков и деревень в их обыденных аспектах. Последовательно создавая реалистическую систему пейзажа-картины, барбизонцы опирались на наследие голландской живописи 17 в. и английских пейзажистов начала 19 в. — Дж. Констебла и Р. Бонингтона, но прежде всего развивали реалистические тенденции французской пейзажной живописи 18 и 1-й четверти 19 вв. (особенно Ж. Мишеля и передовых мастеров романтической школы — Т. Жерико, Э. Делакруа, П. Юэ). Освобождая пейзаж от нормативных схем, непосредственно наблюдая и изучая различные местности Франции (кроме Барбизона, мастера школы работали во многих районах Иль-де-Франса, Пикардии, Нормандии, Бургундии, Оверни, Дофине и др.), стремясь к индивидуализации пейзажных мотивов, к изображению многообразных состояний природы, света и воздуха (см. Пленэр), барбизонцы придавали большое значение художественному обобщению, одухотворённости пейзажа, его эмоциональной и зрительной цельности, связи природы с повседневной жизнью простых людей. Работа с натуры над этюдом, а подчас и над картиной, интимное общение художника с природой сочетались у барбизонцев с тягой к эпической широте образа (иногда не чуждого своеобразной романтизации и героичности), а камерные картины чередовались с большими пейзажными полотнами. Б. ш. систематично разработала методику тональной живописи, сдержанной и нередко почти монохромной, богатой тонкими Валёрами, световыми и цветовыми нюансами; спокойные коричневые, бурые, зелёные тона оживляются отдельными звонкими акцентами. Композиция пейзажей Б. ш. естественна, но тщательно построена и уравновешена.
         Старшее поколение барбизонцев — Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. В. Диаз — акцентировало героические начала пейзажного образа, пластичность, материальность изображений, эмоциональную роль освещения, сохраняя определенную связь с романтической школой. Крупнейший представитель младшего поколения — Ш. Ф. Добиньи — больше внимания уделял непосредственности впечатления, точной фиксации состояний световоздушной среды. Ряд барбизонцев и близких к ним мастеров, как К. Труайон, Ш. Жак, Р. Бонёр, придавали самостоятельное значение жанровым и анималистическим изображениям в пейзаже, которые у ведущих художников школы органически вплетались в ткань картины. Близость к Б. ш. обнаруживают многие французские художники 19 в., в том числе К. Коро, в ряде своих пейзажей вплотную смыкающийся с принципами школы. Ж. Ф. Милле, многие годы работавший в Барбизоне, был особенно тесно связан с Б. ш. Велико влияние Б. ш. на последующее развитие реалистического пейзажа как во Франции (Г. Курбе, Э. Буден), так и в других странах (голландец Я. Б. Йонгкинд, бельгиец И. Буланже, венгры М. Мункачи и Л. Паал, поляк Ю. Шерментовский, румын Н. Григореску, американский пейзажист Дж. Иннесс, русские пейзажисты А. П. Боголюбов, А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев и др.).
        Лит.: Яворская Н. В., Пейзаж барбизонской школы, М., 1962; Dorbec P., L'arldu paysage en France, P., 1925.
        Ж. Дюпре. «Пейзаж с коровами». 1850. Эрмитаж. Ленинград.
        Ж. Дюпре. «Пейзаж с коровами». 1850. Эрмитаж. Ленинград.
        Т. Руссо. «Рынок в Нормандии». Около 1832. Эрмитаж. Ленинград.
        Т. Руссо. «Рынок в Нормандии». Около 1832. Эрмитаж. Ленинград.
        Т. Руссо. «Опушка леса в Берри». Около 1843. Музей Сен-Дени. Реймс.
        Т. Руссо. «Опушка леса в Берри». Около 1843. Музей Сен-Дени. Реймс.
        Н. Диаз. «Приближение грозы». 1871. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
        Н. Диаз. «Приближение грозы». 1871. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Барбизонская школа" в других словарях:

  • Барбизонская школа — Барбизонская школа. Ж. Дюпре. Осенний пейзаж . Эрмитаж. БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА, группа французских живописцев пейзажистов (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. Диаз, Ш.Ф. Добиньи, К. Труайон), работавших в деревне Барбизон, близ Парижа, в 1830 60 е гг. Обратились… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА — БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА, группа французских живописцев пейзажистов (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. Диаз, Ш.Ф. Добиньи, К. Труайон), работавших в деревне Барбизон, близ Парижа, в 1830 60 е гг. Обратились к непосредственному изображению родной природы, решали… …   Современная энциклопедия

  • БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА — группа французских живописцев пейзажистов (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. Диаз, Ш. Ф. Добиньи, К. Труайон), работавших в д. Барбизон (Barbizon) близ Парижа в 30 60 е гг. 19 в. Обратились к непосредственному изображению природы, света и воздуха, сыграли… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Барбизонская школа —         группа французских мастеров реалистического пейзажа 30 60 х гг. XIX в. Получила название от деревни Барбизон (Barbizon) близ леса Фонтенбло, где работали отдельные художники этой группы. Возникла в условиях подъёма демократического… …   Художественная энциклопедия

  • Барбизонская школа — Руссо. Вид на Барбизон, 1850, Пушкинский музей, Москва Барбизонская школа (фр. École de Barbizon …   Википедия

  • барбизонская школа — группа французских живописцев пейзажистов (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. Диаз, Ш. Ф. Добиньи, К. Труайон), работавших в деревне Барбизон (Barbizon) близ Парижа в 30 60 х гг. XIX в. Обратились к непосредственному изображению природы, света и воздуха,… …   Энциклопедический словарь

  • Школа (в науке и искусстве) — Фреска Рафаэля «Афинская школа» У этого термина существуют и другие значения, см. Школа (значения). Школа, в анализе развития наук, литературы, искусства и др. областей и …   Википедия

  • Гаагская школа живописи — Антон Мауве, Утренняя прогулка по пляжу, Рейксмюсеум, Амстердам. Гаагская школа живописи  наиболее значительное художественное объединение второй половины XIX века в Нидерландах. Обозначает группу художников, живших и работавших в Гааге… …   Википедия

  • Франция — (France)         Французская Республика (République Française).          I. Общие сведения          Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …   Большая советская энциклопедия

  • Польша — (Polska)         Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР.          I. Общие сведения          П. социалистическое государство в Центральной Европе, в бассейне рр. Висла и Одра, между Балтийским морем на С., Карпатами и… …   Большая советская энциклопедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»