Транспортное машиностроение

Транспортное машиностроение
        группа отраслей машиностроения, выпускающих средства транспорта (о производстве автомобильного, воздушного и водных средств транспорта см. Автомобильная промышленность, Авиационная промышленность, Судостроение). Производством подвижного состава для железных дорог (локомотивов, вагонов) занимается железнодорожное машиностроение. Начало локомотивостроения относится к 20-м гг. 19 в., когда в Великобритании был построен (1823) первый в мире паровозостроительный завод. В России первые серийные паровозы и вагоны начали выпускать в 40-х гг. 19 в. на Александровском заводе в Петербурге. В 1860—70 началось изготовление подвижного состава на Коломенском, Невском, Людиновском и Воткинском заводах, на Брянском (1883), Путиловском (1894) и Сормовском (1897) заводах; в 1897—1900 были построены паровозостроительные заводы Харьковский и Луганский (ныне Ворошиловградский); производство вагонов организовано на Петербургском (ныне им. Егорова), Верхневолжском (ныне Калининский), Мытищинском и др. заводах. В 1913 выпущено 477 паровозов, 12 тыс. грузовых вагонов и 1507 пассажирских вагонов.
         В СССР в 1922 начат серийный выпуск 4-осных грузовых вагонов, в 1928 — пассажирских. В 1933—41 были созданы современные грузовые паровозы типа 1—5—1 серии ФД и пассажирские типа 1—4—2 серии ИС мощностью 3150 л. с. (самые мощные в Европе). Была достигнута значительная унификация между грузовыми и пассажирскими локомотивами. Все грузовые вагоны изготавливались с автосцепкой и автоматическими тормозами, началось строительство цельнометаллических вагонов электропоездов и вагонов метрополитена. Вступил в строй Уральский вагоностроительный завод. Получили развитие специализация и кооперирование производства. Были созданы специализированные заводы тормозного оборудования, стального литья. Широкое применение сварки привело не только к упрощению и удешевлению постройки, но и к значительному облегчению конструкции подвижного состава. В 1940 было изготовлено 914 магистральных паровозов, 30 880 грузовых и 1051 пассажирский вагон, оборудованные автосцепкой и автоматическими тормозами.
         Успешное выполнение заданий довоенных пятилеток позволило Т. м. полностью обеспечить возросшие перевозки во время Великой Отечественной войны 1941—45.
         В первые послевоенные годы в короткий срок восстановлены вагоностроительные заводы — Калининский, Крюковский, Днепродзержинский, Ленинградский им. Егорова, Бежицкий и др., построены новые — Алтайский, Рижский, Демиховский, Калининградский, Лианозовский. Было организовано крупносерийное производство паровозов на Ворошиловградском, Коломенском, Брянском, Улан-Удэнском, Красноярском заводах и заводе «Красное Сормово». Начат выпуск новых паровозов: грузовых типа 1—5—0 серии Л, типа 1—5—1 серии ЛВ и пассажирских типа 2—4—2. Вновь приступили к производству вагонов Уралвагонзавод (полувагоны), Усть-Катавский (трамвайные вагоны), Мытищинский (вагоны метро). На Ждановском заводе тяжёлого машиностроения было организовано поточное производство цистерн, на Великолукском заводе — хоппер-дозаторов, на Ворошиловградском — транспортёров. Для пригородного и местного сообщения организовано изготовление вагонов электропоездов ЭР1 и ЭР2 постоянного тока, ЭР9П переменного тока, дизель-поездов ДР1, трамвайных вагонов РВ36М с улучшенными технико-экономическими параметрами и более совершенным электрооборудованием. В 1968 начат выпуск вагонов метрополитена Ленинградским заводом им. Егорова. За 1966—70 вагоностроительными заводами было освоено более 36 типов грузовых и пассажирских вагонов.
         Первый тепловоз появился в СССР 6 ноября 1924 на Октябрьской железной дороге. С начала 30-х гг. постепенно внедрялась электрическая и тепловозная тяга. Харьковский паровозостроительный завод (ныне Харьковский завод транспортного машиностроения) после Великой Отечественной войны 1941—45 создал и последовательно освоил производство тепловозов мощностью 1000 и 2000 л. с. в секции (1 л. с. = 0,736 квт).
         С 1957 Ворошиловградский и Коломенский заводы прекратили производство паровозов и на базе кооперации с Харьковским заводом начали производство тепловозов. Значительно увеличилось производство электровозов на Новочеркасском заводе, с 1957 стал выпускать электровозы Тбилисский завод.
         Наряду с увеличением объёмов выпуска (табл. 1) локомотивостроительные заводы создали и освоили новые тепловозы мощностью 2200 квт (3000 л. с.) в секции и электровозы мощностью 6160 квт переменного и 4500 квт постоянного тока.
         Табл. 1. — Динамика выпуска
         подвижного состава в СССР
         (только магистрального), шт.
        --------------------------------------------------------------------------------------------------------
        | Продукция                            | 1940          | 1957          | 1975          |
        |-------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Паровозы Тепловозы            | 914            | —              | —              |
        | Электровозы                         | 5               | 400            | 1375          |
        | Грузовые вагоны                   | 9               | 270            | 395            |
        | Пассажирские вагоны           | 30880        | 38314        | 69922        |
        |                                             | 1051          | 1856          | 2090          |
        --------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
         В 1972 начато изготовление тепловозов с четырёхтактными экономичными дизелями и перспективной электрической передачей переменно-постоянного тока. Мощность дизелей доведена до 4000—6000 л. с., осуществляются работы по внедрению передачи переменного тока.
         Внедрение тепловозов и электровозов обеспечило в 1975 по сравнению с 1955 повышение веса брутто поезда на 55% и скорости движения на 35%.
         Повысился технический уровень выпускаемых грузовых вагонов. Кроме того, созданы конструкции и начат выпуск первых промышленных серий 8-осных цистерн и полувагонов грузоподъёмностью 120—125 т.
         Создано и освоено производство новых типов специализированных вагонов, в том числе для перевозки кокса, горячего агломерата, цемента, минеральных удобрений, легковых автомобилей. Организовано серийное производство 6 типов саморазгружающихся вагонов (думпкаров) грузоподъёмностью от 50 до 180 т. Для обеспечения высокоскоростного движения до 200 км/ч на отдельных направлениях железных дорог предусматривается изготовление пассажирских вагонов локомотивной тяги РТ200 и электропоездов ЭР200.
         Интенсивная эксплуатация железных дорог вызвала значительное увеличение выпуска путевых машин (См. Путевые машины) и инструмента. Создан комплекс путевых машин для строительства и капитального ремонта путей, состоящий из высокопроизводительных путеукладочных кранов, щебнеочистительных машин, хоппер-дозаторов, выправочно-подбивочно-отделочных машин и др. Для среднего ремонта пути создаются шпалоподбивочные, рихтовочные машины и путевой инструмент, который широко используется на работах по текущему содержанию пути. К 1975 по сравнению с 1970 выпуск путевых машин увеличился более чем в 1,5 раза. Большую работу по созданию путевых машин проводят на машиностроительных заводах — Кировском им. 1 Мая, Калужском, Тихорецком им. Воровского, Тульском заводе железо-дорожного машиностроения им. Калинина и др.
         Производство подвижного состава на заводах Т. м. организовано поточным методом с широким использованием предметной специализации (до 85%). За 60-е гг. резко повысился уровень механизации и автоматизации производства и труда (более чем на 50%). Широкое распространение получило сварочное производство, внедряются комплексно-механизированные линии, автоматического и полуавтоматического оборудование. Эта работа продолжается и в 70‑е гг. Создаются новые типы электровозов переменного и постоянного тока. На электровозах переменного тока намечается применить вентильные тяговые электродвигатели, мономоторные тележки, новые системы регулирования и управления. Продолжаются работы по проектированию нового вида турбовозов.
         Зарубежные социалистические страны имеют высокоразвитую промышленную базу по производству локомотивов и вагонов (табл. 2). Нет локомотивостроения только в Болгарии.
         В рамках СЭВ налажено сотрудничество по взаимному обеспечению потребности в подвижном составе, совместному решению научно-технических задач. Свыше 2000 советских тепловозов эксплуатируются в странах — членах СЭВ, в СССР используются пассажирские электровозы, изготовленные в ЧССР.
         Табл. 2. — Динамика выпуска
         подвижного состава в
         некоторых социалистических
         странах (только магистрального), шт.
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        | Страна                   | Продукция                           | 1940        | 1957        | 1975        |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Болгария                | Грузовые вагоны                 | —            | 1154        | 2510        |
        |                               | Пассажирские вагоны          | —            | 9             | 147          |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        |                               | Паровозы                            | —            | 25            | —            |
        |                               | Тепловозы                           | —            | —            | 14            |
        | Венгрия                  | Электровозы                       | 1             | 1             | 23            |
        |                               | Грузовые вагоны                 | —            | 576          | 479          |
        |                               | Пассажирские вагоны          | 58            | 319          | 201          |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        |                               | Паровозы                            | …            | 130          | —            |
        |                               | Тепловозы                           | …            | —            | 101          |
        | ГДР                        | Электровозы                       | —            | 11            | 46            |
        |                               | Грузовые вагоны                 | …            | 3311        | 5027        |
        |                               | Пассажирские вагоны          | …            | 946          | 1628        |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        |                               | Паровозы                            | 28            | 221          | —            |
        |                               | Тепловозы                           | —            | 83            | 421          |
        | Польша                  | Электровозы                       | —            | 5             | 75            |
        |                               | Грузовые вагоны                 | 600          | 11931      | 18739      |
        |                               | Пассажирские вагоны          | 93            | 575          | 543          |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        |                               | Паровозы                            | —            | 65            | —            |
        |                               | Тепловозы                           | —            | —            | 288          |
        | Румыния                | Электровозы                       | —            | —            | 45            |
        |                               | Грузовые вагоны                 | 271          | 1940        | 15591      |
        |                               | Пассажирские вагоны          | —            | 87            | 293          |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        |                               | Паровозы                            | 74            | 106          | —            |
        |                               | Тепловозы                           | —            | 27            | 390          |
        | Чехословакия         | Электровозы                       | —            | 23            | 85            |
        |                               | Грузовые вагоны                 | 1423        | 5439        | 5031        |
        |                               | Пассажирские вагоны          | 129          | 467          | 122          |
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
         В развитых капиталистических странах Т. м. достигло высокого уровня концентрации и монополизации. Основные фирмы, выпускающие железнодорожный подвижной состав: в США — «Дженерал электрик» (General Elektric), «Дженерал моторс» (General Motors), «Пульман» (Pullman), «Бадд» (Budd); во Франции — «Альстом» (Alsthom), «МТЕ» (MTE), «АНФ-Франжеко» (ANF-Frangeco); в ФРГ — «Хеншель» (Henschel), «МАК» (MAK), «Сименс» (Siemens), «Тальбот» (Talbot), «Линке — Хофман — Буш» (Linke — Hofmann — Busch).
         В локомотивном парке крупных капиталистических стран преобладают тепловозы (в основном мощностью до 4000 л. с.) с электрической передачей (табл. 3).
        Табл. 3. — Динамика выпуска подвижного состава в некоторых капиталистических странах (только магистрального), шт.
        ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        | Страна              | Наименование                     | 1940            | 1957            | 1974             |
        |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        |                          | Локомотивы                        | 485              | 1485            | 13381            |
        | США                 | Грузовые вагоны                 | 64075           | 100699         | 66600           |
        |                          | Пассажирские вагоны          | 285              | 845              | 2362             |
        |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        |                          | Локомотивы                        | 513               | 277              | 227               |
        | Франция            | Грузовые вагоны                 | 2343             | 7364            | 9900             |
        |                          | Пассажирские вагоны          | 2933             | 155              | 281               |
        |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        |                          | Локомотивы                        | …                | 1280            | 422               |
        | ФРГ                  | Грузовые вагоны                 | …                | 11019           | 10400           |
        |                          | Пассажирские вагоны          | …                | 441              | 382               |
        ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
         1 На 1973. 2 На 1972. 3 На 1938
         Лит.: Раков В. А., Локомотивы железных дорог Советского Союза, М., 1955; Транспорт СССР. Итоги за 50 лет и перспективы развития, М., 1967.
         Е. С. Матвеев.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Транспортное машиностроение" в других словарях:

  • ТРАНСПОРТНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ — группа отраслей машиностроения, выпускающих средства транспорта. Включает автомобильную промышленность, авиационную промышленность, судостроение, производство железнодорожного подвижного состава, а также мотоциклов и велосипедов …   Большой Энциклопедический словарь

  • Транспортное машиностроение (КБ) — НПО «Транспортное машиностроение» (НПО «ТМ») конструкторское бюро, которое разрабатывает конструкторскую и технологическую документацию на модернизацию электропоездов местного и пригородного сообщения. Конструкторское бюро работает также с… …   Википедия

  • транспортное машиностроение — группа отраслей машиностроения, выпускающих средства транспорта. Включает автомобильную, авиационную промышленность, судостроение, производство железнодорожного подвижного состава, а также мотоциклов и велосипедов. * * * ТРАНСПОРТНОЕ… …   Энциклопедический словарь

  • Транспортное машиностроение — К транспортному машиностроению относится производство подвижного состава для сети железных дорог, организаций трамвайного движения и метрополитенов, оказание сервисных услуг... Источник: Приказ Минпромэнерго РФ от 18.09.2007 N 391 Об утверждении… …   Официальная терминология

  • НПО "Транспортное машиностроение" — НПО «Транспортное машиностроение» (НПО «ТМ») конструкторское бюро, которое разрабатывает конструкторскую и технологическую документацию на модернизацию электропоездов местного и пригородного сообщения. Конструкторское бюро работает также с… …   Википедия

  • МАШИНОСТРОЕНИЕ — ведущая отрасль мировой промышленности, занимает первое место среди всех отраслей по числу занятых и по стоимости продукции. Примерно 9/10 всей машино­строительной продукции производят развитые страны, 1/10 развивающиеся. Однако в последнее время …   Географическая энциклопедия

  • МАШИНОСТРОЕНИЕ — комплекс отраслей обрабатывающей промышленности. Включает: общее машиностроение, транспортное машиностроение, радиоэлектронную, электротехническую, приборостроительную промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Машиностроение — важнейшая комплексная отрасль обрабатывающей промышленности, включающая: станкостроение, приборостроение, энергетическое, металлургическое, химическое, сельскохозяйственное машиностроение (включая тракторостроение); транспортное машиностроение… …   Финансовый словарь

  • машиностроение — я; ср. Отрасль тяжёлой промышленности по производству машин. Развитое м. Работать в машиностроении. ◁ Машиностроительный, ая, ое. М. завод. М ое производство. * * * машиностроение комплекс отраслей обрабатывающая промышленности. Включает: общее… …   Энциклопедический словарь

  • Машиностроение — отрасль, производящая всевозможные, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения. Содержание 1 Отрасли машиностроения по группам 1.1 Общее машиностроение …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»