Судостроение это:

Судостроение
I Судострое́ние
        отрасль тяжёлой промышленности, осуществляющая постройку судов. С. как область коллективной деятельности людей зародилась в глубокой древности в связи с возникновением потребности в судах значительных размеров. Развитое С. существовало в Древнем Египте, в Финикии, Древнем Китае. В средние века суда в значительных количествах строились в Византии, в государствах Средиземноморья и Северной Европы, в Древней Руси. В 15—16 вв. С. начало интенсивно развиваться в Португалии и Испании, позднее — в Англии, Нидерландах, Франции и других странах.
         Приёмы постройки судов относительно мало менялись до начала 19 в., когда для изготовления корпусов судов вместо дерева стал применяться металл, а вместо парусов — механические двигатели (паровые машины (См. Паровая машина)). Переход к постройке стальных судов и к применению механических двигателей исключил использование ранее накопленного опыта и потребовал создания расчётных методов проверки прочности, ходкости и других качеств создаваемых судов, а также разработки новых технологических процессов. Существенные изменения в технологию постройки стальных судов внесло внедрение в 1-й половине 20 в. электросварки, заменившей применявшуюся до этого клёпку корпусных конструкций, а также резкое увеличение размеров судов и появление судов новых типов.
         Судостроительная промышленность включает судостроительные заводы (часто с развитым машиностроением), конструкторские бюро (за рубежом они обычно принадлежат заводам), научные организации, располагающие опытовыми бассейнами, кавитационными трубами и др. оборудованием для проведения исследований в области С. В СССР в состав судостроительной промышленности входят также машино- и приборостроительные предприятия.
         Современное судно — одно из наиболее сложных инженерных сооружений. Оно состоит из большого числа компонентов (деталей корпуса, а также единиц энергетического, электронного и др. оборудования). При его постройке используются материалы широкой номенклатуры. К судам часто предъявляются противоречивые требования, из-за чего технические решения, улучшающие одни качества, могут ухудшать другие. Судно эксплуатируется (обычно 20—25 лет) в составе больших транспортных, промысловых или иных систем, особенности которых должны быть учтены при его проектировании. Всё это предопределяет сложность, большую трудоёмкость и значительную длительность проектных и проектно-технологических работ, в ходе которых получается и фиксируется информация, необходимая для постройки и обеспечения последующей эффективной и безопасной эксплуатации судна. С целью повышения качества этих работ, сокращения их трудоёмкости и длительности в ряде стран (в том числе и в СССР) создаются системы автоматизированного выполнения работ с помощью ЭВМ.
         Постройка современного стального судна включает подготовку листового и профильного материала, вырезку деталей корпуса, осуществляемую преимущественно на газорезальных машинах, гибку деталей, сварку отдельных корпусных конструкций, изготовление в цехах предварительной сборки секций и блоков массой до 600 т (на некоторых заводах — свыше 1000 т), монтаж корпуса из секций и блоков, Спуск судна на воду, насыщение его оборудованием и отделку судовых помещений, испытания судового оборудования и судна в целом. Корпуса крупных судов собираются из секций и блоков в строительных Доках или на наклонных продольных стапелях (См. Стапель). Суда малых и средних размеров часто строятся на Слипах. На ряде предприятий серийная постройка судов производится поточным методом с передвижкой формируемого из секций и блоков судна с позиции на позицию, на каждой из которых выполняется определённый объём сборочных, монтажных и других работ. С целью ускорения процесса постройки судов значительный объём монтажных работ осуществляется при предварительной сборке путём насыщения секций и блоков механизмами, устройствами и другим комплектирующим оборудованием. При этом широко применяется агрегатирование оборудования, обеспечивающее помимо ускорения монтажа повышение качества в результате проведения сборки и испытаний агрегатов в специализированных цехах, а не на достраиваемом судне.
         Особые технологические процессы применяются при изготовлении отдельных конструкций (например, надстроек) или корпусов целиком из лёгких сплавов, железобетона, пластмасс. Из-за широкой номенклатуры используемых при постройке судов материалов и изделий при относительно небольшой потребности во многих из них для С. характерна развитая кооперация (в том числе международная) со многими отраслями промышленности, а из-за существенных различий в конструкции и оборудовании судов разных типов — специализация заводов по типам строящихся судов. Мировое С. характеризуется высокой концентрацией в небольшом числе стран: около половины валовой вместимости построенных в мире судов в 1965—75 дала Япония, а общая доля 10 стран с наиболее развитым С. превышает 80% (по валовой вместимости) мирового объёма строительства судов (см. табл.). Во многих странах суда строятся главным образом на экспорт; например, в 1974 в Испании на экспорт построено 70% судов, в ФРГ и Японии — по 65%, в Швеции — 70% (по валовой вместимости всех построенных в этих странах судов). Развитое С., ориентирующееся на экспортные заказы, создаётся в ряде стран, располагающих избытком дешёвой рабочей силы (Бразилия, Греция, Сингапур, Южная Корея).
         Постройка судов в 1970—75 (учтены суда валовой вместимостью более 100 рег. т)
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        | Страна                       | Количество судов                                              | Валовая вместимость, млн. рег. т                                     |
        |                                   |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        |                                   | 1970   | 1971   | 1972    | 1973   | 1974   | 1975   | 1970      | 1971      | 1972      | 1973      | 1974      | 1975       |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Япония.……………     | 1037   | 992     | 885     | 1080   | 1045    | 930     | 10,100   | 11,132   | 12,857   | 14,751   | 16,894   | 16,991    |
        | Швеция……………      | 39       | 42       | 42       | 39       | 40       | 47       | 1,539     | 1,863     | 2,028     | 2,290     | 2,181     | 2,188      |
        | ФРГ..……………….     | 184     | 178     | 148     | 134     | 128     | 164     | 1,317     | 1,968     | 1,389     | 1,926     | 2,142     | 2,499      |
        | Испания……………     | 130     | 161     | 161     | 202     | 230     | 210     | 0,649     | 0,830     | 1,083     | 1,319     | 1,561     | 1,593      |
        | Великобритания…      | 139     | 122     | 130     | 119     | 116     | 114     | 1,327     | 1,233     | 1,197     | 1,067     | 1,198     | 1,170      |
        | Франция ………….      | 131     | 70       | 60       | 56       | 54       | 59       | 0,859     | 1,086     | 1,030     | 1,170     | 1,046     | 1,150      |
        | Норвегия………….      | 115     | 121     | 125     | 127     | 129     | 138     | 0,702     | 0,884     | 0,825     | 0,984     | 0,964     | 1,052      |
        | Нидерланды……….    | 101     | 107     | 112     | 123     | 27       | 143     | 0,632     | 0,572     | 0,750     | 0,852     | 0,942     | 1,028      |
        | Дания………………     | 52       | 56       | 62       | 59       | 63       | 58       | 0,518     | 0,728     | 0,952     | 1,004     | 1,076     | 0,969      |
        | Италия……………..     | 48       | 66       | 58       | 51       | 54       | 41       | 0,546     | 0,872     | 0,902     | 0,837     | 0,953     | 0,792      |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Всего в  мире             | 2814   | 2917   | 2776    | 2999   | 2949   | 2730   | 20,980   | 24,388   | 26,749   | 30,409   | 33,541   | 34,203    |
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
         Транспортное С. развито в СССР, ПНР, ГДР, СФРЮ; в капиталистических странах — в Японии, Швеции, ФРГ, Испании, Франции, Великобритании. Плавучие средства для освоения океана, например буровые платформы, строятся главным образом в США, Норвегии, Великобритании. По промысловому С. среди социалистических стран ведущее место занимают СССР, ПНР, ГДР; среди капиталистических — Япония. Речное С. наиболее развито в СССР, ЧССР и ГДР, а в капиталистических странах — в США.
         Боевые корабли и вспомогательные суда ВМФ в капиталистическом мире наиболее интенсивно строятся в США, Франции, Великобритании.
         В России С. как отрасль промышленности зародилось на рубеже 17 и 18 вв.; сооружались главным образом корабли военные (См. Корабль военный), однако именно на русских верфях были созданы первые: ледокол («Пайлот», 1864), суда с главными двигателями внутреннего сгорания (речное — «Вандал», 1903; морское — «Дело», 1908).
         В годы Советской власти работа судостроительных заводов была возобновлена после Гражданской войны и преодоления хозяйственной разрухи в середине 20-х гг. В последующее десятилетие была освоена постройка лесовозов, грузо-пассажирских, рефрижераторных и наливных судов, траулеров. Перед 2-й мировой войной 1939—45 в СССР было построено значительное количество торпедных катеров, сторожевых кораблей, тральщиков, крейсеров, подводных лодок; после Великой Отечественной войны 1941—45 — несколько больших (в ряде случаев насчитывающих многие десятки судов) серий танкеров, лесовозов, грузовых судов ледового плавания, средних и больших траулеров, плавучих рыбозаводов. Судостроительными заводами (Балтийский завод и Адмиралтейское объединение в Ленинграде, завод «Красное Сормово» в Горьком, Черноморский завод в Николаеве, Херсонский судостроительный завод и др.) были созданы, а затем впервые строились крупными сериями суда смешанного плавания, сухогрузные суда с большим раскрытием палуб, скоростные речные и морские суда на подводных крыльях и др. На советских заводах построены: первое в мире невоенное судно с атомной энергетической установкой — ледокол «Ленин» (1959); крупнейшее научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин» (1971), мощнейший атомный ледокол «Арктика» (1974). Ведётся постройка контейнерных судов и судов с горизонтальной погрузкой, больших танкеров и навалочников, добывающе-перерабатывающих промысловых судов для ведения промысла на больших глубинах и т. д. Некоторые суда в СССР покупаются зарубежными судоходными компаниями и судовладельцами.
         В. С. Дорин.
II Судострое́ние («Судострое́ние»,)
        ежемесячный научно-технический и производственный журнал, орган министерства судостроительной промышленности СССР и научно-технического общества судостроительной промышленности им. академика А.Н. Крылова. Основан в Петербурге в 1898 под названием «Вестник Общества морских инженеров»; неоднократно переименовывался. С 1934 называется «С.». Освещает вопросы проектирования судов, судовых устройств и оборудования, публикует обзоры состояния и перспектив развития основных типов судов и направлений судостроения. Тираж (1975) 11,6 тысяч экземпляров.
III Судострое́ние («Судострое́ние»,)
        центральное научно-техническое издательство в системе Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Находится в Ленинграде. Образовано в 1940 под названием Судпромгиз, с 1934 существовало как главная редакция судостроительной литературы. Объединения научно-технических издательств (ОНТИ), в 1939—40 входило в состав издательства Оборонгиз. Выпускает научную, производственно-техническую и научно-популярную литературу по судостроению и судоремонту, судовому машиностроению и приборостроению. Среди книг, выпущенных издательством, — труды А. Н. Крылова, В. Л. Поздюнина, Ю. А. Шиманского, В. В. Новожилова, П. Ф. Папковича, И. Г. Бубнова и др., серии книг по автоматизации проектирования судов, перспективам судостроения, освоению гидрокосмоса и др. «С.» издаёт ежемесячный научно-технический и производственный журнал «Судостроение», научно-популярный и спортивный периодический сборник «Катера и яхты». В 1974 объём издательской продукции составил (вместе с журналами) 29 млн. печатных листов-оттисков.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Синонимы:

Смотреть что такое "Судостроение" в других словарях:

  • судостроение — судостроение …   Орфографический словарь-справочник

  • судостроение — кораблестроительство, кораблестроение Словарь русских синонимов. судостроение кораблестроение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • Судостроение —       1) (Межевой канал, 4), научно производственное объединение. Создано в 1988. Относится к Министерству речного флота РСФСР. В головную структурную единицу НПО входят Центральное технико конструкторское бюро, научно исследовательское и… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • судостроение —     СУДОСТРОЕНИЕ, кораблестроение …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • «Судостроение» — (улица Гоголя, 8), издательство Госкомитета СССР по печати. Основано в 1940 как судпромгиз, с 1964 современное название. Выпускает научные, учебные, производственные, справочные и научно популярные книги по судостроению и судоремонту, судовому… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • СУДОСТРОЕНИЕ — издательство, Санкт Петербург. Основано в 1940. Литература по судостроению и судоремонту, судовому машиностроению и приборостроению …   Большой Энциклопедический словарь

  • СУДОСТРОЕНИЕ — СУДОСТРОЕНИЕ, судостроения, мн. нет, ср. Постройка, строительство судов (см. судно2). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • СУДОСТРОЕНИЕ — СУДОСТРОЕНИЕ, я, ср. Теория и практика постройки судна 2. | прил. судостроительный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • СУДОСТРОЕНИЕ — (Shipbuilding) отрасль промышленности, занимающаяся постройкой судов. С. делится на морское и речное; по виду материалов, из которых строятся суда, и по типу судов на стальное, деревянное и железобетонное С; промысловое С, мелкое С. (постройка… …   Морской словарь

  • «Судостроение» — (Межевой канал, 4), научно производственное объединение. Создано в 1988. Относится к Министерству речного флота РСФСравни В головную структурную единицу НПО входят Центральное технико конструкторское бюро, научно исследовательское и проектные… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Судостроение — А) Деревянное С. Дерево впервые было применено к С., как материал легко обрабатываемый и плавучий. Наиболее простая конструкция деревянных судов это постройка из цельного куска дерева; так строятся иногда и теперь челноки, которые выдолблены или… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

Другие книги по запросу «Судостроение» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»