Стереоскопическое кино это:

Стереоскопическое кино
        вид кинематографа, технические средства которого позволяют создавать у зрителя иллюзию объёмности изображаемых на экране объектов. С. к. часто называют объёмным или трёхмерным.
         В естественных условиях каждый глаз человека видит пространственный предмет под своим ракурсом и на сетчатке одного глаза возникает изображение предмета, несколько отличное от изображения, возникающего на сетчатке другого глаза. Эти изображения отличаются диспаратностью (при наложении друг на друга контуры таких изображений не совмещаются). Вследствие поперечной диспаратности (т. е. сдвигов контуров вдоль линии, соединяющей зрачки глаз) возникает естественный физиололгический Стереоэффект, благодаря которому человек зрительно может определять взаимное расположение предметов в пространстве, их объёмность, рельеф и некоторые др. внешние признаки.
         Средства С. к. обеспечивают зрителям возможность видеть на экране каждым глазом раздельные изображения одного и того же объекта, полученные съёмкой с двух разных точек (см. Стереопара). Достигается это стереоскопической киносъёмкой (См. Стереоскопическая киносъемка) фильма и его проекцией с использованием стереоскопической кинопроекционной аппаратуры (См. Стереоскопическая кинопроекционная аппаратура). Стереоскопия. киносъёмка копирует, по существу, акт бинокулярного зрения (См. Бинокулярное зрение). На киноплёнке последовательно фиксируются стереопары (рис. 1, а) с диспаратными изображениями, несущие информацию о пространственных характеристиках снимаемого объекта.
         При воспроизведении стереоскопического фильма сопряжённые кадры одновременно проецируются двумя объективами на экран, налагаясь друг на друга (рис. 1, б). Для того чтобы увидеть пространственную картину, необходимо воспользоваться оптическим сепарирующим устройством (СУ), разделяющим изображения, предназначенные для правого и левого глаза. СУ подразделяются на индивидуальные и коллективные.
         Принцип действия индивидуальных СУ состоит в селекции светового потока (спектральной, поляризационной или временной). При спектральной селекции разноокрашенные (в дополнительные цвета) изображения стереопары рассматриваются через очки с разноцветными (такими же, как цвета изображений) стеклами, в результате чего каждый глаз зрителя видит «своё» изображение (см. Анаглифов цветных метод). На рис. 2 схематически представлена картина возникновения у зрителя пространственного образа при рассматривании через сепарирующие очки разноокрашенных изображений стереопары. Поляризационная селекция изображений подобна спектральной, с той лишь разницей, что световые потоки разделяют с помощью поляризационных светофильтров (см. Очки поляроидные). Временная селекция заключается в том, что сопряжённые изображения стереопары проецируются на экран последовательно во времени; при этом перед глазами зрителей устанавливают очки с заслонками (или с обтюратором), которые открываются попеременно, синхронно с проецированием соответствующего изображения стереопары. Этот метод стереопроекции из-за ряда недостатков не нашёл широкого применения.
         В качестве коллективных СУ для стереовидения служат растровые стереоэкраны. Такие экраны обеспечивают в горизонтальной плоскости, расположенной на уровне глаз зрителя, существование областей с исключительным видением только правого или только левого изображений стереопары. Эти зоны, называются зонами избирательного видения, или фокальными, веерообразно расходятся из общего центра (рис. 3, а). Ширина зон увеличивается по мере удаления от экрана. Это обстоятельство ограничивает полезную глубину зрительного зала, т.к. там, где ширина зоны больше расстояния между зрачками глаз зрителя, оба глаза оказываются в общей зоне видения одного и того же изображения, а там, где ширина двух смежных зон меньше межзрачкового расстояния, зритель может видеть только плоское изображение.
         Более совершенной системой проекции на растровый экран является многостереопарная проекция, при которой на экран проецируется одновременно большая серия изображений одного и того же объекта, снятого со многих точек зрения, расположенных последовательно (см. Интегральное стереокино). В этом случае в зрительном зале создаётся множество расположенных смежно зон избирательного видения, которые позволяют зрителю при перемещении глаз из одной пары зон в другие видеть постепенное изменение ракурсов наблюдаемого объекта (рис. 3, б). Разрабатываются также способы осуществления С. к. на основе голографии (См. Голография).
         К достоинствам С. к. относятся правдоподобное воспроизведение пространственных форм объектов, блеска, фактуры, освещённости и цвета различных поверхностей, а также выявление форм и структуры объектов на фоне различного рода помех.
         Попытки создания С. к. предпринимались многими изобретателями с конца 19 в. В 1928 Э. Ноайон (Бельгия) показал принципиальную возможность безочковой стереоскопической кинопроекции с использованием растровых экранов. Однако его система, как и системы др. авторов, из-за высокой сложности не получила практического применения. В 1937 в СССР впервые была осуществлена опытная демонстрация стереофильма по безочковой системе, предложенной в 1935 С. П. Ивановым. В 1941 в кинотеатре «Москва» демонстрировался созданный по системе Иванова фильм «Концерт» (режиссер А. Н. Андриевский). Позже в Москве и ряде др. городов имели успех стереофильмы «Робинзон Крузо» (1947, режиссер Андриевский), «Машина 22-12» («Счастливый рейс», 1949, режиссер В. В. Немоляев) и др. С 1939 также получило распространение (в ограниченных масштабах) С. к. с использованием поляроидных очков. Такой системой, например, оборудован кинотеатр «Октябрь» в Москве. В 1962 выпущен первый широкоэкранный стереофильм-концерт «Вечер в Москве» (режиссер Немоляев), снятый поляроидным методом. В середине 60-х гг. в СССР разработана система С. к., при которой для съёмки и показа фильмов (как на растровом экране, без очков, так и поляроидным методом, с очками) используется 70-мм киноплёнка. По этой системе сняты фильмы «Нет и да» (1967, режиссер А. Н. Кольцатый) и «Таинственный монах» (1968, режиссер Кольцатый).
         Лит.: Иванов Б. Т., Стереокинотехника, М., 1956; Валюс Н. А., Стереоскопия, М., 1962.
         Н. А. Валюс.
        
        Рис. 1. Оптическая схема стереоскопической киносъески (а) и стереоскопической кинопроекции (б); abc — объект киносъемки; Ол, Оп и О'л, О'п — левые и правые съемочные и проекционные объективы; Ф1 и Ф2 — селективные светофильтры; а'л b'л c'л и а'п b'п c'п — левое и правое изображения стереопары на кинопленке К; а "л b "л c'л и а "п b "п c "п — левое и правое изображения на экране Э.
        
        Рис. 2. Наблюдение стереоизображения зрителем через сепарирующие очки. Левый глаз зрителя ЛГ видит через фильтр Ф1 на экране Э изображения a "л b "л c "л, а правый глаз ПГ — через Ф'2 изображение a "п b "п c "п. Точка а предмета представляется зрителю расположенной в пространстве перед экраном на пересечении визирных осей, идущих от левого глаза к точке a "л и от правого к точке a "п. Точка b воспринимается лежащей в плоскости экрана, а точка c — в заэкранном пространстве.
        Рис. 3. Зоны зрительного видения в зрительном зале при безочковой однопарной (а) и многопарной (б) стереопроекции: Л, П, 1, …, 6 — зоны видения изображений, образующих стереопары Л — П, 1—2, 2—3, …, 5—6; Э — экран; черточками указано расстояние между зрачками правого и левого глаза (у зрителей, находящихся в разных местах зала).
        Рис. 3. Зоны зрительного видения в зрительном зале при безочковой однопарной (а) и многопарной (б) стереопроекции: Л, П, 1, …, 6 — зоны видения изображений, образующих стереопары Л — П, 1—2, 2—3, …, 5—6; Э — экран; черточками указано расстояние между зрачками правого и левого глаза (у зрителей, находящихся в разных местах зала).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Стереоскопическое кино" в других словарях:

  • СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ КИНО — (стереокино) вид кинематографа, технические средства которого создают у зрителя иллюзию объемности изображаемых на экране объектов. Первый стереоскопический художественный фильм в СССР Концерт (1940). Дальнейшего развития стереоскопическое кино… …   Большой Энциклопедический словарь

  • СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ КИНО — СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ КИНО, обеспечивает показ на одном экране двух совмещенных изображений кинокадров, составляющих стереопару. Первые системы стереоскопического кино создали бельгийский инженер Э. Ноайон (1928) и российский ученый С.П. Иванов… …   Современная энциклопедия

  • стереоскопическое кино — (стереокино), вид кинематографа, технические средства которого создают у зрителя иллюзию объёмности изображаемых на экране объектов. Первый стереоскопический художественный фильм в СССР  «Концерт» (1940). * * * СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ КИНО… …   Энциклопедический словарь

  • Стереоскопическое кино — стереоскопическое кино, вид кинематографии, технические средства которого позволяют создавать у зрителя иллюзию объёмности изображаемых на экране объектов. Стереоскопическое кино называют объёмным или трёхмерным …   Кино: Энциклопедический словарь

  • стереоскопическое кино — stereoskopinis kinas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. stereo cinema; stereoscopic cinema vok. Stereokino, n; stereoskopisches Lichtspiel, n rus. стереокино, n; стереоскопическое кино, n pranc. cinéma stéréoscopique, m …   Fizikos terminų žodynas

  • стереоскопическое кино — кинематограф, производящий фильмы, при демонстрации которых у зрителей создаётся ощущение объёмности (стереоскопичности) проецируемых на экран изображений. Объёмность изображений стереоскопического кино обусловлена бинокулярным, стереоскопическим …   Энциклопедия техники

  • СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ КИНО — стереокино, вид кинематографа, методы и технич. средства к рого позволяют создать у зрителя ощущение объёмности (стереоскопичности) наблюдаемых на экране изображений. Ощущение объёмности, пространственности наблюдаемой картины создаётся с помощью …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Стереоскопическое изображение —         изображение, создающее иллюзию объёмности, пространственности наблюдаемой картины. Два изображения стереопары (См. Стереопара), рассматриваемые раздельно правым и левым глазом, в сознании наблюдателя сливаются в единый зрительный образ.… …   Большая советская энциклопедия

  • СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ — пространственное изображение, к рое при рассматривании представляется зрительно объёмным (трёхмерным), передающим форму изображённых объектов, характер их поверхности (блеск, фактуру), взаимное расположение в пространстве и др. внеш. признаки.… …   Физическая энциклопедия

  • СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ — пространственное (объёмное) зрение …   Физическая энциклопедия

Книги

  • Советская кинотехника, Е. М. Голдовский. В книге изложены принципы основных процессов кинотехники, приведено описание технологии производства и демонстрации кинофильмов, кратко освещены задачи применения кинематографа, как метода… Подробнее  Купить за 1648 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»