СССР. Научные учреждения это:

СССР. Научные учреждения
        Научные учреждения до 1917
         Советский Союз — страна давних научных традиций. Деятельность многих центров знаний, первые из которых возникли на территории СССР ещё в средние века, вошла в историю мировой культуры. Среди них обсерватория в Мерве (9 в.), «Дом мудрости» в Бухаре (10 в.), «Дом науки» в Хорезме (11 в.), обсерватория Улугбека (15 в.) близ Самарканда, университеты: Гладзорский (13—14 вв.) и Татевский (14—15 вв.) в Армении, Икалтойская (11 в.) и Гелатская (12 в.) академии в Грузии. Крупными культурными центрами были школы князя Владимира в Киеве (10 в.), Ярослава Мудрого в Новгороде (11 в.).
         С начала 16 в. в органах государственного управления России — приказах складывались группы специалистов, как русских, так и приглашаемых из-за границы, накапливались сведения по отдельным отраслям знания. К концу 17 в., например, Аптекарский приказ располагал значительным штатом, разнообразным по специальностям и квалификации (лекари, «химисты», «алхимисты», ученики и т. п.), богатой специальной библиотекой (в 18 в. вошла в состав библиотеки Академии наук). При нём работал Аптекарский огород. В этом приказе изучали свойства трав, создавали руководства и труды по фармакологии и медицине, обучали лекарей и аптекарей. Пушкари, металлурги, «зелейники» и другие мастера Пушкарского приказа осваивали работу с различными сплавами и взрывчатыми веществами. Приказ располагал обширной библиотекой по вопросам фортификации, гидравлики, баллистики и т. п.
         Появление собственно научных учреждений — исследовательских и научно-образовательных по основному содержанию своей работы — связано с государственными преобразованиями 1-й четверти 18 в. Потребности государства в освоении природных богатств, в развитии экономически необходимых отраслей прикладного естествознания и техники, о в создании собственных кадров специалистов заставили правительство Петра I осуществить систему важных общекультурных и научных мероприятий. По инициативе государства были предприняты первые экспедиции по изучению страны: Каспийского моря (1720); 1-я Камчатская (1725—30); Сибирская (1720—1727) и др. Созданы Петербургский аптекарский огород (1714, с 1823 — Ботанический сад); научная библиотека (1714, позднее — библиотека АН, открыта для публичного пользования в 1728); Кунсткамера (основана в 1714, открыта в 1719) — первый в России естественнонаучный музей.
         В 1724 в Петербурге была основана Академия наук (начала работать в декабре 1725: см. Российская Академия наук). На АН была возложена забота о развитии научных исследований и образования, об организации и проведении необходимых государству научно-технических работ. В 18 в. с АН была связана вся научная и культурная жизнь страны. Действовавший в составе АН Академический университет подготовил первые кадры отечественных учёных. В АН сосредоточилось географическое и естественнонаучное изучение страны: 2-я Камчатская (Великая северная) экспедиция 1733—43; комплексные (т. н. академические) экспедиции, охватившие Европейскую Россию, Урал и Сибирь 1768—74, и научно-картографические работы. При АН формировались новые исследовательские учреждения. В её состав вошли: Кунсткамера, физический кабинет (1725), обсерватория (30-е гг.), географический департамент (1729), химическая лаборатория (1748, по инициативе М. В. Ломоносова), мастерские, где создавались инструменты и приборы, испытывались изобретения и конструкции. В 1755 был открыт Московский университет, ставший вскоре одним из крупнейших центров науки и просвещения. Пополнилась сеть высших специальных училищ. В 1765 возникло первое русское научное общество — Вольное экономическое общество. В 1783 с целью изучения и совершенствования русского литературного языка основана Российская академия. Во 2-й половине 18 в. появились научные учреждения в Прибалтике: астрофизическая обсерватория (1753), ботанический сад и зоологический музей (80-е гг.) в Вильно (Вильнюс), астрономическая обсерватория в Митаве (Елгава).
         В 1-й половине 19 в. в науке наметилась тенденция к углублённому изучению процессов и явлений природы, определению их внутреннего единства. Появились новые математические, физические, химические, биологические и другие научные дисциплины. Возрастала потребность в объединении учёных. Процесс создания новых научных учреждений, диктовавшийся развитием страны и русской науки, постоянно тормозился крепостническим строем, непоследовательным и противоречивым отношением правящих кругов к научной работе.
         Ведущим научным учреждением страны оставалась АН. Расширился состав её подразделений. Пополнялись созданные при АН музеи (азиатский, ботанический, зоологический, минералогический, этнографический, нумизматический). В 1841 в АН была включена Российская академия (отделение русского языка и словесности, ОРЯС). Значительным событием стало создание Главной астрономической обсерватории (Пулковской, 1839) и Главной физической обсерватории (основана в 1849 при Министерстве финансов), в которых работали учёные АН. Потребность в образованных чиновниках, врачах, агрономах и др., особенно остро выявившаяся после реформы государственного управления и создания министерств (1802), вызвала рост числа учебных заведений. Были созданы лицеи, университеты в Дерпте, Казани, Харькове, Петербурге, Киеве; основаны учебные институты: лесной, корпуса инженеров путей сообщения, практический технологический; возобновил работу (1828) главный педагогический институт.
         С начала 19 в. возникали научно-организационные подразделения при государственных ведомствах: военно-топографический отдел генерального (главного) штаба (1812, основан в 1797 как Депо карт), учёный комитет горного ведомства (1834), сельскохозяйственный учёный комитет министерства государственных имуществ (1857) и др. Они контролировали подготовку специалистов, организовывали необходимые научные изыскания (в ведомственном масштабе). Большую роль в развитии науки и культуры стали играть научные общества, создававшиеся в крупных губернских городах (преимущественно университетских). В научной жизни Москвы видное место заняли научные общества при Московском университете: истории и древностей российских (1804), медицинских и физических наук (1804), московское испытателей природы (1805), любителей российской словесности (1811) и др. В Петербурге активно работали минералогическое общество (1817, при Горном училище), физико-медицинское (1805), лесное (1834). Подобные общества появились в Прибалтике, Белоруссии, на Украине: рижское естествоиспытателей (1805), дерптское врачебное (1811), виленское научно-медицинское (1805), белорусское вольное экономическое (Минск, 1824), филотехническое (Харьков, 1811) и др. Первоначально их основной функцией было объединение учёных в целях взаимной информации, однако постепенно они начали брать на себя также и организацию исследований, выпуск литературы и т. п., превращаясь в центры научной работы.
         К середине 19 в. число учреждений, проводивших научные исследования, возросло почти в 4 раза по сравнению с конца 18 в. Сложилась сеть научных учреждений, практически не изменявшаяся вплоть до 1917: АН с её подразделениями, обсерватории, научные подразделения высших учебных заведений, учёные комитеты ведомств, научные общества.
         Во 2-й половине 19 в. научная деятельность развивалась в обстановке быстрого роста капитализма. Подъём промышленного и сельскохозяйственного производства после отмены (1861) крепостного права вызвал появление новых высших учебных заведений — Петровской земледельческой и лесной академии в Москве, Рижского политехнического института, Московского высшего технического училища, Харьковского технологического института, Петербургского электротехнического института и др. Научная жизнь всё больше сосредоточивалась в высшей школе. В университетах и вновь созданных специальных учебных заведениях формировались научные школы и направления. Было учреждено несколько новых научно-административных органов ведомств: Статистический комитет Министерства внутренних дел (1852), Геологический комитет (1882), Главное гидрографическое управление морского ведомства (1885).
         Исследовательская работа протекала в тяжёлых условиях. Испуганный ростом революционного движения, царизм не останавливался перед закрытием и разгромом университетов, запрещением научных обществ. «Казённые» исследовательские учреждения были бедны и малочисленны, новые росли крайне медленно, старые почти не расширялись. В АН, например, за этот период были открыты всего 3 небольшие лаборатории (физиологическая, особая зоологическая, анатомии и физиологии растений). В 1860—1900 было создано около 100 научных организаций, в основном небольшие метеостанции, опытные участки, архивы, музеи и т. п. и лишь несколько крупных естественнонаучных учреждений: Институт экспериментальной медицины (1890; существовал главным образом на частные средства), Институт экспериментальной ветеринарии (1898), Главная палата мер и весов (1893, по инициативе Д. И. Менделеева). Позже, в 1914, к ним прибавилась Центральная научно-техническая лаборатория военного ведомства, разрабатывавшая вопросы вооружения и военного производства.
         Отличительной чертой развития науки этого времени была тесная связь научной и передовой общественной мысли, стремление учёных к решению не только исследовательских, но и важных для страны экономических, а также общественно-политических проблем. Наиболее характерным типом организации исследовательских работы стали научные общества. Крупными центрами науки стали Русское географическое общество (1845), общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (1864), Московское математическое общество (1867), Русское физико-химическое общество (1878), общества естествоиспытателей в Петербурге, Казани, Томске, Харькове (кон. 60-х гг.). 70—80-е гг. — время становления первых научно-технических обществ: Русского технического (1866), политехнических обществ в Москве, Риге, Петербурге и др. Своеобразной формой организации науки стали съезды учёных. В 1867—1913 состоялось 13 съездов естествоиспытателей и врачей. В 80—90-х гг. это движение охватило представителей других отраслей знания — археологов, историков, деятелей техники. В конце 19 — начале 20 вв. съезды, как и научные общества, сыграли большую роль в объединении и организации научных сил, в популяризации естественнонаучных и технических знаний.
         В 1900-х гг. при ряде научных учреждений (Академии наук, учёных комитетах ведомств) стали возникать проблемные комиссии: сейсмическая, магнитная и полярная при АН, Комиссия по алюминию при Геологическом комитете и др. Они были формой приспособления научных учреждений к решению новых проблем, попыткой координировать научные работы, осуществлявшиеся разрозненно. Самой крупной подобной организацией стала Комиссия по изучению естественных производительных сил России при АН (КЕПС, 1915), поставившая задачу организации и проведения исследований природных ресурсов, объединения учёных, создания научных институтов.
         Накануне Октябрьской революции 1917 в стране насчитывалось около 300 научных учреждений, включая комитеты, комиссии, высшие учебные заведения и т. п. Почти все они были сосредоточены в Москве, Петербурге и нескольких крупных городах западных и центральных губерний. На территории Урала, Сибири и Дальнего Востока работало всего 4 высших учебных заведения: технологический институт и университет (1888) в Томске, Восточный институт во Владивостоке, университет в Перми (1916); несколько сельскохозяйственных и лесных опытных участков, краеведческих организаций. В Средней Азии не было ни одного высшего учебного заведения, здесь работали обсерватория (1873, Ташкент), метеорологическая (в Ташкенте, Ашхабаде, Красноводске, Кушке), сейсмическая (в Ташкенте, Самарканде и др.) и энтомологическая (в Ташкенте) станции, музеи; Мургабское опытное поле и Репетекская песчано-пустынная станция в Туркмении (1912); краеведческие и научные общества, в том числе Среднеазиатское учёное общество, общество естествоиспытателей и врачей Туркестанского края в Ташкенте и др. На территории Кавказа также не было высших учебных заведений, весьма немногочисленны были научные учреждения: Кавказский (этнографический) музей (1853), Тбилисская магнитометеорологическая обсерватория, местные отделения Русского географического общества и Геологического комитета, ботанические сады в Сухуми, Тбилиси, Батуми. Научная деятельность на периферии была чрезвычайно ограниченной. Немногочисленные кружки и общества охватывали лишь узкий круг интеллигенции. Характерной чертой организации науки в предреволюционные годы была разобщённость исследований. Научные учреждения в центре и на местах работали фактически без всякой связи и согласования.
         Развитие научных учреждений после Великой Октябрьской социалистической революции
         Октябрьская революция 1917 ознаменовала новую эпоху в развитии науки и научных учреждений. Создание первого в мире государства трудящихся, глубокие социальные сдвиги, происходившие в стране, и начало социалистического строительства обусловили превращение науки в могучую силу экономического, общественного и культурного преобразования. Под руководством В. И. Ленина были разработаны принципы новой, социалистической организации научной деятельности, сделаны первые шаги в области общегосударственного планирования научных исследований. В ленинских работах «Очередные задачи Советской власти», «Набросок плана научно-технических работ» (1918), «О пролетарской культуре» (1920), «Об едином хозяйственном плане» (1921) была определена стратегия развития советской науки, показана необходимость целенаправленного планового руководства ею, подчёркнута ведущая роль науки в развитии народного хозяйства. Важное значение имели положения Программы партии, принятой 8-м съездом РКП(б) (1919). В тяжелейших условиях Гражданской войны и военной интервенции 1918—20 проводились важнейшие мероприятия по привлечению учёных к хозяйственному и культурному строительству, к постановке и решению актуальных научно-технических задач государственного значения. По заданию и под рук. В. И. Ленина учёными была разработана программа подъёма и развития экономики страны на базе электрификации (план ГОЭЛРО, 1920), развернулись исследования Курской магнитной аномалии, химического сырья Кара-Богаз-Гола и Соликамска, ухтинской нефти, тихвинских бокситов, горючих сланцев северо-запада Европейской части страны, гидроресурсов, глин, торфа и других природных запасов, разрабатывались научные основы важнейших отраслей промышленности. Была осуществлена перестройка высшей школы. Массы трудящихся получили доступ к образованию и научному творчеству. Открывались новые научно-образовательные центры.
         Для развития советской науки большое значение имело создание системы общегосударственной координации и централизованного руководства исследованиями. В 1918 образованы Научный отдел Наркомпроса (с 1922 — Главнаука) и Научно-технический отдел (НТО) ВСНХ, на который была возложена организация научного обслуживания промышленности и координация прикладных научно-технических работ. По мере роста государственного сектора в различных отраслях народного хозяйства и развёртывания научно-исследовательской деятельности оформлялись научно-организационные подразделения при наркоматах и других ведомствах: Научная комиссия НТО ВСНХ, Учёный медицинский совет Наркомздрава, Государственный учёный совет (ГУС) Наркомпроса и др. Важными центрами планирования и координации научной работы в масштабе всей страны стали Госплан (1921) и Особый временный комитет науки при СНК РСФСР (1922—24), деятельность которых обеспечивала курс на единую научно-техническую политику, планомерное формирование государственной сети научно-исследовательских учреждений.
         Создавались новые центры научно-исследовательские работы, система крупных научно-исследовательских институтов. К середине 20-х гг., несмотря на Гражданскую войну и трудности восстановительного периода, было основано свыше 70 институтов, сыгравших видную роль в развитии советской науки. Среди них: Государственный оптический (ГОИ, 1918, основатель — Д. С. Рождественский), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ, 1918; один из организаторов и первый директор — Н. Е. Жуковский). Государственный гидрологический (1919), биологической физики (1919, по проекту и под руководством П. П. Лазарева), биологической химии (1920, под руководством А. Н. Баха), по изучению Севера (1920), плавучий морской, положивший начало морским экспедиционным работам (1921), Петроградский физико-технический (1921, организатор и первый директор — А. Ф. Иоффе), Государственный радиевый (1922, по проекту и под руководством В. И. Вернадского) и др. Научные учреждения были ориентированы на решение фундаментальных научных и народно-хозяйственных задач. В первые послереволюционные годы были заложены основы сети отраслевых научных учреждений — начали формироваться специализированные комплексы научно-исследовательских институтов промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства, здравоохранения и др. Сложилось ядро головных институтов советской индустрии: Химический институт им. Л. Я. Карпова (1918, первоначально Лаборатория НТО ВСНХ), Научный автомоторный институт (НАМИ, 1918), Государственный институт прикладной химии (ГИПХ, 1919), Научный институт по удобрениям (НИУ, 1919), Институт прикладной минералогии и металлургии (1919), Институт механической обработки полезных ископаемых (Механобр, 1920), Государственный экспериментальный электротехнический институт (ГЭЭИ, 1921, впоследствии Всесоюзный электротехнический институт им. В. И. Ленина, ВЭИ), Государственный теплотехнический институт (1921), Государственный торфяной институт (1921), Нижегородская радио лаборатория (1918) и др. Всего в 1925 в промышленности работало около 30 институтов и крупных специализированных лабораторий. В 1918 положено начало формированию сети научных учреждений Наркомздрава, которые в 1920 объединились в единую систему под общим названием Государственного института народного здравоохранения (ГИНЗ). В 1925 ГИНЗ объединял уже 8 крупных институтов. В начале 20-х гг. стала создаваться система научного обслуживания сельского хозяйства. В 1920 основана Центральная селекционно-генетическая станция под Петроградом, в 1921 — Луговой и Научно-мелиоративный институты, в 1922 — Институт опытной агрономии, в 1924 из него выделился Институт прикладной ботаники и новых культур. В начале 20-х гг. начали возникать научно-исследовательские институты при высших учебных заведениях, работа которых была тесно связана с учебным процессом и в то же время — с выполнением исследовательских заданий ведомств и предприятий. НИИ при вузах сыграли большую роль в формировании кадров советских учёных.
         Октябрьская революция 1917 внесла принципиальные изменения в организацию гуманитарных исследований. В первые годы Советской власти были созданы крупные центры марксистского обществоведения, сконцентрировавшие своё внимание на исследовании производительных сил, проблем классов и классовой борьбы. В 1918 основана Социалистическая академия общественных наук (с 1924 — Коммунистическая), при которой в 1-й половине 20-х гг. сформировались институты и научные общества, разрабатывавшие вопросы философии, права, экономики, истории международного рабочего движения и истории Октябрьской революции, советского строительства и др. В 1919 начала работать Российская академия истории материальной культуры (РАИМК), в которой сосредоточилось изучение вопросов археологии и этнографии. По решению ЦК РКП(б) были созданы Институт К. Маркса и Ф. Энгельса (ИМЭ, 1921), Комиссия по истории Октябрьской революции и РКП(б) (Истпарт, 1920), Институт В. И. Ленина (1923, по инициативе коммунистов Москвы).
         Значительно расширили деятельность старые научные учреждения, в частности АН, число научных подразделений которой в 1918—25 выросло почти вдвое; в её составе появились научно-исследовательские институты: платиновый (1918), физико-химического анализа (1918, во главе с Н. С. Курнаковым), физико-математический (1921, во главе с В. А. Стекловым), химический (1924), физиологический (1925, во главе с И. П. Павловым), почвенный им. В. В. Докучаева (1927). АН развернула большую научно-теоретическую, экспедиционную и организационную работу, возглавила изучение природных ресурсов страны. АН была признана высшим научным учреждением Советского Союза (с 27 июля 1925 — Академия наук СССР).
         Важным направлением в области формирования государственной сети научных учреждений было создание центров науки и просвещения, в том числе в Закавказье и Средней Азии, на Урале, в Сибири. В 1918 начали работать университеты в Воронеже, Нижнем Новгороде, Тбилиси, Иркутске. В 1919 основан Бакинский университет (с 1924 — Азербайджанский), в 1920 — Ереванский, Уральский (в 1925—31 — Политехнический институт), Туркестанский (с 1923 — Среднеазиатский, с 1960 — Ташкентский) и Дальневосточный, в 1921 — Белорусский и др. Создание новых университетов сыграло важную роль в подготовке местных кадров интеллигенции, в развитии науки и культуры. В 1919 основана АН УССР. Особенно интенсивно развивалось научное строительство на местах после образования СССР (1922). Широко развернулось экспедиционное исследование природных ресурсов, экономики, этнографии, культуры союзных республик. Опираясь на помощь научных учреждений РСФСР (АН, университеты, новые институты), а также на местные университеты, республики начали подготовку национальных научно-технических кадров и формирование первых научно-исследовательских учреждений. В 1-й половине 20-х гг. созданы Тбилисский бактериологический институт и нескольких научных обществ в Грузии, Севанская гидробиологическая станция в Армении (1923), общество обследования и изучения Азербайджана (1923, впоследствии — институт), Общество краеведения при Наркомпросе Туркменистана (1925), Научное общество Таджикистана (1925), институт белорусской культуры (1922). Научный комитет в Молдавии (1926) и др. Большую роль в организации научные работы на территории Сибири сыграли Сибирский геологический комитет (1918), Сибирская комиссия ГОЭЛРО (1921) и Сибирская сельскохозяйственная академия (1923). Для разработки важнейших экономических проблем Урала в 1925 был создан Уральский научно-исследовательский институт.
         В середине 20-х гг. насчитывалось более 600 научных учреждений (вдвое больше, чем в предреволюционный период).
         Развитие науки и научных учреждений во 2-й половине 20-х — 30-х гг. тесно связано с развёртыванием социалистического строительства. 15-й съезд ВКП(б) (1927), намечая пути создания материально-технической базы социализма, подчеркнул значение индустриализации страны и выдвинул в качестве самостоятельные задачи «широкое развитие сети научно-исследовательских институтов и фабрично-заводских лабораторий, решительное приближение академической научной работы к промышленности и сельскому хозяйству...» («КПСС в резолюциях...», т. 4, 1970, с. 47). Превращение СССР в мощную индустриальную державу, размах культурной революции вызвали быстрый рост числа научно-исследовательских учреждений. За годы довоенных пятилеток (1929—40) сформировалась и выросла советская народная интеллигенция, в том числе кадры советских учёных. В 1928 по инициативе группы учёных была создана Всесоюзная ассоциация работников науки для содействия социалистическому строительству (ВАРНИТСО), сыгравшая видную роль в сплочении передовой научно-технической интеллигенции.
         В 1931 на базе института Маркса и Энгельса и института Ленина был создан институт Маркса — Энгельса — Ленина при ЦК ВКП(б) (с 1956 Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС). Реорганизована сеть учреждений Коммунистической академии; при ней открыты институты философии, истории (оба в 1929), литературы, искусства и языка (1931) и др. Характерной чертой советской науки этого периода стал переход от отдельных исследований к комплексному решению важнейших общетеоретических и прикладных проблем. Одной из первоочередных задач по развитию науки Коммунистическая партия и Советское правительство считали планомерный рост сети научно-исследовательских учреждений по всему фронту естествознания и техники. Значительно расширилась система учреждений, ведущих фундаментальные исследования, которые всё больше концентрировались в АН СССР. К началу 1941 в её составе работало 167 научных учреждений (78 институтов и их объединений), в том числе Геологический институт (1930), Институт физической химии (1931), Физический институт им. П. Н. Лебедева (ФИАН; 1934, руководитель С. И. Вавилов), Институт органической химии (1934, руководитель А. Е. Фаворский и Н. Д. Зелинский), Институт общей и неорганической химии (1934, руководитель Н. С. Курнаков), Институт физических проблем (1934, руководитель П. Л. Капица), Институт теоретической геофизики (1938, руководитель О. Ю. Шмидт) и многие др.
         В составе АН СССР были созданы учреждения, разрабатывающие ведущие проблемы техники: Энергетический институт (ЭНИН, 1930, руководитель Г. М. Кржижановский), Институт автоматики и телемеханики (1939), Институт машиноведения и др. В 1936 в систему АН СССР переданы учреждения Коммунистической академии. Были организованы институты АН СССР: истории, советского строительства, экономики и др.
         В сфере промышленности, транспорта и связи в 1-й половине 30-х гг. работало свыше 20% научных учреждений страны. Были созданы НИИ машиностроения и металлообработки (1926, НИИМАШ, позднее — ЦНИИТМАШ); институты по проектированию металлургических заводов (1926, Гипромез) и предприятий цветной металлургии (1929, Гипроцветмет), Центральный институт транспортного строительства (1930, ЦИС НКПС), Всесоюзный институт механизации сельского хозяйства (1930, ВИМС) и др. Возник ряд крупных институтов химической промышленности (химии твёрдых топлив, нефтяной — 1929, высоких давлений — 1930, химии пластмасс — 1932, и др., центральные институты Грознефти, Эмбанефти и др.). В 1933 основан первый Реактивный научный институт (РНИИ), во 2-й половине 30-х гг. развернули работу научно-исследовательские институты в области авиационного моторостроения, тракторостроения, автомобильного и водного транспорта. В каждой из отраслей молодой советской индустрии работали научно-исследовательские учреждения. Многие научные и изыскательские организации (Днепрострой, ЦАГИ и др.) участвовали в проектировании Днепрогэса. По проектам Гипромеза были построены Магнитогорский, Новолипецкий и Новотагильский металлургические комбинаты, «Уралмаш», «Ростсельмаш» и другие заводы. Гипроцветмет спроектировал Красноуральский и Балхашский медеплавильные, Чимкентский свинцовый и Челябинский цинковый заводы. Институт химии твёрдых топлив, Всеукраинский химический институт и другие научных учреждения изучали угли Донбасса, Кузбасса, Урала и др., в ходе этих работ решались проблемы, связанные, в частности, с созданием Урало-Кузнецкого комбината и других предприятий. Строительство первенцев советской индустрии и энергетики стало школой для научно-техническая интеллигенции страны. В практической работе формировались крупные научные коллективы металлургов, машиностроителей, гидроэнергетиков и др.
         Во 2-й половине 20-х гг. быстро формировались сельскохозяйственные исследовательские учреждения; в 1929 создана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ). В 1930 при ней работало 11 новых научных институтов: растениеводства (ВИР), экономики сельского хозяйства, животноводства, мелиорации, рыбного хозяйства и др. Создание ВАСХНИЛ и сети её учреждений было частью мероприятий партии и правительства в области социалистической реконструкции сельского хозяйства. Созданы отраслевые Академия коммунального хозяйства РСФСР (1931) и Академия архитектуры (1934). Продолжала развиваться научно-исследовательская база здравоохранения, в 1932 организован Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ). В конце 30-х гг. насчитывалось около 300 научно-медицинских учреждений.
         Большое внимание научные учреждения уделяли укреплению оборонного могущества СССР, совершенствованию технического оснащения и повышению боевой мощи Красной Армии. В 20—30-х гг. в оборонных отраслях промышленности сформировались конструкторские бюро, занимавшиеся созданием и внедрением в производство самолётов, танков, артиллерийского и стрелкового вооружения.
         В 30-е гг. был сделан важный шаг по пути достижения непрерывности научно-технического фронта, которая характеризовалась не только охватом важнейших отраслей науки и техники, но и распространением сети научно-исследовательских учреждений по всей территории СССР. Создавались крупные центры исследований в новых промышленных районах, союзных республиках. Освоение Северо-Востока, создание за Уралом новой мощной энергетической и сырьевой базы (Магнитогорск, Кузбасс, Караганда и др.) вызвали продвижение науки за Урал — в Сибирь и Казахстан, на Дальний Восток. В начале 30-х гг. на Урале работало свыше 20 научно-исследовательских организаций (преимущественно в промышленности). Большое значение имело развёртывание работы филиалов и баз АН СССР на Урале и Дальнем Востоке, возглавивших исследование производительных сил этих районов, истории и культуры населяющих их пародов. Учреждения АН СССР, созданные в 30-х гг. в Закавказье и Средней Азии, сыграли видную роль в организации изучения местных сырьевых ресурсов, подготовке национальных научных кадров. В 1929 создана АН БССР. Были основаны новые университеты в Узбекистане, Казахстане, Карелии; расширилась сеть специальных высших учебных заведений; быстро формировались исследовательские организации. В 1940 в УССР насчитывалось 19,3 тыс. научных работников, в БССР — 2,2 тыс., в Закавказье — 6,5 тыс., в республиках Средней Азии и в Казахстане — 5,9 тыс. В довоенные годы за пределами РСФСР действовало около 1/3 всех научно-исследовательских учреждений промышленных отраслей и до 40% учреждений, занятых фундаментальными исследованиями (в основном местных подразделений АН СССР; всего около 40 к началу 1941).
         Управление отраслевыми научными учреждениями СССР во 2-й половине 20-х гг. и в 30-х гг. было сосредоточено в соответствующих наркоматах и ведомствах. Быстрый рост сети научно-исследовательских учреждений, углубление их отраслевой и функциональной дифференциации выдвинули на одно из первых мест проблемы координации научной деятельности. По рекомендации Советского правительства научно-исследовательские работы в масштабе страны планировались на всесоюзных конференциях и съездах по отраслям производства или комплексным проблемам. Государственными центрами, которые координировали исследования и руководили работой крупнейших общесоюзных учреждений, были Госплан, Комитет по заведованию учёными и учебными заведениями ЦИК СССР (Учёный комитет ЦИК, 1926—36), Отдел научных учреждений (1928—29) и Комиссия содействия учёным (1931) при СНК СССР. Координационные функции исполнял также Комитет по делам высшей школы.
         В годы Великой Отечественной войны 1941—45 все силы науки были направлены на обеспечение победы над врагом. Несмотря на то, что война нанесла значит. урон научному потенциалу (было разрушено свыше 600 научных учреждений, в том числе, например, Пулковская и Симеизская обсерватории), поступательное развитие советской науки продолжалось. Новые центры научно-исследовательской деятельности, созданные в предвоенные годы в восточных районах, послужили базой для работы научных учреждений, эвакуированных из западных и центральных областей (академических институтов, университетов, головных институтов промышленности и др.). В новых научных центрах Поволжья, Урала, Сибири и Средней Азии развернулись важные исследования по совершенствованию оборонной техники, разработке сырьевых ресурсов и перспективные теоретические исследования. Необходимость оперативного решения многих проблем обусловила специфические формы организации науки: создание исследовательских и консультационных групп учёных, работавших непосредственно на местах по заданиям ГКО, Генштаба, а также штабов фронтов и флотов, наркоматов и других ведомств, отдельных предприятий. Плодотворно работали экспедиции по изучению природных ресурсов. Вопросы организации исследований решал Научно-технический совет при уполномоченном ГКО по науке. Росла сеть научно-исследовательских институтов и лабораторий: в 1941—45 было создано 240 новых научных учреждений; среди них: институты АН СССР — тихоокеанский (1942) и кристаллографии (1943), лаборатории вулканологии, гельминтологии и др. Были основаны Академия медицинских наук СССР (1944) и Академия педагогических наук РСФСР (1943). Напряжённая работа в области важных народно-хозяйственных и теоретических проблем способствовала дальнейшему развитию научно-исследовательской деятельности на местах. В годы войны были созданы АН в Грузии (1941), Армении (1943), Узбекистане (1943), Азербайджане (1945). Росла сеть научных учреждений Сибири. К концу войны здесь работали 15 высших учебных заведений и 19 научно-исследовательских институтов. Организованы научные учреждения АН СССР в ряде районов страны: Западно-Сибирский (1943), Киргизский (1943) и Казанский (1945) филиалы, база в Коми АССР (1944).
         В послевоенный период перед советской наукой встали задачи, связанные со скорейшим восстановлением народного хозяйства, а также с развёртыванием научно-технической революции, овладением ядерной энергией, созданием ЭВМ, с комплексной механизацией и автоматизацией производства, разработкой проблем электроники, созданием ракетной и космической техники, получением материалов с заданными свойствами и т. п. Коммунистическая партия и Советское правительство взяли курс на всемерное ускорение научно-технического прогресса. Был принят ряд мер по развитию механизма планирования и координации научно-исследовательских работ. В 1947 создан Государственный комитет по внедрению новой техники в народное хозяйство Совета Министров СССР (Гостехника СССР, существовал до 1951, с 1955 — Государственный комитет Совета Министров СССР по новой технике, с 1957 — Государственный научно-технический комитет Совета Министров СССР), который возглавил работу по применению достижений науки и техники в народном хозяйстве и по организации важнейших научно-технических исследований отраслевого и межотраслевого характера. Научная работа сосредоточилась в нескольких крупных системах: в АН СССР с сетью её центральных институтов, филиалов и т. п., в академиях наук союзных республик; в отраслевых академиях и исследовательских институтах министерств и ведомств, в научных подразделениях высшей школы. В 1946 организована Академия общественных наук при ЦК КПСС. К концу 40-х гг. сформировалась сеть филиалов института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (имеются в 14 союзных республиках и в гг. Москве и Ленинграде).
         Значительно расширилась сеть учреждений АН СССР. В 50-х гг. в её составе создано свыше 30 новых институтов: физической химии (1945), геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского (1947), высокомолекулярных соединений (1948), точной механики и вычислит. техники (1948), высшей нервной деятельности (1950), радиотехники и электроники (1953), научной информации (1952, с 1955 — ВИНИТИ), эволюционной физиологии (1956). Были основаны институты: языкознания (1950), славяноведения (1946, впоследствии славяноведения и балканистики), Африки (1959) и др. Выросли новые учреждения АН на местах: Молдавский и Башкирский филиалы, базы в Дагестане и Якутии (впоследствии филиалы) и на Сахалине. Большим событием стало создание Сибирского отделения АН (СО АН СССР, 1957), в состав которого вошли Дальневосточный филиал, Западно-Сибирский филиал, Восточно-Сиб. филиал (1949), Сахалинский комплексный научно-исследовательский институт и институт физики АН СССР в Красноярске. В конце 50-х гг. в СО АН СССР работало 16 крупных институтов.
         Подъём экономики и культуры в союзных республиках стимулировал развитие науки, расширение научно-исследовательских учреждений, рост научных кадров. Были основаны новые университеты: Кишиневский и Ужгородский (оба в 1945), Таджикский (1948), Туркменский (1950), Киргизский (1951), Якутский (1956), Башкирский, Дагестанский, Кабардино-Балкарский и Мордовский (все в 1957), Новосибирский (1959). Созданы академии наук в Казахстане и Латвии (1946), Эстонии (1946), Туркменистане и Таджикистане (1951), Киргизии (1954) Молдавии (1961). Возобновила работу АН Литвы (основана в 1941). Расширялась сфера исследований АН союзных республик, возрастала их доля в научной работе страны; если на раннем этапе их работы основное внимание уделялось региональным проблемам, то во 2-й половине 50-х гг. стали разрабатываться и теоретические вопросы современного естествознания и обществоведения. Были созданы академические институты ядерной физики в Узбекской ССР и Казахской ССР, Институт астрофизики в Туркменской ССР и др. В республиках организованы вычислительные центры. Быстро развивалась работа и росла сеть учреждений отраслевых АН.
         В середине 50-х гг. свыше 30 научно-исследовательских учреждений занимались разработкой методов строительства. В 1956 на базе Академии архитектуры создана Академия строительства и архитектуры СССР (действовала до 1964), объединившая ряд специальных институтов (сельского строительства, подземного и шахтного строительства, санитарной техники и др.), а также комплексных НИИ в различных городах. Активизировалась исследовательская деятельность АМН СССР (в 1957 в её составе было 28 научных учреждений). Увеличились роль и объём работы ВАСХНИЛ. В 1956 свыше 1000 институтов, опытных станций и лабораторий разрабатывали вопросы агрономии, зоотехники, сельскохозяйственного машиностроения, сельскохозяйственной экономики. Возрастание роли сельскохозяйственной науки привело к созданию республиканских сельскохозяйственных академий в УССР (1956), Белоруссии, Грузии, Казахстане и Узбекистане (все в 1957 на базе местных учреждений ВАСХНИЛ). В 1955 на профсоюзы СССР было возложено руководство научно-техническими обществами СССР, которые стали массовыми организациями, развернувшими широкую научно-пропагандистскую работу.
         С вступлением СССР в период развитого социализма роль науки чрезвычайно возросла, она превратилась в непосредственную производительную силу общества, мощное средство создания материально-технической базы коммунизма, формирования коммунистической идеологии и культуры. Растущая созидательная роль науки в жизни страны ярко отражена в Программе КПСС (1961), в решениях съездов партии. КПСС поставила перед учёными и всем советским народом задачу огромной исторической важности: «...органически соединить достижения научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства...» (Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 57).
         В 60-х — начале 70-х гг. были приняты специальные постановления партии и правительства, в том числе постановление ЦК КПСС «О мерах по развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве» (1967), постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению деятельности АН СССР и академий наук союзных республик» (1963), «О мероприятиях по повышению эффективности работы научных организаций и ускорению использования в народном хозяйстве достижений науки и техники» (1968), «О развитии научных учреждений в отдельных экономических районах РСФСР» (1969), постановление ЦК КПСС «О 250-летнем юбилее Академии наук СССР» (1973). Осуществлен ряд мер, направленных на ускоренное развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), проектного дела, а также изобретательства и патентного дела; усовершенствована система руководства исследованиями и разработками.
         Общегосударственным органом, ответственным за дело научно-технического прогресса в стране и проведение единой научной политики, стал Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике (ГКНТ, 1965). На него возложены определение основных направлений развития науки и техники, планирование и организация разработок важнейших, имеющих общегосударственное значение научно-технических проблем, организация внедрения в производство открытий, изобретений и результатов поисковых исследований. ГКНТ участвует в составлении планов финансирования НИОКР и развития материальной базы науки. При ГКНТ действуют научные советы по важнейшим комплексным и межотраслевым научно-техническим проблемам, координирующие всю совокупность соответствующих НИОКР.
         Организация исследований по ведущим направлениям естественных и общественных наук возложена на АН СССР. Сосредоточивая внимание на фундаментальных исследованиях, АН СССР участвует и в разработке широкого круга научно-техническим проблем, актуальных для народного хозяйства. АН СССР играет важную роль в текущем и перспективном планировании и прогнозировании развития науки. При Президиуме АН, при его секциях и отделениях работают свыше 200 советов по отдельным научным проблемам и направлениям развития науки.
         В составе АН СССР были созданы новые институты, в том числе химии (1969, Горький), экспериментальной минералогии (1969), ядерных исследований (1970), озероведения (1971, Ленинград), научной информации по общественным наукам (1969), психологии (1971), социально-экономических исследований (1974, Ленинград). Развернули работу проблемно-тематические комплексы НИИ и другие учреждении АН в Подмосковье: биологический в Пущине (проблемы белка, фотосинтеза, биофизики, биохимии, почвоведения и др.), физический в Красной Пахре (земной магнетизм, спектроскопия, физика высоких давлений и др.), химико-физических исследований в Ногинске (кинетика химических реакций, химия фосфорсодержащих соединений и др.). В 1975 АН СССР объединяла около 250 научных учреждений. Академия располагает собственным исследовательским флотом.
         В крупнейшую базу развития науки выросло СО АН СССР (в 1975 — около 50 научно-исследовательских учреждений, свыше 70 научных станций, опытный завод). Под руководством СО работают десятки отраслевых НИИ и других организаций министерств и ведомств региона. Значительный объём фундаментальных исследований выполняют филиалы АН СССР. На базе соответствующих филиалов созданы Уральский и Дальневосточный научные центры АН СССР. В 1975 работало 9 филиалов АН, в том числе 3 в составе СО.
         НИИ и другие научные учреждения АН СССР направляют свои усилия на решение важнейших проблем развития науки, экономики, культуры, изыскивают новые пути преобразования производит. сил страны. По поручению ЦК КПСС и правительства академические институты совместно с министерствами и ведомствами подготовили проект Комплексной программы научно-технического прогресса и его социально-экономических последствии на 1976—90. Эта программа, органическая часть текущего и долгосрочного планирования, призвана дать ориентиры для успешного руководства экономикой страны.
         Крупные силы советских учёных сконцентрированы в системе академий наук союзных республик. 14 таких академий объединяли (1975) около 400 научных учреждений. Многие НИИ республиканских академий наук занимают передовые позиции в соответствующих отраслях науки, являются головными организациями в СССР по разработке конкретных научных проблем и направлений развития науки и техники.
         Расширилась сеть учреждений, непосредственно занятых научным обеспечением различных отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, медицины. Свыше 60% всех научных учреждений работает в системе министерств и ведомств. Возросла организационная роль отраслевых АН СССР, усовершенствована сеть их исследовательских институтов и т. п. В 1971 организован Сибирский филиал АМН СССР (в 1975 в её системе 38 научно-исследовательских учреждений). В 1966 АПН РСФСР преобразована в АПН СССР (к 1975—12 НИИ). В составе ВАСХНИЛ (1975) 7 региональных отделений: Сибирское (центр — Новосибирск), Южное (Киев), Среднеазиатское (Ташкент), Восточное (Алма-Ата), Закавказское (Тбилиси), Западное (Минск), Нечернозёмной зоны (Ленинград); в системе ВАСХНИЛ (1975) было свыше 60 НИИ, десятки лабораторий, научных и опытных станций, хозяйств и
        т. п.
         С деятельностью центральных и местных отраслевых НИИ, работающих в тесном контакте с академическими учреждениями и производственными организациями, связаны разработка и практическая реализация комплексных долгосрочных народно-хозяйственных программ, таких, как развитие минерально-сырьевой и топливно-энергетические базы страны, металлургии, ведущих отраслей машиностроения, химической промышленности, интенсификация сельскохозяйственного производства, формирование мощных территориально-производственных комплексов и др. При активном участии десятков НИИ и проектных организаций различных министерств и ведомств решаются многочисленные производств. и технологические задачи, связанные с открытием и разработкой месторождений нефти и газа в Западной Сибири, подъёмом сельского хозяйства Нечернозёмной зоны РСФСР, развитием индустриально-аграрной зоны Курской магнитной аномалии, хозяйственным освоением Западно-Сибирского, Ангаро-Енисейского, Южно-Таджикского и других комплексов, зоны строительства Байкало-Амурской магистрали. НИИ и проектно-конструкторские организации различных министерств и ведомств объединяют свои усилия для реализации межотраслевых научно-технических программ (в 10-й пятилетке 1976—80 их намечено более 200), предусматривающих, например, создание высокоэффективных комплексов машин и оборудования, автоматизированных производственных участков и т. п., разработку новых технологических процессов. Выполнение этих программ призвано способствовать кардинальному повышению производительности труда и качества продукции.
         Задачи создания и внедрения новой техники и технологии успешно решают научно-производственных объединения, формирование которых началось в конце 60-х гг. К 1975 работали десятки таких организаций («Позитрон», ВНИИметмаш, «Пластполимер», «Агроприбор», «Криогенмаш», «Нефтехим» и др.). Дальнейшее развитие получил т. н. заводской сектор науки — научно-исследовательские лаборатории, бюро, группы и т. п. на промышленных предприятиях. Например, в составе производств. объединения «Авто-ЗИЛ» работало (1975) свыше 50 научно-исследовательских лабораторий.
         Крупный вклад в советскую науку вносят учреждения высшей школы. Научная работа вузов призвана способствовать активному участию сосредоточенных здесь крупных научных сил, а также студентов в решении актуальных проблем развития народного хозяйства и культуры и обеспечить высокое качество подготовки специалистов. В вузах занято более 1/3 всех научных работников страны, почти половина докторов и кандидатов наук, а также свыше 55 тыс. аспирантов. В системе высшей школы (1975) свыше 60 НИИ и конструкторских бюро, около 1300 научно-исследовательских лабораторий, секторов и т. п. Их деятельность координирует Научно-технический совет Министерства высшего и среднего специального образования СССР. Известность получили, например, исследования институтов ядерной физики, механики и др. при МГУ, Сибирский физико-технический НИИ Томского университета, кафедр МВТУ, лабораторий Ленинградского технологического института им. Ленсовета, Ленинградского политехнического института им. М. И. Калинина, Львовского и Харьковского политехнических институтов и др. Значительное число научных работ вузов посвящено решению проблем, связанных с развитием промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта и др. Только за 1971—75 объём вузовских научных работ, финансируемых по государственному бюджету, возрос на 38%, а по хозяйственным договорам — на 78%. В 1969 создано первое в СССР региональное объединение научных учреждений на базе высшей школы — Северо-Кавказский научный центр высшей школы (координирует научную деятельность более чем 40 вузов и 60 научно-исследовательских организаций региона). Между вузами и предприятиями заключаются договоры о творческом содружестве, предусматривающие совместную разработку научно-технических проблем и внедрение их результатов в производство.
         В конце 60-х — начале 70-х гг. принят ряд мер по коренному улучшению общегосударственной системы научно-технической информации. Были созданы отраслевые и межотраслевые территориальные органы и системы информации, а также информационные отделы, бюро и т. п. в научных учреждениях и на предприятиях; более разнообразной стала информационная работа научных библиотек. В Москве создан Всесоюзный научно-технический информационный центр. Активизировали свою работу всесоюзные научные и научно-технические общества. В 1976 при АН СССР состояло 17 научных обществ; при министерстве здравоохранения — 37 научных медицинских обществ. В системе научно-технических обществ СССР (1976) около 2,8 млн. чел. участвовали в деятельности творческих бригад, общественных бюро и групп экономического анализа, общественных научно-исследовательских институтов и лабораторий, бюро технической информации и др. (в 1976 таких общественных организаций насчитывалось свыше 450 тыс.). В системе Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов имелось свыше 20 тыс. общественных конструкторских и свыше 7 тыс. общественных патентных бюро (см. также раздел Общественные организации).
         См. также соответствующий раздел в статьях о союзных и автономных республиках.
         М. С. Бастракова.
         Международные научные связи Академии наук СССР
         Творческое общение учёных разных стран — важный фактор прогресса мировой науки, оно служит делу мира, разрядки и сотрудничества. Коммунистическая партия и Советское государство уделяют серьёзное внимание развитию интернациональных научных связей. Значит. роль в развёртывании международного научного сотрудничества Советского Союза принадлежит АН СССР.
         В период Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны культурные и научные связи страны были нарушены. Учёные Российской АН сыграли большую роль в преодолении культурной и научной блокады со стороны капиталистических государств. Коммунистическая партия, выдвинув планы социалистического строительства, считала одним из важных условий ускоренного развития страны использование достижений мировой науки и техники. По инициативе Ленина Советское правительство в начале 1921 направило в ряд европейских стран первую группу учёных — представителей Российской АН (А. Н. Крылов, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица, Д. С. Рождественский и др.) для налаживания научных контактов молодой Советской республики. На первых порах международные связи были незначительными, однако, постепенно они активизировались. Этому способствовало, в частности, 200-летие Российской АН (1925), которое стало международным праздником науки. Постановлением правительства СССР Академия была признана «высшим всесоюзным ученым учреждением» и получила наименование Академии наук СССР (См. Академия наук СССР). Особенно значительное развитие научные связи получили после Великой Отечественной войны 1941—45.
         АН СССР установила двусторонние и многосторонние связи с различными странами во многих областях науки и осуществляет (1976) сотрудничество с учёными 108 государств. Особенно благоприятные возможности для развития научного сотрудничества сложились в 60— 70-х гг. в условиях разрядки международной напряжённости.
         Наиболее широкие связи установились между учёными АН СССР и АН других социалистических стран. В дополнение к двусторонним связям в 1962 по инициативе АН СССР, Венгерской АН и Польской АН было организовано многостороннее сотрудничество, в рамках которого осуществляются координация исследований и совместные работы по актуальным научным проблемам. Международное социалистическое разделение труда в науке, объединение усилий академий наук способствуют наиболее эффективному решению научных проблем с оптимальными затратами времени, интеллектуальных и материальных ресурсов и служат важным звеном общего процесса интеграции социалистических стран. Сотрудничество академий наук на многосторонней основе охватывает 18 крупных научных проблем. Функционируют Международная лаборатория сильных магнитных полей и низких температур в ПНР (Вроцлав), три международных центра по повышению квалификации научных кадров: математический — в ПНР (Варшава), по проблемам тепло- и массообмена — в СССР (Минск), по электронной микроскопии — в ГДР (Галле). Создано постоянно действующее Совещание вице-президентов академий по общественным наукам, определяющее направления совместных исследований и пути их проведения.
         Существенные научные результаты многостороннего сотрудничества находят выражение в совместных монографиях и статьях, докладах на международных конференциях и симпозиумах, авторских свидетельствах. Налажены постоянные деловые контакты; проблемные комиссии, в состав которых входят ведущие учёные, превратились в слаженные творческие коллективы.
         АН СССР активно участвует в разработке научно-технических проблем в рамках комитета СЭВ по научно-техническому сотрудничеству. План координации научных и технических исследований охватывает свыше 30 важнейших проблем. Учреждения АН СССР часто выполняют функции головных организаций. Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ (1971) предусматривает, в частности, разработку ряда научных проблем, имеющих первостепенное значение для развития народного хозяйства этих стран, на основе использования наиболее эффективных методов сотрудничества и новых организационных форм.
         В 1975 впервые в истории международных научных связей АН СССР была достигнута договорённость о переходе на пятилетнее планирование двустороннего сотрудничества. Пятилетние (1976—80) проблемно-тематические планы были подписаны с Болгарской АН, Венгерской АН, АН ГДР, АН Кубы, АН МНР, польской АН, Академией СРР и Академией общественных и политических наук СРР, Чехословацкой АН. В 1976 подписан пятилетний план сотрудничества с Советом академий наук и искусств СФРЮ. Претворение в жизнь этих планов, включающих совместные исследования по 200 проблемам (свыше 500 тем в области естественных и общественных наук), позволит ускорить научно-технический прогресс. Ведётся обмен научными сотрудниками для проведения совместных исследований, консультаций, научных симпозиумов, конференций, чтения лекций. В 1975 АН СССР командировала в социалистические страны около 4500 советских учёных; свыше 4900 учёных были приняты АН СССР.
         АН СССР большое значение придаёт развитию и укреплению научных связей с капиталистическими и развивающимися странами.
         Основные направления научных связей АН СССР — двусторонние контакты с национальными научными организациями, учреждениями и учёными США, Франции, ФРГ, Великобритании, Италии, Швеции, Японии и др. АН СССР имеет также многосторонние контакты с капиталистическими странами в международных научных организациях и программах и организует приём зарубежных учёных. Объём научных связей АН СССР с капиталистическими и развивающимися странами непрерывно увеличивается, особенно в 70-е гг. Число стран, с которыми имелись разнообразные научные связи, возросло с 49 в 1970 до 97 в 1975. АН СССР участвует в осуществлении 83 межправительственных соглашений, программ, протоколов о научно-техническом и культурном сотрудничестве. Количество соглашений АН СССР о научном сотрудничестве и обмене учёными с национальными научными организациями увеличилось с 13 в 1971 до 30 в 1975. В 1-й половине 70-х гг. АН СССР направила в капиталистические и развивающиеся страны около 12 тыс. учёных (около половины посещает США, Францию, ФРГ, Великобританию, Италию, Японию и приняла около 22 тыс. В научных связях АН СССР осуществляется переход от отдельных контактов к планомерному сотрудничеству на долгосрочной основе. Разрабатываются перспективные долгосрочные программы — межправительственные и межакадемические, в возрастающей степени используются кооперация исследований и совместные научные работы. Так, АН СССР начала сотрудничество с учёными США в области исследования космоса, кульминацией которого явился полёт по программе «Союз — Аполлон» (1975), а также в области энергетики, химического катализа, исследования Мирового океана, охраны окружающей среды, ядерной физики и т. п.
         АН СССР активно участвует в деятельности международных организаций и исследованиях по различным научным проблемам глобального и регионального характера. Эта форма сотрудничества АН СССР особенно активно развивалась с начала 50-х гг. В 1950 научные учреждения и отдельные учёные АН СССР состояли членами 3, в 1965 — 89, в 1976 — 155 международных неправительственных организаций.
         Активизировалось участие учёных АН СССР также и в деятельности международных межправительственных организаций — ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ВОЗ, МОТ, ЮНИДО и др. Важную роль играет деятельность АН СССР в крупнейшей международной неправительственной организации — Международном совете научных союзов (См. Международный совет научных союзов) (МСНС), объединяющем 17 международных научных союзов в области естественных и общественных наук и АН и национальные научные организации более 60 стран. Одно из свидетельств признания мировых достижений советской науки — избрание учёных Советского Союза на руководящие посты в международных организациях. В 1965 трое советских учёных были президентами и 24 вице-президентами международных научных организаций, В 1975 139 учёных занимали руководящие посты, из них 55 — посты президентов и вице-президентов. С 1971 посты президентов и вице-президентов международных научных организаций занимали или занимают В. А. Амбарцумян, И. И. Артоболевский, Н. В. Белов, Г. К. Боресков, Б. М. Вул, Б. Г. Гафуров, Е. М. Жуков, В. Н. Кондратьев, Ф. В. Константинбв, П. Г. Костюк, А. А. Марков, А. А. Михайлов, А. И. Опарин, Б. Н. Петров, Л. С. Понтрягин, Л. И. Седов, В. И. Смирнов, Б. С. Соколов, М. А. Стырикович, П. Н. Федосеев и др.
         Членство АН СССР в международных организациях даёт возможность советским учёным участвовать в работе международных конгрессов, конференций, а также в мероприятиях, проводимых в различных странах (в 1960 в 86 мероприятиях — 263 советских учёных; в 1975 в 196 мероприятиях — 935 советских учёных). В СССР проводятся международные конгрессы, конференции, симпозиумы и заседания руководящих органов международных научных организаций (в 1975 — 16, более 3000 иностранных учёных). Всё больше развёртываются глобальные научно-исследовательские программы в области естественных и общественных наук. В 1932—33 имелась лишь одна программа (второй Полярный год), в 1960—62 — 5, в 1975 насчитывалось свыше 30 крупных долгосрочных программ (изучение Мирового океана, окружающей среды, исследование космического пространства, Международная программа геологической корреляции, Международная программа глобальных атмосферных исследований, Международные исследования магнитосферы, Международный геодинамический проект и др.); в области общественных наук Международный проект по развитию социальных наук в мире, Международный проект «Изучение славянских культур», Международный проект «Автоматизация и рабочий класс» и др.
         Эта форма деятельности отвечает потребностям объединения усилий учёных в мировом масштабе, ускоряет развитие мировой науки и поддерживается правительствами различных стран, международными организациями, а также международными и частными фондами. Для практической деятельности в международных организациях в АН СССР создано свыше 70 национальных комитетов.
         Традиционная форма международных научных связей АН — избрание выдающихся зарубежных учёных иностранными членами АН СССР, а советских учёных — иностранными членами АН и национальных научных организаций зарубежных стран. Первые иностранные почётные члены Петербургской академии были избраны в 1725. В дальнейшем избирались крупнейшие учёные и мыслители — Вольтер, Ж. Л. Гей-Люссак, И. В. Гёте, Ч. Дарвин, Д. Дидро, Г. Дэви, И. Кант, П. С. Лаплас, Ю. Либих, Л. Пастер, Р. А. Реомюр, М. Фарадей. В советское время иностранными почётными членами и членами-корреспондентами АН СССР стали А. Барбюс, Н. Бор, П. Ланжевен, Э. Резерфорд, А. Эйнштейн и многие другие В 1957 в АН СССР было введено единое звание «иностранный член АН СССР». Всего за 250 лет было избрано 1250 учёных, из них 347 чел. в советское время (на 1 июля 1976 в АН СССР 91 иностранный член). 398 советских учёных являются членами более 200 академий и других национальных научных организаций зарубежных стран, в том числе 189 академиков и 83 член-корреспондента АН СССР (1976). 40 учёным АН СССР (на октябрь 1975) присуждены премии научных учреждений зарубежных стран и международных организаций, в том числе Нобелевские премии, премия им. Дж. Неру, премии ЮНЕСКО, премия им. Гуггенхеймов, премия им. М. Панетти и многие другие
         Учёные АН СССР участвуют в работе многих редколлегий и советов зарубежных журналов (в 1975—176 учёных в 140 журналах).
         АН СССР организует во многих странах выставки достижений советской науки, ведёт международный научный книгообмен.
         Значительную роль в международном научном сотрудничестве играют АН союзных республик, а также другие научные центры страны.
         Международное научное сотрудничество способствует росту эффективности науки, позволяет сократить затраты сил и средств, ускорить получение результатов по актуальным научным проблемам в интересах всех стран. Научный обмен позволяет знакомиться с национальными культурными ценностями, жизнью и бытом, способствует взаимопониманию и дружбе народов.
         О международных научных связях см. также в разделах об отдельных науках.
         А. А. Кулаков.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "СССР. Научные учреждения" в других словарях:

  • Тунис. Народное образование и научные учреждения — До установления французского протектората обучение осуществлялось в коранических школах. С конца XIX в. стали создаваться также французские школы. До провозглашения независимости (1956) просвещение находилось на низком уровне. Школьная система… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Того. Народное образование и научные учреждения — Первая миссионерская школа была создана в 1891, государственная  в 1905. В 1906 в стране было 347 школ (большинство из них миссионерские), в которых обучалось свыше 13,7 тыс. учащихся. С 20 х гг. начала складываться система обучения по… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Ангола. Народное образование и научные учреждения — До провозглашения независимости А. африканское население было почти полностью неграмотно. Для африканских детей существовала 3 летняя начальная (так называемая адаптированная) школа. Конституционный закон 1975 гарантировал доступ всем трудящимся… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Гвинея. Народное образование и научные учреждения — До прихода французских колонизаторов во второй половине XIX в. в Гвинее существовали коранические школы. К концу XIX в. в Г. появились первые школы, основанные миссионерами. К 1914 во всех школах Г. насчитывалось 2600 учащихся, к 1940 около 9 тыс …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Конго. Народное образование и научные учреждения — В колониальный период значительную роль играли миссионерские школы (к началу XX в. в них обучалось более 2,5 тыс. учащихся). Реформой 1948 была установлена система образования по французской модели: начальная школа для детей с 6 до 11 лет,… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Мадагаскар. Народное образование и научные учреждения — Первые школы были основаны миссионерами в конце XVII  начале XIX вв. В 1881 было провозглашено обязательное обучение детей от 8 до 16 лет. В конце XIX в. установлена французская система образования. Ко времени провозглашения независимости (1960)… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • СССР —         Союз Советских Социалистических Республик.          Содержание:         Введение (См. СССР. Введение)         Население (См. СССР. Население)          Численность населения          Возрастная и половая структура населения         … …   Большая советская энциклопедия

  • СССР. Библиография —         Население          Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… …   Большая советская энциклопедия

  • СССР. Естественные науки —         Математика          Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… …   Большая советская энциклопедия

  • СССР. Общественные науки —         Философия          Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… …   Большая советская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «СССР. Научные учреждения» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»