Райт Франк Ллойд

Райт Франк Ллойд
Райт (Wright) Франк Ллойд (8.6.1869, Ричленд-Сентер, штат Висконсин, ≈ 9.4.1959, Тейлизин-Уэст, штат Аризона), американский архитектор, основатель и ведущий мастер школы органической архитектуры. Законченного профессионального образования не получил. Работал в Чикаго у архитектора Дж. Л. Силеби (с 1887) и Л. Салливена (с 1888), влияние которого на Р. было решающим. Однако уже в первых постройках Р. симметричные схемы учителя получают напряженно-экспрессивную романтическую трактовку (дом Чарнли в Чикаго, 1891). Романтические тенденции усиливаются у Р. после 1893, когда он начинает работать самостоятельно, и особенно с 1900 ≈ в его серии «домов прерий». Среди них выделяются дом Уиллитса в Хайленд-Парке (штат Иллинойс, 1902) и дом Роби в Чикаго (1909), в которых Р. под влиянием японской архитектуры впервые осуществляет идею единой системы «перетекающих» внутренних пространств. Непрерывными горизонтальными полосами окон, террасами и лоджиями, свесами кровель интерьеры этих распластанных построек естественно связываются с окружающей средой. Органичное включение архитектурных форм в ландшафт сочетается у Р. с раскрытием специфических свойств строительных материалов и конструкций. Эти идеи находят отражение и в более крупных сооружениях Р. начала 20 в. (здание фирмы «Ларкин» в Буффало, 1905; отель «Импириал» в Токио, 1916≈22, разобран в 1960-е гг.). Выставка проектов Р. в Берлине (1910) оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие европейской архитектуры; вместе с тем в США творчество Р. оставалось непризнанным вплоть до конца 30-х гг. В начале 20-х гг. Р. строит дома из бетонных блоков, ритмически членя их фасады с помощью многократного повтора стандартных элементов (дом Милларда в Пасадене, штат Калифорния, 1923). В 30-е гг. Р. становится лидером течения, противопоставляющего конформистским и техницистским тенденциям функционализма идею архитектуры ≈ связующего звена между человеком и природой. Программное произведение Р. этого периода ≈ дом Кауфмана («Дом над водопадом») в Бер-Ране (штат Пенсильвания, 1936) смело вынесенные консоли которого продолжают уступы скал над лесным ручьем. Опираясь на аналогии с природными формами, Р. создаёт «древоподобные» структуры высотных зданий с бетонными «стволами», вмещающими вертикальные коммуникации, и расходящимися от них «ветвями» ≈ консольными перекрытиями (лаборатория в Рейсине, штат Висконсин, 1949; «Башня Прайса» в Бартлсвилле, штат Оклахома, 1956). В ряде сооружений 30≈50-х гг. Р. стремится уйти от принципа прямоугольности и организует пространство на основе углов в 60° и 120°, круга и спирали («дом-соты» ≈ дом Ханна в Пало-Альто, штат Калифорния, 1937). Завершение этой серии экспериментов ≈ здание Музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект 1943≈1946, строительство 1956≈59), где главный объём сформирован спиральным пандусом, охватывающим перекрытый прозрачным куполом световой дворик, и где цельности внутреннего пространства отвечает непрерывность «текучей» формы ограждения. Воззрения Р. как теоретика дезурбанизма получают выражение в его проекте «Бродэйкр-сити» (1935), предлагающем полное растворение городской застройки в ландшафте.

Творчество Р. образует прямую связь между поисками архитекторов конца 19 в. и достижениями мировой архитектуры середины 20 в. Сохраняя верность сентиментальной мечте о жизни среди природы и усматривая в принципах органической архитектуры возможности гуманизации человеческого существования, Р. был и одним из основоположников рационализма в современной архитектуре. В социально-философском плане гуманизм Р. сочетался с индивидуализмом (часто в духе Ф. Ницше), устремленным скорее к свободе личности от общества, чем к её свободе, обеспеченной обществом.


═ Соч.: An organic architecture, the architecture of democracy, L., 1939; On architecture. Selected writings, N. Y., [1941]; An autobiography, N. Y., 1943: The future of architecture, N. Y., 1953; An American architecture, N. Y., 1955; A testament, N. Y., 1957; The living city, N. Y., 1958; в рус. пер. ≈ Будущее архитектуры, М., 1960.


Лит.: Гольдштейн А. Ф., Франк Ллойд Райт, М., 1973; Hitchcock Н. R., In the nature of materials, N. Y., 1942; Zevi B., Frank Lloyd Wright, 2 ed., Mil., 1954: Scully V. J., Frank Lloyd Wright, N. Y., [1960].


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Райт Франк Ллойд" в других словарях:

  • Райт Франк Ллойд —         (Wright) (1869 1959), американский архитектор. Основатель и ведущий мастер школы органической архитектуры. В 1886 посещал Университет Висконсина. В 1887 переехал в Чикаго, работал в 1887 93 у Л. Салливена, влияние которого на Райта было… …   Художественная энциклопедия

  • Райт, Франк Ллойд — (1869 1959)    чрезвычайно изобретательный, самый прославленный американский архитектор, карьера которого длилась с эпохи Салливана в Чикаго до послевоенного периода имперской архитектуры США, начиная с множества ранних частных чикагских домов… …   Архитектурный словарь

  • Райт — I (Wright)         братья: Уилбер (16.4.1867, Милвилл, Индиана, 30.5.1912, Дейтон, Огайо) и Орвилл (19.8.1871, Дейтон, Огайо, 30.1.1948, там же), американские изобретатели, авиаконструкторы и лётчики. С детства проявляли большой интерес к спорту… …   Большая советская энциклопедия

  • Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма — Координаты: 40°46′59″ с. ш. 73°57′32″ з. д. /  …   Википедия

  • Архитектура модерна — Архитектура модерна (архитектура ар нуво) архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890 е 1910 е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более… …   Википедия

  • Гуггенхаймовский музей — Координаты …   Википедия

  • Музей Гуггенхайма — Координаты …   Википедия

  • Музей Гуггенхейма — Координаты …   Википедия

  • Музей Гугенхайма — Координаты …   Википедия

  • Музей Соломона Гуггенхайма — Координаты: 40°46′59″ с. ш. 73°57′32″ з. д. / 40.783056° с. ш. 73.958889° з. д.  …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»