Неокантианство

Неокантианство
        течение идеалистической философии конца 19 — 1-й трети 20 вв., пытавшееся осмыслить основные проблемы философии на основе обновленной интерпретации учения И. Канта. Возникло в 60-х гг. 19 в. в Германии (лозунг «Назад к Канту» был впервые выдвинут О. Либманом в 1865); расцвет его относится к периоду 90-х гг. 19 в. — 20-х гг. 20 в., когда Н. возобладало в ряде немецких университетов и его влияние распространилось далеко за пределы Германии. В 1904 было основано «Кантовское общество», в 1896 начал издаваться журнал «Kantstudien» (с 1953 изд. в Бонне). С 1930-х гг. в условиях общего кризиса буржуазного либерализма Н. постепенно утрачивает своё влияние.
         Первым толчком к Н. явилось идеалистическое истолкование физиологии внешних чувств немецкими физиологами 19 в. И. Мюллером (так называемый закон специфической энергии внешних чувств), М. Ферворном и особенно Г. Гельмгольцем (ощущение как простой знак предмета, не имеющий с ним никакого сходства; априорный характер закона причинности и др.). Значительную роль в подготовке Н. сыграл Ф. А. Ланге. Отрицая «метафизику» и пропагандируя эмпиризм, Ланге одновременно отвергал и материализм; априорные категории значимы только в пределах опыта, их источник — наша умственная организация, «вещь в себе» — только «пограничное понятие» нашего мышления.
         Основателем и главой марбургской школы (См. Марбургская школа) Н. был Г. Коген. «Исправляя» Канта, он попытался обосновать идеализм более последовательный, чем кантовский, представляя его как логическое и гносеологическое учение, якобы необходимое для объяснения возможности науки высшего типа — математики и математического естествознания. Бытие для Когена — не ощущаемое, а категориально мыслимое бытие; пространство и время — не формы чувственной интуиции, а категории логического мышления. Отсюда — тезис об «имманентности» бытия сознанию. Отказ Когена от кантовской теории «аффицирования» чувственности «вещами в себе» неотделим от его критики понятия «данности»: предмет познания не «дан», а лишь «задан», он последовательно создаётся посредством актов категориального синтеза, осуществляемых согласно априорным категориям и формам мышления. Как идеалист Коген утверждает, будто то, что обычное сознание принимает за «данную» действительность, есть на самом деле порождение понятий наук (так, «материя» была впервые создана Галилеем, поскольку он первый дал научное определение понятия материи).
         Второй — наряду с логикой — основной философской наукой является для марбургской школы этика, которая опирается на учение о праве и государстве. «Истинный» человек предстаёт у Когена в его общении с людьми как юридическое лицо; государство — высшая форма юридического лица. В когеновской концепции так называемого этического социализма (См. Этический социализм) движение к социалистическому идеалу признаётся вечным, а реальное достижение этого идеала — фактически неосуществимым: эта концепция легла в основу ревизии марксизма у Э. Бернштейна, сформулировавшего тезис: «Движение — всё, конечная цель — ничто».
         Др. видным теоретиком марбургской школы был П. Наторп. Будучи крупным историком философии, он интерпретировал различные учения античности (прежде всего Платона) и нового времени как философское предварение идей кантовского критицизма. Как и Коген, Наторп последовательно отстаивал гносеологический идеализм против материалистического сансуализма: не существует бытия, которое само не было бы положено в мысли. В отличие от Канта, математика основывается у Наторпа на априорных формах не чувственности, а мышления и может даже не обращаться к содержанию пространства и времени. В позднейших работах Наторп отходит от кантовской формы идеализма и приближается к онтологическому идеализму гегелевского типа. Ставя этику в зависимость от «разума» (логоса), Наторп отклоняет всякую попытку объяснения и выведения этических норм из общественных начал; этика безусловных законов становится у него обоснованием этического социализма.
         Ортодоксальные воззрения марбургской школы развивал и Э. Кассирер в работах, написанных до начала 1920-х гг. История логики, теории познания и философии нового времени излагается у Кассирера как предыстория неокантианского учения о познании: развитие понятий в математике, физике и химии нового времени — как подготовка и основа идеалистической гносеологии марбургской школы (аналогично интерпретируются Относительности теория и неевклидовы геометрии). При этом все основные понятия науки рассматриваются не как мысленные образы действительности, а только как «методы».
         Если марбургская школа ориентировалась преимущественно на математику и математическое естествознание, то с идеалистической интерпретацией исторических наук выступила фрейбургская (баденская, юго-западная) школа Н. Крупнейшими её представителями были В. Виндельбанд и Г. Риккерт, которые методам и понятиям естественных наук («генерализующим», обобщающим, направленным на общее) противопоставили методы и понятия наук исторических, «наук о духе» («индивидуализирующие», направленные на единичное, индивидуальное). В обоих случаях научные понятия истолковываются как «упрощающие» действительность и образующиеся путём отбора, по телеологическому принципу, которым руководится исследователь, отбирая существенное от несущественного. Если в логическом учении о двух типах понятий Риккерт формально признавал равноправие «естественнонаучной» и «исторической» форм познания, то в онтологической концепции он выступал как сторонник Номинализма: общее не существует реально в бытии, действительно только особенное и индивидуальное. Эта номиналистическая концепция служила у Риккерта ограничению компетенции естественных наук и принижению их сравнительно с историческими науками.
         Н. было использовано в конце 19 в. для ревизии философских основ марксизма и стало чуть ли не официальной догмой многих идеологов 2-го Интернационала (Э. Бернштейн, М. Адлер, К. Форлендер), пытавшихся соединить Н. и марксизм. Этот философский ревизионизм был подвергнут резкой критике Г. В. Плехановым («Против философского ревизионизма», 1935) и В. И. Лениным («Марксизм и ревизионизм», Полное собрание соч., 5 изд., т. 17: «Материализм и эмпириокритицизм», там же, т. 18). Влияние Н. прослеживается в течениях современной идеалистической философии, в особенности в разработке аксиологии (учения о ценностях).
        
         Лит.: Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960; Григорьян Б. Т., Неокантианство, М., 1962; Современная буржуазная философия, М., 1972, гл. 1; Natorp P., Kant und die Marburger Schule, B., 1912; Rickert Н., Die Heidelberger Tradition in der deutschen Philosophie, Tübingen, 1931; RitzeI W., Studien zum Wandel der Kantauffassung, Meisenheim/Glan, 1952; Dussort H., L'école de Marbourg, P., 1963.
         В. Ф. Асмус.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Неокантианство" в других словарях:

  • неокантианство — неокантианство …   Орфографический словарь-справочник

  • НЕОКАНТИАНСТВО — 1) университетско академическое движение в Германии в 1850 1880; 2) господствующее течение филос. мысли Германии втор. пол. 19 перв. четв. 20 в., решавшее основные вопросы философии путем истолкования учения И. Канта. В эволюции Н. выделяют три… …   Философская энциклопедия

  • НЕОКАНТИАНСТВО — Направление современных нем. философов, считающих Канта своим родоначальником; пытающ. соединить старое ученье с новыми требованиями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НЕОКАНТИАНСТВО школа современной …   Словарь иностранных слов русского языка

  • НЕОКАНТИАНСТВО —         господствующее течение филос. мысли Германии втор. пол. 19 перв. четв. 20 в., решавшее осн. вопросы философии путем нового истолкования учения Канта. Возникнув и утвердившись в Германии, затем в Австрии и Швейцарии, Н. распространилось в… …   Энциклопедия культурологии

  • НЕОКАНТИАНСТВО — НЕОКАНТИАНСТВО, течение в философии 2 й половины 19 начала 20 вв., возникшее в Германии; пыталось возродить философию И. Канта. Общие посылки неокантианства: преодоление кантовского дуализма, утверждение об априорном (внеопытном) характере… …   Современная энциклопедия

  • НЕОКАНТИАНСТВО — течение философии 2 й пол. 19 нач. 20 вв., пытавшееся возродить философию И. Канта. Общие посылки неокантианства: преодоление кантовского дуализма, утверждение об априорном (внеопытном) характере познания. Объединяло ряд направлений:… …   Большой Энциклопедический словарь

  • НЕОКАНТИАНСТВО — философское течение в Германии, развивавшее учение Канта в духе последовательного проведения в жизнь основных принципов его трансцендентально критической методологии. Появилось в 1860 е в обстановке глубокого кризиса спекулятивно идеалистических… …   История Философии: Энциклопедия

  • НЕОКАНТИАНСТВО — философское течение в Германии, развивавшее учение Канта в духе последовательного проведения в жизнь основных принципов его трансцендентально критической методологии. Появилось в 60 е 19 в. в обстановке глубокого кризиса спекулятивно… …   Новейший философский словарь

  • НЕОКАНТИАНСТВО — англ. Neo Kantianism; нем. Neokantianismus. Философские направления, исходь 199 Яеокеймсианстпво щие из учения И. Канта. В Н. различают: марбургскую школу и баден скую школу. Н. характеризуется попыткой преодолеть кантовский дуализм, утвердить… …   Энциклопедия социологии

  • неокантианство —         НЕОКАНТИАНСТВО философское течение второй половины 19 первой четверти 20 вв., видевшее свою задачу в дальнейшем развитии кантовской философии в новых исторических условиях. Было распространено, главным образом, в Германии, а на рубеже 19… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Неокантианство — НЕОКАНТИАНСТВО, течение в философии 2 й половины 19 начала 20 вв., возникшее в Германии; пыталось возродить философию И. Канта. Общие посылки неокантианства: преодоление кантовского дуализма, утверждение об априорном (внеопытном) характере… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»