Номинализм это:

Номинализм
(лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя)
        философское учение, согласно которому имена свойств, классов и отношений не являются собственными именами, т.е. именами отдельных единичных «сущностей» — реальных или идеальных, а суть только общие имена, своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена единичных сущностей (например, вместо имени «человек» — имена «Петр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.). Иначе говоря, общие имена применяются не к классу вещей «как целому», а порознь к каждой отдельной вещи из некоторой совокупности (множественности), которую называют классом, но которую нельзя понимать как вещь или субстанцию: классы не существуют как вещи, а только как мысленные образы или абстракции. В силу применимости ко многим отдельным вещам имена свойств, классов и отношений называют ещё иначе универсалиями (См. Универсалии). Универсалии, согласно Н., — это имена имён, а не сущности (как для схоластического Реализма) или понятия (как для Концептуализма): «...если мы говорим, что живое существо, камень, дух или что-нибудь другое суть универсалии, то это следует понимать не так, будто человек или камень — универсалии, а лишь так, что соответствующие слова (живое существо, камень и т.д.) — универсалии, т. е. имена, общие многим вещам: представления же (conceptus), соответствующие этим вещам в нашем уме, только образы и призраки (imagines et phantasmata) различных живых существ и других вещей» (Гоббс Т., Избр. произведения, т. 1, М., 1964, с. 66).
         Истоки Н. восходят к античности (См. Античность). Его первые представители в ранней античности — Антисфен и Диоген Синопский, противники «мира идей» Платона, положившие номиналистическую точку зрения в основу этики; в поздней — Марциан Капелла, номиналистически излагавший логику. В раннее средневековье Н. (тогда, собственно, и появились термины «Н.» и «номиналисты») выделяется как реакция на рационалистический мистицизм неоплатоников. Номиналистическая интерпретация некоторых теологических догматов (Беренгаром Турским, Росцелином) вызвала недовольство церкви — Н. был осужден Суассонским собором (1092). Однако это не остановило филиации номиналистических идей, продолжавшейся в позднее средневековье в области философской антропологии (Генрих Гентский), психологии (А. де Серешаль), логики (Петр Испанский, У. Оккам, Ж. Буридан). Тогда же Н. начал конституироваться как философия отделяющейся от схоластики опытной науки (Николай из Отрекура, Николай Орем). По словам В. И. Ленина, в борьбе средневековых номиналистов и реалистов есть аналогии с борьбой материалистов и идеалистов (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 25, с. 37). В эпоху Возрождения с её обращением к опыту, в противовес схоластическим абстракциям, Н. находит многих сторонников (Л. Валла, Х. Вивес, Низолий). В новое время он переходит преимущественно уже в форме сенсуализма: Т. Гоббс, Дж. Локк и французские материалисты — с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм — с другой. Именно в этот период закладываются основы той семиотической доктрины, которая характерна для современного Н.: значение абстракции не является контекстно свободным; на абстракции следует смотреть как на «символические фикции» — термины, смысл которых определяется контекстом, а употребление служит своего рода сокращающим приёмом для формулировки вполне осмысленных утверждений о реальных объектах, особенно в тех случаях, когда этих объектов бесконечно много. Удобное для выражения определённых фактов правильное употребление абстракций должно быть обусловлено умением исключать их из любого контекста, доказывая их непротиворечивость разысканием подходящей эмпирической модели (см. Верификация).
         Идея исключения абстракций стала одной из центральных идей современного математического Н. — особой точки зрения на Основания математики, возникшей в начала 20 в. в Польше (С. Лешневский, Л. Хвистек, Т. Котарбиньский, А. Тарский и др.), США (Н. Гудмен, У. Куайн, Л. Генкин, Р. Мартин) и в др. странах в ответ на известное возрождение платонизма в концепциях множеств теории (См. Множеств теория), в особенности на ничем не ограниченное введение абстракций как сущностей (см. Абстракции принцип), которое ведёт к парадоксам. Математические номиналисты предприняли ряд попыток построить математику без парадоксов, основываясь на идее использования формальных систем (См. Формальная система) (формальных языков), в терминах которых удаётся выразить многие абстракции математики и таким образом исключить их, заменив соответствующей «языковой моделью». Логика, лежащая в основе этих систем, понимается при этом в духе номиналистической традиции: существуют («первично», «сами по себе», вне мышления и речи) только чувственно воспринимаемые индивиды, и только они (их собственные имена (См. Имя) или дескрипции (См. Дескрипция)) могут быть значениями предметных переменных логического языка, образуя истинный «универсум рассуждения» (предметную область) любой научной теории. Поэтому единственной приемлемой с точки зрения Н. логикой является узкое исчисление предикатов (см. Логика предикатов). Номиналистическая программа в известной мере обосновывается теоремой Крейга об устранимости абстрактных терминов из языка любой научной теории (см. Craig W., On axiomatizability wihin a system, «The Journal of Symbolic Logic», 1953, v. 18), однако полная практическая реализация этой программы представляется неосуществимой.
         Лит.: История философии, т. 1, М., 1957; Рвачёв Л. А., Математика и семантика. Номинализм как интерпретация математики, К., 1966; Яновская С. А., Проблемы введения и исключения абстракций более высоких (чем первый) порядков, в кн.: Проблема знака и значения, М., 1969; Ледников Е. Е., Критический анализ номиналистических и платонистских тенденций в современной логике, К., 1973; Beth Е. W., L'existence en mathématiques, P. — Louvain, 1956; Carré М., Realists and nominalists, Oxf., 1961; Philosophy of mathematics, Oxf., 1964.
         М. М. Новосёлов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Синонимы:

Смотреть что такое "Номинализм" в других словарях:

  • НОМИНАЛИЗМ — (от лат. nomen имя, название) филос. учение, отрицающее онтологическое значение универсалий (общих понятий), т.е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении. В Средние века Н. был одним из течений… …   Философская энциклопедия

  • НОМИНАЛИЗМ — (ново лат., от nomen имя, с греч. окончанием). Учение, по которому слова, обозначающие общие понятия, не выражают собою реальных предметов: противоположное реализму. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Номинализм —  Номинализм  ♦ Nominalisme    Учение, утверждающее, что общие идеи существуют только в виде слов, которые их обозначают. Это значит, что существуют только индивидуумы, что обобщения (универсалии, как их называли в средние века) существуют только… …   Философский словарь Спонвиля

  • Номинализм — (лат. nomina–аттар, nominalis–атауларға, аттарға қатысты) – ортағасырлық батыстық философиядағы схоластика бағытының ішіндегі ағымның бірі. Ол реализмге қарсы шықты және айтарлықтай оған реакция (жауап) ретінде пайда болды. Бұл екеуінің… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • НОМИНАЛИЗМ — НОМИНАЛИЗМ, направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (латинское nomen имя, nominalis именной, отсюда название),… …   Современная энциклопедия

  • НОМИНАЛИЗМ — направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen имя, nominalis именной, отсюда название), словесными… …   Большой Энциклопедический словарь

  • НОМИНАЛИЗМ — НОМИНАЛИЗМ, номинализма, мн. нет, муж. (от лат. nomen имя) (филос.). Средневековое философское схоластическое учение, противоположное средневековому реализму , считающее, что существуют только единичные предметы, а общие понятия суть лишь… …   Толковый словарь Ушакова

  • номинализм — а, м. nominalisme < nominalis касающийся имени, именной. филос. Направление в средневековой философии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. Номиналист а, м. Номиналистский ая, ое. Крысин 1998. Лекс. Толль 1864: номинализм; …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Номинализм — НОМИНАЛИЗМ, направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (латинское nomen – имя, nominalis – именной, отсюда название),… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • НОМИНАЛИЗМ — (лат. nomina имена, nominalis относящийся к названиям) 1 ) в узком смысле направление средневековой схоластики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы… …   История Философии: Энциклопедия

  • НОМИНАЛИЗМ — (лат. nomina имена, nominalis относящийся к названиям) (1) в узком смысле направление средневековой схоластики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы… …   Новейший философский словарь

Книги

Другие книги по запросу «Номинализм» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»