Ломбардская школа это:

Ломбардская школа
        художественная школа Северной Италии, сложившаяся (в архитектуре) на протяжении 8—10 веков. Превращение христианства в официальную религию лангобардов способствовало возникновению самостоятельной школы зодчества, сыгравшей решающую роль в становлении т. н. первого романского стиля в Италии (см. Романский стиль). Образцом церковной архитектуры Ломбардии становится 3-нефная базилика со слабовыраженным трансептом, с криптой, благодаря которой алтарная часть оказывается приподнятой относительно нефа, и отдельно стоящей прямоугольной в плане кампанилой; для романских церквей Л. ш. характерны также строгое ритмическое членение интерьера, подчёркнутое конструктивно наглядной системой сводчатых перекрытий, и тектонический декор наружных стен, состоящий из лопаток, аркатурных фризов и аркадных (так называемых карликовых) галерей (церкви: Сант-Амброджо в Милане, основное строительство — 11—12 вв.; Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 12 век, см. илл.). Пышно расцветает искусство резьбы по камню, где орнаментально-плоскостное узорочье, ещё проникнутое традициями звериного стиля (См. Звериный стиль), к 12 веку сменяется более объёмными композициями, включающими многочисленные жанрово-аллегорические, светские по духу мотивы (творчество мастеров Николае, Бенедетто Антелами и других). Образы готической архитектуры получают на ломбардской почве своеобразную, подчёркнуто статичную интерпретацию, зачастую приобретают чисто декоративный характер (Чертоза в Павии, с 1396; Миланский собор, начат в 1386). Ренессансные постройки Л. ш. (архитекторы Филарете, Г. Солари, Дж. А. Амадео) отличаются обилием нарядных декоративных вставок; получают развитие новаторские по решению внутреннего пространства архитектурные композиции, особенно в раннем («миланском») периоде творчества Браманте.
         Живопись ломбардского Треченто и раннего Кватроченто, развивающаяся в рамках поздней (так называемой интернациональной) готики (См. Готика), отмечена хрупким изяществом форм и любовью к поэтически-непосредственным наблюдениям над реальным миром (особенно примечательны миниатюры в рукописных «гербариях» и «лечебниках» и анималистические рисунки Джованнино де Грасси). Значительную роль в развитии ломбардской живописи кватроченто сыграл Пизанелло. Во 2-й половине 15 века в живописи Л. ш. усиливаются влияния флорентийского искусства и творчества Мантеньи; в произведениях мастеров этого времени преобладают пластичная ясность композиции, смягчённость цветового строя, повышенный интерес к светотеневой моделировке формы (В. Фоппа, Иль Бергоньоне, Брамантино, Браманте). В эпоху Высокого Возрождения (См. Высокое Возрождение) основополагающим становится воздействие искусства Леонардо да Винчи; в кругу его миланских учеников возникают произведения, проникнутые созерцательно-сентиментальным настроением (Дж. А. Больтраффио, Б. Луини, Амброджо де Предис, Ф. Мельци и другие). Сочетание традиций ломбардского кватроченто с венецианскими и северными влияниями приводит во 2-й четверти 16 века к возникновению отдельной брешанской школы (См. Брешанская школа). На протяжении 16 века и в эпоху барокко внутреннее единство Л. ш. утрачивается.
         Лит.: L’arte lombarda, Mil. (ежегодник, выходит с 1955); Kingsley Porter A., Lombard architecture, v. 1—2, New Haven, 1917; Arslan E., Architetti e scultori del quattrocento, Como, 1959 (Arte e artisti dei laghi lombardi, 1); Toesca P., La pittura e la miniatura nella Lombardia, Torino, 1966.
         М. Н. Соколов.
        Базилика Сант-Амброджо в Милане. 11—12 вв. Западный фасад с атрием.
        Базилика Сант-Амброджо в Милане. 11—12 вв. Западный фасад с атрием.
        Капитель с изображением грифона (фрагмент). Камень. 12 в. Церковь Сан-Микеле. Павия.
        Капитель с изображением грифона (фрагмент). Камень. 12 в. Церковь Сан-Микеле. Павия.
        Джованнино де Грасси. «Олень и пантера». Серебряный карандаш, гуашь, белила. Конец 14 в. Городская библиотека. Бергамо.
        Джованнино де Грасси. «Олень и пантера». Серебряный карандаш, гуашь, белила. Конец 14 в. Городская библиотека. Бергамо.
        Верона. Церковь Сан-Дзено Маджоре (1120—38).
        Верона. Церковь Сан-Дзено Маджоре (1120—38).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Ломбардская школа" в других словарях:

  • Ломбардская школа —         художественная школа Северной Италии. В архитектуре сложилась на протяжении VIII X вв. и сыграла решающую роль в формировании так называемого первого романского стиля в Италии. Образцом церковной архитектуры Ломбардии становится… …   Художественная энциклопедия

  • Ломбардская школа — художественная школа Северной Италии. В архитектуре сложилась на протяжении VIII X вв. и сыграла решающую роль в формировании так называемого первого романского стиля в Италии. Образцом церковной архитектуры Ломбардии становится 3 нефная базилика …   Строительный словарь

  • Ломбардская школа —    художественная школа Северной Италии. В архитектуре сложилась на протяжении VIII X вв. и сыграла решающую роль в формировании так называемого первого романского стиля в Италии. Образцом церковной архитектуры Ломбардии становится 3 нефная… …   Архитектурный словарь

  • школа бухгалтерского учета ломбардская — Направление в итальянской бухгалтерской науке XIX начала XX вв., связанное с именем Ф. Виллы, осуществившего синтез юридических и экономических целей учета, систематизировавшего бухгалтерские знания, концептуально осмыслившего учетные категории.… …   Справочник технического переводчика

  • школа бухгалтерского учета итальянская классическая — Направление в европейской бухгалтерской мысли XIX начала XX вв., характеризующееся преобладанием юридических аспектов в бухгалтерском учете. И.к.ш.б.у. отличалась большим многообразием. В нее входили: ломбардская, тосканская и венецианская школы …   Справочник технического переводчика

  • ШКОЛА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ИТАЛЬЯНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ — направление в европейской бухгалтерской мысли XIX начала XX вв., характеризующееся преобладанием юридических аспектов в бухгалтерском учете. И.к.ш.б.у. отличалась большим многообразием. В нее входили: ломбардская, тосканская и венецианская школы …   Большой бухгалтерский словарь

  • ШКОЛА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ЛОМБАРДСКАЯ — направление в итальянской бухгалтерской науке XIX начала XX вв., связанное с именем Ф. Виллы, осуществившего синтез юридических и экономических целей учета, систематизировавшего бухгалтерские знания, концептуально осмыслившего учетные категории …   Большой бухгалтерский словарь

  • Портрет итальянского Ренессанса — Сандро Боттичелли. «Портрет юноши с медалью Козимо Медичи». 1470 1477. Уффици, Флоренция Портрет итальянского …   Википедия

  • Художественные стили, направления и группы — …   Википедия

  • Мельци, Франческо — Имя при рождении …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»