Готика

Готика
(от итал. gotico, буквально — готский, от названия германского племени готов (См. Готы))
        готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой12 и 15—16 вв.). Термин «Г.» был введён итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала 19 в., когда для искусства 10—12 вв. был принят термин «романский стиль», были ограничены хронологические рамки Г., в которой, в свою очередь, были выделены ранняя, зрелая (высокая) и поздняя фазы.
         В идеологии и культуре времени Г. сохранялись феодально-церковные основы; Г. развивалась, как и Романский стиль, в областях, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой. Готическое искусство оставалось по преимуществу культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Отсюда символико-аллегорический способ мышления в Г. и черты условности в её художественном языке. От романского стиля Г. унаследовала и безраздельное главенство архитектуры в системе искусств, и традиционные типы культовых зданий. Ведущим типом в эпоху Г. стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (представленной в Г. преимущественно витражами). Огромное, несоизмеримое с человеком пространство собора, устремление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамическим архитектурным ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.
         Вместе с тем развитие искусства Г. отразило кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил — городских, торговых и ремесленно-цеховых, а также придворно-рыцарских слоев. В период Г., с его более высоким уровнем развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания, эстетического освоения реального мира, особенно в области человеческих отношений, духовных устремлений и лирических эмоций: сложились новые архитектурные типы и тектонические системы.
         Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни-«бефруа» и т. д.). Складывались городские архитектурные ансамбли, в которые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. Обычно от площади расходились радиальные улицы; узкие фасады 2—5-этажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Совершенствовалось фортификационное строительство: города окружались мощными стенами, проездные башни богато украшались; замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик, превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок.
         Возникшая в эпоху Г. смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство пространственных ячеек и намного увеличить интерьер. Собор стал средоточием городской жизни (часто он вмещал всё население города). Наряду с богослужением в соборах устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преимущественно богословского), символом Вселенной; весь художественный строй собора, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие и разнообразие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только порожденные феодальным строем идеи общественной иерархии, власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады.
         Синтез искусств в Г. несравненно богаче и сложнее, чем в романском стиле, а система сюжетов намного шире, стройнее и логичнее; в ней отразились все средневековые представления о мире. Основным видом изобразительного искусства была скульптура. Впервые после античности статуи и скульптурной группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах) получили богатое художественное содержание и развитые пластические формы; застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Вновь возник (хотя и на спиритуалистической основе) интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. По сравнению с античностью круг эмоциональных и этических ценностей существенно видоизменился: в искусство вошли тема материнства, тема нравственного страдания, мученичества, душевной стойкости человека — жертвы насилия. Обращение к многообразию и противоречиям жизни, отражавшее столкновение социальных сил средневекового общества, обусловило сложность, конфликтность и драматизм искусства Г.: в нём переплетались лиризм и трагические аффекты, высокая духовность и сатира, фантастический гротеск и неприкрашенная верность наблюдения натуры. Напряженный эмоциональный строй готического искусства непосредственно создаётся устремлённостью фигур, их лёгким S-oбразным изгибом и остро выразительным ритмом драпировок в скульптуре, беспримерной интенсивностью и глубиной цвета в витражах. Эпоха Г. — время расцвета книжной миниатюры и появления станковой живописи, время высокого подъёма декоративных искусств, связанного с расцветом цехового ремесла: в резьбе по камню, дереву и кости, в керамике и стеклоделии, в многообразных металлических изделиях, украшавшихся камнями и эмалью, в тканях и шпалерах — всюду изощрённость фантазии и щедрое богатство декора сочетаются с блестящим мастерством и тщательностью отделки.
         Г. зародилась в Северной Франции в середине 12 в. и достигла расцвета в 1-й половине 13 в. Её возникновение было обусловлено формированием города как самостоятельной политической и экономической силы и новыми потребностями городской жизни; быстрому развитию французской Г. способствовал национальный подъём, связанный с начавшимся объединением страны. Символами централизованного королевства и независимости растущих городов стали каменные готические соборы, получившие во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3—5-нефные базилики с трансептом и полукруговым обходом хора («деамбулаторием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Необычайно высок (в соборе в Бове 47,5 м) и просторен (в соборе в Амьене 118 м × 33 м) интерьер, озарённый цветным светом витражей: ряды стройных столбов, мощный взлёт остроконечных стрельчатых арок, убыстрённый ритм арочек верхней галереи (трифория (См. Трифорий)) порождают чувство неудержимого движения ввысь и вперёд, к алтарю; контраст высокого светлого главного нефа с полутёмными боковыми нефами создаёт живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Конструктивной основой собора служит каркас из столбов (в зрелой Г. принимающих вид пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей (См. Травея)), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с диагонально перекрещивающимися ребрами (Нервюрами) образуют остов крестового свода, заполняемый облегчёнными распалубками. Боковой распор свода передаётся связующими косыми арками (Аркбутанами) на мощные наружные столбы (Контрфорсы). Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезались арочными окнами. Вынесение наружу конструктивных элементов, нейтрализующих распор свода, позволило создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера, стремительного вознесения его вертикалей, умеряемого междуярусными членениями. В свою очередь обнажённые конструкции, окружающие собор с Ю., В. и С. (и не видимые ни в интерьере, ни с фасада), впечатляют наглядным выражением действия тектонических сил, мощью своего ритма.
         Двухбашенные западные фасады французских соборов с 3 глубокими «перспективными» порталами и узорным круглым окном («розой») в центре сочетают устремление ввысь с ясностью и уравновешенностью членений. На фасадах бесконечно варьируются стрельчатые арки и архитектурно-пластические мотивы — ажурные фронтоны (Вимперги), башенки (фиалы (См. Фиала)), завитки (Краббы) и т. д. Ряды статуй на консолях перед колонками порталов и в верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов образуют цельную символическую систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Весь декор ритмически организован, строго подчинён архитектурным членениям. Этим обусловлены тектоника и пропорции статуй, торжественность их поз, сдержанность их жестов. Лучшие статуи на фасадах соборов (Реймс, Амьен, Страсбург, порталы трансепта в Шартре) проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и человечностью чувства. Др. части здания также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных («химерами»); характерно обилие светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.
         Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—44). К ранней Г. относятся также соборы в Лане (около 1150—1215), Парижской богоматери (1163—1257), в Шартре (1194—1260). Особым богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой Г. — в Реймсе (1211—1311) и Амьене (1220—88), а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243—48) с великолепными витражами. С середины 13 в. соборы франц. типа строились в др. европейских странах — в Германии (Кёльн, 1248—1880) и Нидерландах (Утрехт, 1254—1517), Испании (Бургос, 1221—1599) и Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, 1245—1745), Швеции (Упсала, начат около 1260), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге, 1344—1420) и Италии (Милан, 1386—1856), где складывались также самостоятельные национальные варианты Г. Крестоносцы донесли принципы французской Г. вплоть до Родоса, Кипра и Сирии.
         В самой Франции в конце 13 — начале 14 вв. строительство соборов переживало кризис: архитектурные формы становятся суше, декор — обильнее, статуи приобретают одинаковый подчёркнутый изгиб и стандартную слащавость. Одновременно возникают новые разнообразные и не претендующие на универсальность художественной формы; в них отразились рост самосознания бюргерства, стремившегося создать собственную культуру, и аристократизация феодальной знати, возрастающая утончённость придворного быта. С 14 в. всё большее значение приобретали городские и монастырские церкви зального типа (с равной высотой нефов), замковые и дворцовые капеллы. Все они невелики, просты в плане, но по их сводам («сетчатым», «сотовым», «звездчатым» и т. д.) стелются сложные, иногда криволинейные узоры нервюр. Характерен для поздней («пламенеющей») Г. и прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных переплётов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434—70). Возрастает значение светского городского зодчества, в котором использовались не столько конструктивные особенности Г., сколько её композиционные и декоративные приёмы: на главной площади города строятся ратуши с обильным декором и часто с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509), замки превращаются в богато убранные внутри дворцы (дворец пап в Авиньоне, 1334—52; замок Пьерфон, 1390—1420), строятся особняки («отели») богатых горожан (дом Жака Кёра в Бурже, 1443—1451). Каменную скульптуру на фасадах храмов сменили алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. В позднеготическом искусстве складывается новый эмоциональный строй образов: манерная стилизация и экспрессия, экзальтированный драматизм, пристрастие к сценам страданий, изображенных с жестокой натуральностью. В то же время возникают светские росписи (дворец пап в Авиньоне, 14—15 вв.), портрет («Иоанн Добрый», около 1360), а в миниатюрах богослужебных книг и особенно часословов знатных лиц («Малый часослов герцога Беррийского», около 1380—85) намечается стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче жизненных наблюдений, пространства и объёма. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская выемчатая эмаль, шпалеры и резная мебель.
         В Германии расцвет Г. наступил в середине 13 в. (западный хор собора в Наумбурге, после 1249). Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235—83); на Ю.-З. сложился тип однобашенного собора (Фрейбургим-Брейсгау, около 1200 — конец 15 в.; Ульм, 1377— 1529, высота оконченной в 19 в. башни 162 м); на С. строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275—1334; Мариенкирхе в Любеке, около 1270—1350), в которых упрощение планов, объемов и конструкции сочеталось часто с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича (Мариенкирхе в Пренцлау, 1326—40). Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки — городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, госпитали, танцевальные залы — с арочными галереями, башенками, эркерами. Впечатляющая конкретность образов и мощная пластическая экспрессия отличают скульптуру соборов (Бамберг, Магдебург, Наумбург — 13 в.), располагавшуюся, как правило, в интерьерах. Виртуозной изобретательностью отмечены декоративные изделия (эмали Рейнской области, реликварии, кубки, ковры, мебель). Поздняя немецкая Г. (конец 14 — начало 16 вв.) породила блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499—1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Мейсене, 1471—1485) со сложными сводами; расцвели алтарные скульптура и живопись. Крупные готические постройки возникли в Австрии (готические части собора св. Стефана в Вене, 1304—1454) и Швейцарии (собор в Берне, 1421—1588).
         Славу нидерландской Г. принесли великолепные башни соборов в Антверпене (1521—1530) и Мехелене (1452—1578), но особенно гражданские постройки (суконные ряды в Ипре, 1200—1304, в Брюгге, 1248—1482; ратуши в Брюсселе, 1401—55, Лёвене, 1448—59, Ауденарде, 1526—37), декор которых подчас фантастически сложен и богат.
         В Англии предпосылки для Г. возникли раньше, чем на континенте (первые в Европе готические своды — в соборе в Дареме, около 1130—33), но развитие её, прерывавшееся внутренними историческими потрясениями, было замедленным и длительным. Английские соборы, большей частью монастырские, обычно представляют собой невысокий вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и башней над средокрестием. Упрощённость и геометричность объёмов как бы возмещаются сложностью узора на фасаде и сводах. По формам декора различаются стили: ранний («ланцетовидный»; собор в Солсбери, 1220—1266), «украшенный» (близкий к «пламенеющей» Г.; собор в Эксетере, между 1275—1375) и «перпендикулярный», не имеющий аналогий в др. странах и отличающийся дробным ритмом непрерывающихся вертикалей на стенах и окнах и чисто декоративным прихотливым плетением нервюр на сводах и резных потолках (хор собора в Глостере, 1329—77; капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446—1515). С Г. связан расцвет английской книжной миниатюры, резьбы по алебастру и дереву и вышивки. Влияния английской, французской, а также немецкой кирпичной Г. переплетались в готическом зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме, готической части — 1180—1320), Дании (собор св. Кнуда в Оденсе, около 1300—15 в.), Швеции (церковь в Вадстене, 1369—1430).
         В Испании городские соборы (Леон, 1205—88; Севилья, 1402—1506) велики по размерам, имеют пышно украшенные фасады и небольшие окна; интерьер разделён надвое заалтарным образом (Ретабло) со скульптурой и живописью. Влияние мавританского искусства сказалось особенно сильно в Г. Каталонии и юга страны. В Каталонии позднеготические однонефные залы перекрывались сводами большого пролёта, опирающимися на укрепленные контрфорсами стены (собор в Жероне, 1325—1607, ширина нефа 24 м). Крупные сводчатые залы создавались и в светских зданиях (биржа в Пальме на Мальорке, 1426—51). В 16 в. готические конструкции были перенесены в испанской колонии в Америке.
         Своеобразна Г. Италии, где в 13—14 вв. готические элементы включались в храмы, сохранявшие общий романский тип (собор в Орвието, 1290—1569); даже храмам с готическими сводами (Санта-Мария Новелла во Флоренции, около 1278 — около 1360) присущи статичность масс, ясная обозримость обширного пространства. В богатых итальянских городах велось интенсивное строительство гражданских зданий — ратуш (Палаццо Публико в Сиене, 1297—1310) и дворцов (Дворец дожей, в основном 14—16 вв., и Ка д'Оро, 1422—40, в Венеции), где были оригинально переработаны черты готического стиля. Влияние венецианской Г. ощутимо в архитектуре Далмации, Греции, Крита, Кипра. В итальянском изобразительном искусстве распространение Г. было ограничено ранним развитием культуры Возрождения (См. Возрождение).
         В восточных областях Европы готическим постройкам нередко присущи крепостные черты, лаконизм и даже суровость форм. В Венгрии Г. распространилась в конце 13—15 вв. (церковь св. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде). Расцвет чешской готики относится к 14 в., когда были начаты собор св. Вита и Староместская ратуша в Праге, зальный храм св. Барбары в Кутна-Горе (1388—1547), построены Карлов мост в Праге (1357— 1378), королевский замок Карлштейн (1348—1357) и зальные церкви южной Чехии. Г. распространилась в Словакии (собор в Кошице, 1382—1499), Словении (церковь в Птуе, 1260), Трансильвании (Чёрная церковь в Брашове, около 1385 — около 1476). В Польше развитие Г. началось в 13—14 вв. Войны с Тевтонским орденом стимулировали развитие крепостной архитектуры, а подъём городов обусловил расцвет светского зодчества (ратуши в Гданьске, 1378—1492, и Торуни, 13—14 вв.). Церкви строились в основном из кирпича (костёл Девы Марии в Кракове, около 1360—1548; зальный костёл Девы Марии в Гданьске, 1343—1502)и нередко украшались фресками. В Латвии переход к Г. падает на 13—14 вв. (Домская церковь в Риге, 1211 — около 1300; замок в Цесисе, 13—16 вв.). В южной Эстонии в 14 в. строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту, до 1323). Готический облик Таллина определился в 14—15 вв., когда были построены стены и многие башни, сложились укрепленный центр — Вышгород (Тоомпеа) и бюргерская часть города с ратушей (до 1341—1628) и церковью Олевисте (хор — около 1400). К 14—15 вв. относятся и ранние готические памятники Литвы (Тракайский замок на острове); в 15—16 вв. богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе (окончена в 1580) и дом Перкуно в Каунасе.
         В позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса к реальному миру, к наблюдению и изучению натуры, усиление роли творческой индивидуальности всё больше вступали в противоречие с догматической основой Г., вели к её распаду и подготавливали почву для ренессансной системы миросозерцания. Этот процесс отчётливо проявился в 14 в. во французской миниатюре, в скульптуре (Клаус Слютер, Клаус де Верве) и живописи (Мельхиор Брудерлам и др.) Бургундии, в чешской скульптуре (Петр Парлерж) и живописи (мастер Теодорик, мастера Вышебродского и Тршебоньского алтарей). Ещё интенсивнее он шёл в 15 в., ускоренный влиянием итальянского и нидерландского Возрождения, а в 16 в. Г. повсеместно уступала место ренессансной культуре. Тем не менее национальное готическое наследие, глубоко укоренившееся в народной жизни многих европейских стран, оказывало сильное влияние на искусство Возрождения и барокко, особенно в Северной Европе, а затем стало объектом подражания и стилизации (см. Ложная готика). Романтизм 19 в. усилил интерес к Г., вошедшей в круг основных источников духовных традиций человечества. Археологическое изучение Г. вызвало возрождение принципов готической конструкции, повлияв на формирование новых конструктивных систем, а попытки реставрации средневековых художественных ремёсел стали отправной точкой для поисков новых путей развития декоративного искусства.
         Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, М., 1960; Нессельштраус Ц. Г., Искусство Западной Европы в средние века, Л. — М., 1964; Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л. — М., 1966: Harvey J., The gothic world. 1100—1600, L., 1950; Sedlmayr H., Die Entstehung der Kathedrale, Z., 1950; Jantzen H., Die Gothik des Abendlandes, Schauberg — Köln, 1962; Martindale A., Gothic art. From the twelfth to fifteenth centuries, N. Y. — Wash., [1967].
         Е. П. Ювалова.
        Р. Кельдерманс, Д. де Вагемакере. Ратуша в Генте. 1518—35.
        Р. Кельдерманс, Д. де Вагемакере. Ратуша в Генте. 1518—35.
        Южная («Масляная») башня собора в Руане. 1485—1509.
        Южная («Масляная») башня собора в Руане. 1485—1509.
        Ратуша в Штральзунде (ГДР). 1278—15 в.
        Ратуша в Штральзунде (ГДР). 1278—15 в.
        Хор собора в Глостере (Англия). 1329—77.
        Хор собора в Глостере (Англия). 1329—77.
        Хор собора в Кёльне. 1248—1322.
        Хор собора в Кёльне. 1248—1322.
        К. Роритцер. Хор церкви Лоренцкирхе в Нюрнберге. 1439—77.
        К. Роритцер. Хор церкви Лоренцкирхе в Нюрнберге. 1439—77.
        Собор Парижской богоматери. 1163—1257. Интерьер.
        Собор Парижской богоматери. 1163—1257. Интерьер.
        «История св. Доминика». Фрагмент стенной росписи в церкви Санто-Доминго в Пучсерде (Испания). Ок. 1300.
        «История св. Доминика». Фрагмент стенной росписи в церкви Санто-Доминго в Пучсерде (Испания). Ок. 1300.
        «Ангел». Камень. Последняя треть 13 в. Собор в Реймсе.
        «Ангел». Камень. Последняя треть 13 в. Собор в Реймсе.
        «Авраам и три ангела». Миниатюра из «Псалтыря св. Людовика». Франция. 1253—70. Национальная библиотека. Париж.
        «Авраам и три ангела». Миниатюра из «Псалтыря св. Людовика». Франция. 1253—70. Национальная библиотека. Париж.
        «Воскресение». Внешняя створка «Тршебоньского алтаря». Чехия. Ок. 1390. Национальная галерея. Прага.
        «Воскресение». Внешняя створка «Тршебоньского алтаря». Чехия. Ок. 1390. Национальная галерея. Прага.
        «Христос и апостол Иоанн». Раскрашенное дерево. Швабия. Ок. 1320. Скульптурное собрание. Берлин.
        «Христос и апостол Иоанн». Раскрашенное дерево. Швабия. Ок. 1320. Скульптурное собрание. Берлин.
        «Гербурга» (фрагмент статуи). Камень. Ок. 1250—60. Западный хор собора в Наумбурге (ГДР).
        «Гербурга» (фрагмент статуи). Камень. Ок. 1250—60. Западный хор собора в Наумбурге (ГДР).
        Фасад собора в Страсбурге. Начат ок. 1277. Центральная часть.
        Фасад собора в Страсбурге. Начат ок. 1277. Центральная часть.
        «Иоанн Креститель» (фрагмент статуи). Камень. Ок. 1220. Собор в Реймсе.
        «Иоанн Креститель» (фрагмент статуи). Камень. Ок. 1220. Собор в Реймсе.
        Палаццо Публико в Сиене. Италия. 1297—1310.
        Палаццо Публико в Сиене. Италия. 1297—1310.
        Замок в Венсенне. Франция. 14 в.
        Замок в Венсенне. Франция. 14 в.
        Крепостная стена Нижнего города и башня церкви Олевисте в Таллине. 13—16 вв.
        Крепостная стена Нижнего города и башня церкви Олевисте в Таллине. 13—16 вв.
        Мост Валантре в Каоре. Франция. Начало 14 в.
        Мост Валантре в Каоре. Франция. Начало 14 в.
        Барбакан в Кракове. Польша. 1498—99.
        Барбакан в Кракове. Польша. 1498—99.
        Реликварий Генриха II и Кунигунды. Позолоченное серебро, эмаль, горный хрусталь. После 1347. Исторический музей.
        Реликварий Генриха II и Кунигунды. Позолоченное серебро, эмаль, горный хрусталь. После 1347. Исторический музей.
        Схема конструкции готического храма.
        Схема конструкции готического храма.
        Эволюция интерьера готического храма. 1. Ранняя готика. Франция (собор Парижской богоматери). 2. Зрелая готика. Франция (собор в Реймсе). 3. Поздняя готика. Англия («украшенный стиль»; аббатство Гисборо). 4. «Перпендикулярная готика». Англия (собор в Уинчестере).
        Эволюция интерьера готического храма. 1. Ранняя готика. Франция (собор Парижской богоматери). 2. Зрелая готика. Франция (собор в Реймсе). 3. Поздняя готика. Англия («украшенный стиль»; аббатство Гисборо). 4. «Перпендикулярная готика». Англия (собор в Уинчестере).
        Разрезы готических храмов. 1. Собор в Реймсе. Франция. 1211—1311. 2. Зальная церковь Элизабеткирхе в Марбурге. ФРГ. 1235—83.
        Разрезы готических храмов. 1. Собор в Реймсе. Франция. 1211—1311. 2. Зальная церковь Элизабеткирхе в Марбурге. ФРГ. 1235—83.
        Планы готических храмов. 1. Собор в Реймсе. Франция. 1211—1311. 2. Церковь Анненкирхе в Аннаберг—Буххольце. ГДР. 1499—1525. 3. Церковь Олевисте в Таллине. 13—16 вв.
        Планы готических храмов. 1. Собор в Реймсе. Франция. 1211—1311. 2. Церковь Анненкирхе в Аннаберг—Буххольце. ГДР. 1499—1525. 3. Церковь Олевисте в Таллине. 13—16 вв.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Готика" в других словарях:

  • Готика —         (от итал. gotico, букв. готский, от названия германских племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы… …   Художественная энциклопедия

  • готика — и, ж. gothique f., ит. gotico > нем. Gothik. Архитектурный стиль европейского средневековья, характеризующийся остроконечными сооружениями, стрельчатыми сводами, обилием витражей и скульптурного орнамента. БАС 2. Известь кою замаривал в кремле …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • готика — ГОТИКА, и, ж. (или сталинская готика, советская готика). Высотные здания сталинского времени в Москве …   Словарь русского арго

  • ГОТИКА — (от итал. gotico букв. готский, от названия германского племени готов), художественный стиль (между сер. 12 и 15 16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Зап., Центральной и отчасти Вост. Европе. В готике отразились кардинальные… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГОТИКА — ГОТИКА, готики, мн. нет, жен. (нем. Gotik). Особый стиль в архитектуре европейского позднего средневековья, характеризуемый стрельчатыми арками. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ГОТИКА — ГОТИКА, и, жен. Стиль средневековой западноевропейской архитектуры, характеризующийся остроконечными сооружениями, стрельчатыми сводами, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений. | прил. готический, ая, ое. Готическая архитектура. Г.… …   Толковый словарь Ожегова

  • готика — сущ., кол во синонимов: 1 • стиль (95) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Готика — (итал. gotico, букв. – готский, фр. gothique – от названия германского племени готов) художественный стиль, преимущественно архитектурный, зародившийся в XII в. во Франции и в позднем средневековье распространившийся по всей Западной Европе;… …   Энциклопедия культурологии

  • Готика — ■ Архитектурный стиль, более других действующий на религиозное чувство …   Лексикон прописных истин

  • готика — Архитектурный стиль позднего средневековья большинства стран Европы (с XII по XV XVI вв.); характеризуется преобладанием устремлённых ввысь архитектурных форм, особой конструктивной системой каменного каркаса со стрельчатыми сводами и… …   Справочник технического переводчика

  • Готика — Эта статья о средневековом искусстве; о молодёжной субкультуре см.: Готы (субкультура). У этого термина существуют и другие значения, см. Готика (значения) …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»