Иконы

Иконы
название, в христианской церкви, живописных изображений Иисуса Христа, Богоматери и святых, имеющих священный характер и служащих предметами религиозного чествования в смысле образов, которые возводят мысль и чувство молящихся к изображаемому. В православной и римской церквах они составляют необходимую принадлежность храма и домашнего культа христианина, как и крест с изображением распятого на нем И. Хр. или без оного. Происхождение И. восходит к началу христианства. По преданию, записанному церковным историком Евсевием, сам И. Христос дал свой образ, отпечатлевшийся на плате, которым Он утер свое лицо, эдесскому царю Авгарю. По тому же преданию, евангелист Лука, по профессии живописец, оставил после себя несколько икон Божьей Матери (за таковые признаются Казанская и Смоленская иконы Богоматери). О существовании И. в церкви в первые три века свидетельствуют упоминания о них Тертуллиана, Минуция Феликса, Климента Александрийского, Мефодия Тирского, Оригена, а также вещественные памятники, найденные в катакомбах (сат. Aringhius, "Roma Subterranea novissima": Rossi, "Roma subterranea" и др.), хотя в эти века гонений на христианство христианская иконопись имела по преимуществу символический характер (напр. И. Христос изображался в виде пастыря с овцой на плечах и т. п.). Со времени Константина Вел. И. входят во всеобщее открытое употребление в храмах и домах. Со времени VII вселенского собора И. становятся обязательной принадлежностью христианского культа, и получает обширное развитие иконопись. В более позднее время Византийской империи (VI и следующие века) мало-помалу устанавливаются общие типы иконописных изображений, а в еще более позднее время являются на Востоке так назыв. "иконописные подлинники", в качестве руководств для иконописцев, в которых подробно указываются внешние черты каждого святого и его иконописные аксессуары. Этой регламентацией иконописи установился около XII в. византийский иконописный стиль (см. Византия). В древней Руси иконопись развивалась в строгой зависимости от визант. образцов (см. Иконописание). Озабочиваясь соответствием иконописного изображения священному достоинству иконописных предметов, русская церковь делала особые постановления по этому предмету на соборах: стоглавом (1667-1674), а также при самом начале синодального управления (1722), которыми вменялось в обязанность допускать до иконописания лишь людей искусных в художестве и отличающихся добрым поведением, предписывалось даже — наблюдать за нравственностью иконописцев, и самые иконы писать с древних образцов, "от своего же смышления и по своим догадкам Божества не писать". Со времени Екатерины II в нашей иконописи получает широкое применение итальянский стиль живописи. Позднейшее законодательство ограничивается общими требованиями, чтобы И. были писаны искусно и без нарушения священного достоинства иконописных сюжетов, чтобы на них не допускались "изображения, производящие воспламенение нечистых удовольствий" и вообще могущие подать повод к суеверию и соблазну. Запрещаются И. резные и отливные из металлов (кроме распятий и лепных изображений, поставляемых на высоких местах, а также — нагрудных крестов). Иконописное ремесло безусловно запрещается лицам нехристианских исповеданий, также торговля И. и крестами, а равно продажа И. с аукциона и передача их кредиторам — иностранцам; раскольникам позволяется приписываться к иконописному цеху, но не иначе, как с особого разрешения министра внутренних дел. Искусство иконописцев, вообще, должно быть свидетельствуемо духовными лицами; впрочем, признано полезным посредничество между заказчиками и мастерами иконописания со стороны академии художеств. Чаще всего, современные иконописцы пользуются руководством, одобренных св. синодом "иконописных подлинников", составленных академиком Солнцевым по древним византийским и русским подлинникам. Запрещается делать вещи, употребляемые в житейском быту (напр. печати) с священными изображениями; вывозимые из-за границы подобные вещи конфискуются, а владельцы их подвергаются штрафу; запрещается выставлять на показ восковые фигуры Иисуса Христа, Богоматери, а также фигуры оскорбительные для священного сана. Нехристиане хотя и допускаются до наследования И., но не иначе, как с обязательством по истечении шести месяцев передавать их со всеми украшениями людям православным или в храмы. Изображение креста, сделанное кем-либо на земле или песке, на дороге, должно "разметать". И., особенно чествуемые, позволяется из храма переносить в дома обывателей, но не иначе, как на руках или в карете и без пения. И., оглашаемые в народе чудотворными, отбираются в ризницы кафедральных соборов, впредь до удостоверения в указанном порядке их чудотворности, после чего поставляются для общего чествования в храмах или часовнях. В деревнях священники обязаны наблюдать, чтобы И. в домах сохранялись в чистоте.
Литература христианской иконографии весьма обширна. Кроме старых соч. Чиампи "Vetera monumenta" (Рим, 1690), Мамахия "Orig. et antiquitates christ." (Рим, 1751), известны издания Даженкура, "Storia dell arte" (1826); Дидрона, "Иконография Бога"; Рауля-Рошета, "Premier memoires sur les antiquit. chretiens — peintures des catacombes" (П., 1836); Росси, "Roma Subterranea"; архим. Христофора, "Древнехристиан. иконография" ("Православное Обозрение", 1886); "Иконография гробниц" (т. же 1875); Кондакова, "История Византийского искусства и иконографии" (1876; перев. на франц. яз.); В. Маркова, "Древнее иконописание в России" ("Прав. Обозр.", 1885); Мансветова, "О стенописи московского и владимирского Успенских соборов" ("Приб. к творениям св. отцов", 1883); Покровского, "Древнеязыч. и христиан. искусство"; "Добрый пастырь в древнехрист. символике" (три статьи в "Хр. Чтении" 1878); "Евангелие в памятниках иконографии" (СПб., 1892); "Памятники визант. иконографии и искусства" ("Хр. Чтение", 1893-1894); еп. Порфирия Успенского, "О древних византийских подлинниках" (в "Трудах Киев. дух. акад."), Григорова, "Древнерусский иконописный подлинник" ("Зап. Имп. Арх. Общ.", 1884); "Об иконописании", "О христ. живописи" ("Прав. Собеседник", 1865-1866); Бердникова. "О символич. изображениях на христ. археологич. памятниках" (т. же, 1869); Пономарева, "К вопросу об иконописании" ("Хр. Чтение", 1880), митроп. Филарета, "О древних иконах и о древнем подлиннике" ("Душепол. Чтение", 1868); свящ. В. Владимирского, "Об иконописании" (статьи в "Душеп. Чтении", 1866-1869).
Н. Барсов.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Иконы" в других словарях:

  • Иконы — название, в христианской церкви, живописных изображенийИисуса Христа, Богоматери и святых, имеющий священный характер ислужащих предметами религиозного чествования в смысле образов, которыевозводят мысль и чувство молящихся к изображаемому. В… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Иконы — «Святая Троица» Андрея Рублёва (1410 год) Икона (от ср. греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др. греч. εἰκών «образ», «изображение»)  в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церк …   Википедия

  • Иконы эволюции — Иконы эволюции: Наука или миф Icons of Evolution, Science or Myth Автор: Джонатан Уэллс Язык оригинала: английский …   Википедия

  • Иконы не купят, а меняют. — (вместо; не покупают). См. БОГ ВЕРА …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Иконы Божией Матери чудотворные — иконы, к рым посвящены престолы храмов и праздничные дни. Рус. православная церковь почитает более 260 чудотворных И. Божией Матери. В первые века христианства изображения Богоматери практич. не встречаются. Установление почитания ее икон… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • ИКОНЫ —     ♥ Вам представится благоприятная возможность наладить отношения с нужными людьми.     ↑ Представьте себе лик святого, изображенного на иконе. Обратитесь к нему с краткой молитвой о помощи …   Большой семейный сонник

  • Русские иконы — Андрей Рублев. Троица. 1411 г. или 1425 27 гг. Русская иконопись христианское, церковное изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века Крещением Руси. Являлась центральной частью древнерусской культуры… …   Википедия

  • ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — (ставропигиальный МП РПЦ), находится в Москве. Основан царем Феодором Иоанновичем и боярином Борисом Феодоровичем Годуновым в 1591 1592 гг. в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы Гирея, во славу чудес, совершившихся при этом… …   Православная энциклопедия

  • Оклад иконы — Для термина «Оклад» см. другие значения. Для термина «Риза» см. другие значения. Оклад списка иконы Владимирской Божьей матери. Г …   Википедия

  • ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — Городецкий в честь Феодоровской иконы Божией Матери мон рь. Фотография. Нач. XX в. (ГИМ) Городецкий в честь Феодоровской иконы Божией Матери мон рь. Фотография. Нач. XX в. (ГИМ) находился в с. Городец Балахнинского у. Нижегородской губ. Учрежден… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»