Духовный суд

Духовный суд
Церкви от Основателя ее, Иисуса Христа, дана власть судить и наказывать нарушителей ее законов (Мф., 18, 18; Иоан., 20, 23). Задача церк. суда — не карательная только, но исправительная; поэтому и наказание, налагаемое церковью, может быть отменено в виду исправления преступника. Только лишение духовного сана налагается безусловно и имеет характер карательный. Суд церкви проявляется различно — по отношению ко всем верующим вообще и по отношению к служителям церкви в частности. Общему суду церковному подлежат проступки и преступления членов церкви против веры, нравственности и уставов церкви. Легкие проступки, как и нечистые мысли и пожелания, имеют свой суд в исповеди перед священником. Тяжкие преступления подлежат открытому суду и влекут за собой отлучение от церкви. Оно имеет три степени: лишение причащения на определенное время, лишение при этом участия в молитвах церковных, совершенное отлучение от общества и верующих. Отпадшие от веры добровольно и после раскаяния подвергаются покаянию на всю жизнь. Если отпадение было вызвано мучительством, покаяние сокращается на 9 лет и даже на 4 года. Убийца вольный подвергается покаянию на 20 лет, невольный — на 10 и т. д. Указанные сроки могут быть сокращаемы. В случае смертной опасности искренно кающийся допускается до причастия и ранее истечения срока наказания, с обязательством по выздоровлении продолжать покаяние. Клирики лишаются сана за то, за что миряне отлучаются. В некоторых случаях клириков постигает двойное наказание: и отлучение, и извержение из сана (о других, менее тяжких наказаниях см. Духовенство).
В древней церкви Д. суд имел две инстанции: суд у епископа и суд на поместном соборе. Соборный суд разбирал дела епископов и такие важные дела мирян, которые не ограничивались пределами епархии, напр. дела о ересях. Суду епископа подлежали клирики и миряне по всем делам религиозным, а также и по мирским, если на то соглашались тяжущиеся. Вследствие деления государства и церкви на диоцезы при Константине Вел. явилась новая инстанция, где судились дела митрополитов. Недовольный решением низшей инстанции мог апеллировать к высшей. Судебный процесс имел характер обвинительный, но церковная власть не была связана инициативою частного обвинителя. Приговор епископа по делу тяжущихся, добровольно к нему обратившихся, не подлежал апелляции и приводился в исполнение судом гражданским. Имп. Маркианом в 450 г. предоставлено было епископам выдать все тяжебные дела между клириками; но в тяжбах с мирянами клирики судились в светских судах, если миряне того хотели. Импер. Юстиниан постановил, чтобы миряне в исках своих на клириков обращались к суду духовному. Если тяжущийся изъявлял неудовольствие решением Д. суда, дело разбиралось в светском суде. В случае согласия светского судьи с приговором епископа решение приводилось в исполнение без апелляции; если же светский судья решал дело иначе, его решение не было окончательным и подвергалось пересмотру. Д. суды в решении тяжебных дел руководились общими государственными законами. За легкие преступления клирики судились в духовных судах, за тяжкие — судом светским при участии депутата с духовной стороны. По постановлению Юстиниана, для обвинения клирика в угол. преступлении требовалось участие светского судьи и епископа. Светский судья, решив дело, доносил о том епископу. Если епископ соглашался с определением светского суда, он лишал клирика сана и передавал его светскому суду для наказания. В случае несогласия епископа с светским судом относительно виновности клирика дело переходило на суд императора. Епископ мог быть предан уголовному суду лишь с разрешения императора. Импер. Гераклий предоставил епископам ведать все уголовные преступления клириков и монахов. О Д. суде в России см. Духовенство и Духовная консистория. В 70-х годах возбужден был вопрос о коренной реформе Д. суда, но он остался без разрешения. См. Бердников, "Краткий курс церк. права"; там и литература вопроса.
П. В.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Духовный суд" в других словарях:

  • ДУХОВНЫЙ СУД — см. Церковный суд …   Православная энциклопедия

  • «ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ» — законодательный акт, главный юридический документ, определявший правовой статус Церкви в России в синодальный период вплоть до 1917 г. (ПСЗ. Т. 6. № 3718). Утвержден царем Петром I, введен в действие манифестом от 25 янв. 1721 г., к рым… …   Православная энциклопедия

  • Суд —         специальный орган государства, в компетенцию которого входит осуществление правосудия в интересах господствующего класса (при социализме в интересах всего народа). Свои функции С. выполняет в форме разрешения уголовных дел, гражданских,… …   Большая советская энциклопедия

  • ВЕЛИКИЙ ДУХОВНЫЙ СУД СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ — см. ст. Сербская Православная Церковь …   Православная энциклопедия

  • «ДУХОВНЫЙ ВЕСТНИК» — ежемесячный ж., выходивший в 1862 1867 гг. в Харькове. Инициатором издания был Харьковский еп. Макарий (Булгаков), редактором издателем стал проф. Харьковского ун та прот. Василий Добротворский, которому помогали протоиереи Иоанн Чижевский и… …   Православная энциклопедия

  • Духовный, Дэвид — Дэвид Духовны David William Duchovny Дэвид Духовны, 2007 Имя при рождении: Дэвид Уильям Духовны Дата рождения: 7 августа 1960 …   Википедия

  • Духовный, Дэвид Уильям — Дэвид Духовны David William Duchovny Дэвид Духовны, 2007 Имя при рождении: Дэвид Уильям Духовны Дата рождения: 7 августа 1960 …   Википедия

  • Духовный Дэвид Уильям — Дэвид Духовны David William Duchovny Дэвид Духовны, 2007 Имя при рождении: Дэвид Уильям Духовны Дата рождения: 7 августа 1960 …   Википедия

  • Духовный Дэвид — Дэвид Духовны David William Duchovny Дэвид Духовны, 2007 Имя при рождении: Дэвид Уильям Духовны Дата рождения: 7 августа 1960 …   Википедия

  • Церковный суд — см. Духовный суд и Духовенство …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»