Дюрер

Дюрер
Дюрер (Альбрехт Durer), знаменитый немецкий живописец и гравер, сынзолотых дел мастера, родился в Нюрнберге, 21 мая 1471 г. До 15-тилетнеговозраста обучался у своего отца его ремеслу, а с этой поры поступилучеником к художнику франкской школы М. Вольгемуту, у которого изанимался до 1490 г., после чего пустился путешествовать. В эту первуюпоездку Д. добрался, между прочим, и в Венецию, как то подтверждаетсяего рисунками за эту пору, носящими явные следы влияния на негоитальянских мастеров. Возвратившись через четыре года на родину, Д.женился. Неустанно работая, он старался расширить несколько узкий иремесленный кругозор тогдашних немецких художников. Находясь впостоянном общении с нюрнбергскими гуманистами, в тесных дружескихотношениях с знаменитым Пиркгеймером и в родстве с известным типографомКобургером, он получал достаточно умственной пищи, чтобы перерабатыватьее в те духовные, полные глубокого содержания, образы, которые мывстречаем в его гравюрах на дереве и на меди и в рисунках этого времени.Он открыл в Нюрнберге собственную мастерскую и, пользуясь отчастипомощью учеников, исполнил здесь значительное количество алтарныхобразов, каковы напр.: "Оплакивание Христа" (1500, в мюнх. Пинакотеке),триптих для Виттенберга (1501, в Дрездене), "Распятие" (1502),Паумгертнеровский алтарный образ (в мюнх. Пинакотеке) и др. В то жевремя он написал портреты: свой собственный (1498, в Мадриде), Тухерна(1499, в Касселе), Осв. Кремля (в мюнх. Пинакотеке) и др. Послевторичного путешествия в Италию, не произведшего большой перемены в ужеокрепших германских идеалах и вкусе молодого художника, наступили для Д.годы, наиболее богатые творчеством. К этому времени относятся его лучшиеживописные произведения: "Адам и Ева", отличающееся свободою, живостью ипластичностью; "Мученическая кончина 10000" (1508, в Вене); Геллеровскаяалтарная икона (1509, Франкф. на М.), хотя и сильно пострадавшая отвремени, но сохранившая печать строгой обдуманности, естественнойпростоты и драматизма, Образ всех святых (1511, в Вене), отличносохранившийся и замечательный глубокомысленным и прочувствованнымисполнением отдельных фигур, и общим своим впечатлением и гармоничнымколоритом, выдержанным в нежном золотистом свете; Мадонна с лилией (вПраге) и Мадонна с разрезанной грушей (в Вене) Д. собрал в одно изданиесвои гравюры и опытами новых приемов гравирования произвел кореннойпереворот в этой отрасли искусства. В 1512 г. он работал для императораМаксимилиана, который заставил гор. Нюрнберг платить художнику с 1515 г.по 100 гульд. в год, а в 1518 г. послал его на рейхстаг в Аугсбург.Путешествие Д. по Нидерландам в 1521 - 1522 гг. было для негонепрерывным рядом торжеств; везде, где он ни останавливался, его ожидалипочести и предложения остаться в этом месте на продолжительный срок. Онодало новый толчок его деятельности, как живописца. Находящиеся вмюнхенской пинакотеке и первоначально подаренные им своему родномугороду, т. наз. "Четыре Апостола", написанные на двух узких и высокихдосках, могут быть причислены в лучшим работам, вышедшим в 1526 г.из-под его кисти. В них выказал он все свое теоретическое знание и всеуменье, приобретенное долгими годами. По старинному преданию, кромезадачи художественной, он хотел решить здесь и психологическую задачу,представив характеристические особенности четырех темпераментов"(картина известна также под этим именем). Из портретов Д., сверхпоименованных выше, назовем: императора Максимилиана (1519, в Вене), М.Вольгемута (1516, в Мюнхене), Ганса Имгофа (1523, в Мадриде),Клебергера, Муффеля, Гольцшуера, Фуггера и др. По возвращении своем народину, художник неутомимо работал до самой смерти, которая произошла вАнтверпене 6-го апреля 1528 г. Все богатство творческой фантазии иобилие мысли Дюрера открывается нам в его рисунках и гравюрах. Первые,начиная с легких набросков карандашом и пером, и кончая тщательноисполненными акварелями, имеются в берлинском музее (напр. "Мельница"),в Вене ("Костюмы" и "Страсти Господни"), Лондоне, Мюнхене ("Молитвенникимпер. Максимилиана"), Брауншвейге, Бремене и др. местах. Значение Д. вискусстве гравирования - громадно. Он внес в технику гравюры на дереве,ограничивавшейся до него почти одним очерком, который потом подвергалсяраскраске, новые приемы, давшие возможность получать оттиски, ненуждающиеся в иллюминовке. Главнейшие из его гравюр на дереве:"Апокалипсис" (1498, 16 листов), большие "Страсти Господни" (1500 -1610, 12 лист.), "Житие Богоматери" (1504 - 1505, 20 л.), малые "СтрастиГосподни (1509 - 1510, 37 д.), "Триумфальные ворота импер. Максимилиана"(1515, огромный лист, величиною около 3 м в квадрате, печатанный с 92отдельных досок); между отдельными листами: "Св. Троица" (1511),"Купанье мужчин" я др.. Гравюры Д. на меди, точно так же, как иксилографические, отличаются разнообразием и глубиною мысли, светлым,ясным настроением, отражением всестороннего таланта и неиссякаемостьюфантазии. Соединяя в своих произведениях приемы гравированияграбштихелем и иглою, он довел их технику до высокой степенисовершенства, и мелкий серебристый тон его гравюр и тонкость работызатмили все, созданное в этом роде до его появления. До нас дошло больше100 его гравюр на меди. Назовем некоторые, лучшие из их числа:"Богоматерь" (1511 и 1518), "Б. с грушей", "Б. с Младенцем","Меланхолия" (1514), "Рыцарь, смерть и дьявол" (1518), Портреты:кардинала Альбрехта Бранденбургского, курфюрста Фридриха Мудрого,Вилибальда Паркгеймера, Меланхтона, Эразма Роттердамского и др. Д.оказал немаловажную пользу искусству и как писатель-теоретик. Его"Underwegsung der messung, mit zirckel and richtscheydt, in Linien ebnenund gantzen corpore" (Нюрнб. 1526) дает прекрасные наставления поперспективе. "Von der menschlicher Proportion еtс" (Нюрнб. 1528),сочинение по фортификации и многие другие сочинения, оставшиеся врукописях, имели, в свое время, большое значение. В своих трактатах оживописи Д. старается свести рисунок к известным математическимпринципам. Значение Д. не ограничивается, однако, художественноюобластью. Его гуманная, строго нравственная личность, его датскаянаивность, высокое благородство его идеалов, не только отражавшихся вовсем им созданном, но и подтверждаемые свидетельством его знаменитыхдрузей и современников, Пиркгеймера, Меланхтона и Камерария, стольсильно влияли облагораживающим и воспитывающим образом на человечество,что Д. можно причислить к крупнейшим личностям, способствовавшимпрогрессу и носившим в себе высоте культурные идеалы. Heller, "Das Lebenu. die Werke A. D-s (Лпц. 1831); F. Campe, "Reliquien von D." (Нюрнб.1828); von Eye, "Leben u. Wirken A. D-s" (Нёрдл. 1860); A. v. Lahn, "D'sKunstlehre u. sein Verhaltniss zu Renaissance" (Лпц. 1866); Thausing,"D., Geschichte seines Lebens u. seiner Kunst" (Лпц. 1876); Ephrussi,"Albert D. et ses dessins" (Пар. 1882); A. Leitschuh, "D-s Tagebuch derReise in die Niederlande" (Лпц. 1883); Kaufmann, "A. D." (Фрейбург in.Bv. 1887); Burckhardt, "A. D's Aufeiithalt in Basel" (Мюнх. и Лпц.1892); Springer, "A. D." (Берл. 1892). А. Н-в.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Дюрер" в других словарях:

  • Дюрер — Дюрер, Альбрехт Альбрехт Дюрер Автопортрет, 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен Имя при рождении: Albrecht Dürer …   Википедия

  • ДЮРЕР — (Dürer), Альбрехт (21 мая 1471 – 6 апр. 1528) – нем. художник эпохи Возрождения, теоретик и один из основоположников реалистич. теории иск ва в Зап. Европе. Д. жил и творил в Германии в период обществ. подъема и социальных движений, завершившихся …   Философская энциклопедия

  • ДЮРЕР — (араб. жемчужины). Первый турецкий свод законов, составленный в 1470 г. по Р. Х. при Мухамеде II. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЮРЕР араб. Собственно значит: жемчужины. Турецкий свод законов,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Дюрер — (Dürer)         Альбрехт (21.5.1471, Нюрнберг, 6.4.1528, там же), немецкий живописец, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. Крупнейший художник немецкого Возрождения. Учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, и в 1486 89… …   Большая советская энциклопедия

  • Дюрер А. — Альбрехт Дюрер Автопортрет, 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен Имя при рождении: Albrecht Dürer Дата рождения: 21 мая 1471 Мес …   Википедия

  • Дюрер — Альбрехт (Durer, Albrecht) 1471, Нюрнберг 1528, Нюрнберг. Немецкий живописец, гравер, рисовальщик, теоретик искусства эпохи Возрождения. Сын серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца и… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Дюрер — (durer) Альбрехт (1471, Нюрнберг – 1528, там же), немецкий живописец, рисовальщик и гравёр, теоретик искусства; один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения. Учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии; искусству живописи и… …   Художественная энциклопедия

  • ДЮРЕР — Портрет отца. 1490 г. (Галерея Уффици, Флоренция) Портрет отца. 1490 г. (Галерея Уффици, Флоренция) [нем. Dürer] Альбрехт (21.05.1471 6.04.1528), нем. живописец, гравер, теоретик живописи. Согласно автобиографической «Семейной хронике», предки Д …   Православная энциклопедия

  • ДЮРЕР — (Durer) Альбрехт (1471–1528), нем. живописец и график. Род. в Нюрнберге в семье ювелира, к–рый и стал его первым учителем. В молодые годы Д. много странствовал по Европе, охваченной предреформационными волнениями, а в 1495 открыл собств.… …   Библиологический словарь

  • Дюрер Альбрехт —         (Durer) (1471 1528), немецкий живописец, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения. В детстве учился ювелирному делу у своего отца выходца из Венгрии, а в 1486 89 в мастерской нюрнбергского… …   Художественная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»