Дюрер

Дюрер
Дю́рер
(durer) Альбрехт (1471, Нюрнберг – 1528, там же), немецкий живописец, рисовальщик и гравёр, теоретик искусства; один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения. Учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии; искусству живописи и гравирования – в мастерской М. Вольгемута в Нюрнберге (1486—89). Необходимые для получения звания мастера «годы странствий» (1490—94) провёл в городах Верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где сблизился с гуманистами и книгопечатниками. В Кольмаре изучал работы М. Шонгауэра. По возвращении в Нюрнберг (1495) открыл собственную мастерскую. В 1494—95 и 1505—07 гг. посетил Италию, побывав в Венеции и Падуе. В 1514 г. стал придворным мастером императора Максимилиана I. После его смерти (1519) отправился ко двору нового императора Карла V, совершив путешествие по Нидерландам (1520—21), подробно описанное художником в путевом дневнике. Вернувшись в Германию, создал несколько теоретических трактатов («Руководство к измерению циркулем и линейкой», 1525; «Наставление к укреплению городов, замков и крепостей», 1527; «Четыре книги о пропорциях человека», 1528).

А. Дюрер. «Автопортрет». 1498 г. Прадо. Мадрид
А. Дюрер. «Автопортрет». 1498 г. Прадо. Мадрид

 
В творчестве Дюрера переплелись традиции поздней готики с её интересом к острохарактерному и с вниманием к деталям, преувеличенным выражением эмоций и напряжённым ритмом линий и стремление использовать достижения итальянского ренессансного искусства, постичь законы совершенства и гармонии.
Художник пристально изучал натуру, размышлял над проблемами искусства, разрабатывал учение об идеальных пропорциях. Пейзажи, выполненные во время первого путешествия в Италию в технике акварели и гуаши («Вид Триента», «Вид горы Арко»; оба – 1495), – первые произведения этого жанра в истории европейского искусства. Их отличает свежесть и непосредственность впечатления, стремление передать световоздушную среду.

А. Дюрер. «Праздник чёток». 1506 г. Национальная галерея. Прага
А. Дюрер. «Праздник чёток». 1506 г. Национальная галерея. Прага

 
Для зрелых работ Дюрера («Алтарь Паумгартнеров», ок. 1498 г.; «Поклонение волхвов», ок. 1504 г.; «Праздник чёток», 1506; «Поклонение Св. Троице», 1511) характерны ренессансное стремление к ясности и уравновешенности композиции, соразмерности и пластической объёмности фигур; их колористическое решение построено на сопоставлении ярких локальных цветов. В алтарном образе «Праздник чёток», написанном для немецкой церкви в Венеции, Мадонне с Младенцем поклоняются император и Папа Римский. В толпе людей позади Дюрер поместил портретные изображения многих своих современников. Эта работа наиболее близка итальянскому ренессансному искусству радостным полнозвучием красок и гармонической умиротворённостью. В поисках идеальных пропорций человеческого тела Дюрер первым из немецких художников обратился к изображению обнажённой натуры (гравюра «Адам и Ева», 1504, и одноимённый живописный диптих, ок. 1507 г.). Итоговой работой художника стал диптих «Четыре апостола» (1526), поражающий лаконизмом и мощью.

А. Дюрер. «Меланхолия». 1514 г.
А. Дюрер. «Меланхолия». 1514 г.

 
Дюрер был одним из крупнейших европейских портретистов. Героев его живописных («Портрет отца», 1490; «Портрет Якоба Муфеля», 1526) и графических («Портрет матери», 1514; «Портрет Эразма Роттердамского», 1526) работ отличает гордое самосознание, духовная энергия, напряжённая внутренняя жизнь. Важное место в наследии Дюрера занимают автопортреты, самый ранний из которых был создан художником в возрасте 13 лет.
Пытливый исследователь, Дюрер на протяжении всей жизни создавал рисунки с натуры (некоторые позднее переводились в гравюры), в которых внимательно изучал особенности облика и строения земли, растений, животных («Большой кусок дёрна», 1503; «Зайчонок», 1502, см. илл. на с. 24). Они выполнены с такой тщательностью, что могли бы служить иллюстрациями научных атласов. В гравюрах художника, пронизанных ощущением мятущегося духа, сильнее, чем в живописных работах, ощущается связь с немецкими позднеготическими традициями. Их отличает напряжённость ритма стремительных, беспокойных, резко изломанных или словно клубящихся линий (серии ксилографий на тему Апокалипсиса, 1498; «Большие страсти», ок. 1498–1510 гг.; «Жизнь Марии», ок. 1502—03 гг.; два цикла гравюр на меди «Малые страсти», 1507—13 и 1509—11; и три т. н. «мастерские гравюры» – «Рыцарь, Смерть и Дьявол», 1513; «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия», обе – 1514).
Личность Дюрера явила новый для Германии ренессансный тип художника-мыслителя. Его творчество оказало значительное влияние на развитие немецкого искусства первой пол. 16 в. Гравюры Дюрера, разошедшиеся по всей Европе, зримо проповедовали гуманистические идеалы эпохи Возрождения.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Дюрер" в других словарях:

  • Дюрер — Дюрер, Альбрехт Альбрехт Дюрер Автопортрет, 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен Имя при рождении: Albrecht Dürer …   Википедия

  • ДЮРЕР — (Dürer), Альбрехт (21 мая 1471 – 6 апр. 1528) – нем. художник эпохи Возрождения, теоретик и один из основоположников реалистич. теории иск ва в Зап. Европе. Д. жил и творил в Германии в период обществ. подъема и социальных движений, завершившихся …   Философская энциклопедия

  • ДЮРЕР — (араб. жемчужины). Первый турецкий свод законов, составленный в 1470 г. по Р. Х. при Мухамеде II. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЮРЕР араб. Собственно значит: жемчужины. Турецкий свод законов,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Дюрер — (Альбрехт Durer), знаменитый немецкий живописец и гравер, сынзолотых дел мастера, родился в Нюрнберге, 21 мая 1471 г. До 15 тилетнеговозраста обучался у своего отца его ремеслу, а с этой поры поступилучеником к художнику франкской школы М.… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Дюрер — (Dürer)         Альбрехт (21.5.1471, Нюрнберг, 6.4.1528, там же), немецкий живописец, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. Крупнейший художник немецкого Возрождения. Учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, и в 1486 89… …   Большая советская энциклопедия

  • Дюрер А. — Альбрехт Дюрер Автопортрет, 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен Имя при рождении: Albrecht Dürer Дата рождения: 21 мая 1471 Мес …   Википедия

  • Дюрер — Альбрехт (Durer, Albrecht) 1471, Нюрнберг 1528, Нюрнберг. Немецкий живописец, гравер, рисовальщик, теоретик искусства эпохи Возрождения. Сын серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца и… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • ДЮРЕР — Портрет отца. 1490 г. (Галерея Уффици, Флоренция) Портрет отца. 1490 г. (Галерея Уффици, Флоренция) [нем. Dürer] Альбрехт (21.05.1471 6.04.1528), нем. живописец, гравер, теоретик живописи. Согласно автобиографической «Семейной хронике», предки Д …   Православная энциклопедия

  • ДЮРЕР — (Durer) Альбрехт (1471–1528), нем. живописец и график. Род. в Нюрнберге в семье ювелира, к–рый и стал его первым учителем. В молодые годы Д. много странствовал по Европе, охваченной предреформационными волнениями, а в 1495 открыл собств.… …   Библиологический словарь

  • Дюрер Альбрехт —         (Durer) (1471 1528), немецкий живописец, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения. В детстве учился ювелирному делу у своего отца выходца из Венгрии, а в 1486 89 в мастерской нюрнбергского… …   Художественная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»