Венера

Венера
Венера (лат. Venus) - одно из 12 божеств греко-римского Олимпа,Афродита у эллинов, богиня любви и красоты, мать Амура (Эроса), царицанимф и граций. По Гомеру Афродита, дочь Зевса и Дионы, обладает поясом,который способен сделать всякую женщину или богиню "прекраснее, чем самакрасота". Таким образом, по первоначальному представлению Афродитаявляется олицетворением красоты, высшей чарующей женской силы. Таковазлатокудрая с блестящим и влажным взглядом и сладкой (jilomeidhV)улыбкой на устах Афродита в Илиаде, сопровождаемая Харитами и вызывающаяк себе удивление и восторг всего Олимпа. Илиада знает ещеАфродитупобедительницу (nichjoroV), воинственную ( Areia) и царственную(Вasileia), которая является покровительницею троянцев. Лишь позже кэтим образам начинают примешиваться другие черты: Афродита становитсябогинею любви, покровительницею браков и в ней олицетворяется женскаяпроизводительная сила (A. gennhteira, gamostoloV). Рассказы о еезамужестве с безобразным Гефестом (Вулканом) и о любовных похождениях сАреем (Марсом) являются впервые в Одиссее; они позднейшегопроисхождения. Из рассказа Гезиода о рождении Афродиты из морской пенывозникает представление о ней как покровительнице мореплавания; отсюдаее эпитеты: Jalassia, pelagia (морская) и Anaduomenh (выходящая изморской пены), Euploia, Limnsia(дающая благополучное плавание). Подфиникийским влияем Афродита сближается с Астартой и становится богинеюстрасти и чувственности. В Афинах почиталась Афродита Пандемос(всенародная), которая, как покровительница брака, считаласьолицетворением народного союза и единства. Потом она была низведена вАфродиту Гетеру (Etaira), а в Коринфе и Ефесе даже имела эпитет pornh,т.е. представительница грубой и разнузданной чувственности. Последнейпротивопоставляется Афродита Урания (небесная), которая особеннопочиталась в Сиконе и Аргосе и отождествлялась с старшей из трех Парок,богинею судьбы. Когда культ Афродиты был перенесен в Рим и отождествлен с Венерой -неизвестно; но вероятно, что он перешел туда из Сицилии, где очень ранобыл воздвигнут храм Афродиты Эрицинской. Древне-римская Venus былабогинею садов, весны, произрастания и расцвета; но затем В. в Римеполучает все эпитеты Афродиты и соответствующие последним разнородныекульты; отсюда Venus genitrix, V. Victrix, vulgivaga, libitina,celestis. Цезарь и Август особенно покровительствовали культу В., какпрародительницы (чрез Анхиза и Энея) римского народа и рода Юлиев. В 46г. до Р. X. Цезарем воздвигнут на новом форуме великолепный храм. Поместностям, где культ Венеры-Афродиты пользовался особенным почетом онаносила названия Citherea, Cyprida, Cnida, Pathia, Amathusia, Idalia,Erycine и др. В. посвящены, как символы любви, мирт (отсюда эпитетMyrtia), роза, яблоко, как символы плодородия - мак, голубь, воробей изаяц, как морской богине - дельфин и лебедь. В древнегреческом искусстве тип изображений Венеры прошел чрез рядпоследовательных изменений. Первые пластические олицетворения этойбогини, как и самый ее культ, проникли в Грецию с остр. Кипра; нопроисхождение их надо искать в более отдаленных странах - в Вавилонии,Халдее и Сузиане, где воздавалось поклонение божествам, по значениюблизким к греческой Афродите, и откуда дошли до нас терракотовые,варварски-натуралистические статуэтки богини, виновницы зарождения иразмножения всего живущего, изображающие ее в виде нагой, украшеннойголовным убором, ожерельями и браслетами, женщины, обеими руками жмущейсебе груди для того, чтобы полилось из них молоко (напр., одна изстатуэток луврского музея). Чрез посредство финикиян, этот прототипизваяний Афродиты был занесен из Азии на Кипр, как то доказываетсянесколькими его воспроизведениями, найденными на сем острове. Прямоеазиатское происхождение следует приписать и тем кипрским статуэткам, вкоторых богиня является в длинной одежде и держит в правой руке яблоко,или цветок, а левую руку скрытою под одеждой, у груди. Усвоив себе этитипы, греческое искусство архаического периода долго не расставалось сними, но потом внесло в них чисто эллинскую строгую грацию. По-видимому,в начальную пору, Греция знала только одну "Небесную" Афродиту,Афродиту-Уранию, власть которой распространяется на всю природу и, повыражению Еврипида, низводит на землю любовь и плодородие. В своихизваяниях, она уже перестает быть беззастенчиво нагою, но облечена вхитон и тунику, в одной руке держит у груди яблоко, цветок или голубя, адругою слегка приподнимает подол своей одежды (фрагмент статуи в лионск.музее). К прежним представлениям о богине в непродолжительном времениприсоединяется понятие об ее чарующей красоте; но даже в V в. греческаяпластика остается верна строгому архаическому типу. К сожалению, отэтого века не сохранялось мраморных статуй Афродиты, но другие,относящиеся к нему, памятники представляют ее одетою вполне скромно, вдлинное платье и аттический хитон. Такою мы видим ее, напр., в бронзовыхстатуэтках, из которых многие служили подставками для зеркал (напр.,одна из бронз копенгагенск. муз.), в рисунках на вазах и в фрагментевосточного парфенонского фриза великолепного рельефа, принадлежащегошколе Фидия. Такой характер, можно сказать с уверенностью, имели и тристатуи Афродиты, исполненные самим великим афинским ваятелем и "Афродитав садах" (enkhpoiV) его ученика, Алкамена. По мере того, как искусствогреков становилось менее религиозным, иконографический тип богиниутрачивал свою строгость, делался более соблазнительным, болеечувственным. Самая личность ее, так сказать, раздвоилась: рядом спрежней Афродитой-Уранией, явилась другая, Афродита-Пандемос(всенародная), олицетворявшая собою идею плотской любви и сладострастия.Постепенные видоизменения, испытанные при этом иконографическим типомВенеры, можно проследить по значительному количеству ее статуй,относящихся к разным эпохам: мало помалу она освобождается от одежды;сначала легкий хитон еще облекает ее тело, обрисовывая его молодые истройные формы и оставляя открытыми только правое плечо и правую грудь;нередко богиня одною рукою надевает себе на плечо развевающийся сзадиплащ, а в другой держит яблоко (одна из статуй музея Киарамонти, вВатикане). Это - тип покровительницы преимущественно брачных союзов. Теже черты впоследствии получает у римлян Венера-Родительница (VenusGenetrix), лучшие статуи которой хранятся в галерее виллы Боргезе, вРиме, и в неаполитанск. музее. Дальнейший шаг в указанном направлениисоставляют полуодетые изваяния, образцом которых может служить ВенераМилосская, в Луврском музее - великолепная статуя, найденная в 1820 г.на остр. Милосе и принадлежащая, если не самому Сконасу, то одному издаровитейших его учеников. В ней верхняя часть обворожительно красивойженщины представляется в полной наготе, а нижняя, начиная с бедер,изящно прикрыта спущенною с туловища драпировкою; отбитыми и теперьутраченными руками богиня, как предполагают археологи, поддерживала насвоих коленах щит, в который смотрелась, как в зеркало (см. Ravaisson,"La Venus de Milo", (1871); v. Goeler, "Die Venus von Milo" (1879); атакже исследования Гассе (1882) и Киля (1882). Здесь художник, наделивбогиню военным атрибутом, очевидно, хотел выразить идею об еепобедоносном могуществе - идею о том, что против ее власти ничто неможет устоять (Афродита-Никифорос, т.е. Победительница). Если судить позначительному числу вариаций этого типа, повторяющегося и в статуях, и вдругих памятниках, - он был в большом распространении. Из такихвариаций, особенно интересна т. наз. Капуанская Венера, статуянеаполитанского музея, изображающая богиню также обнаженною до бедер ипопирающую шлем левою ногою. В IV стол., великий скульпторновоаттической школы решается на еще более смелое видоизменение типабогини и снимает с ее всяческие покровы. Жители остр. Коса заказалиПраксителю изваять для них Афродиту, но вместо одной ее статуи, онисполнил две: одну - одетую, другую - совсем нагую; заказчики выбралипервую, как более согласную с религиозным преданием; вторую же приобреликнидяне поставившие ее в небольшом храме, открытом со всех сторон, длятого; чтобы было удобнее любоваться ею. Книдская статуя (см. статью С.Рейнаха: "Книдская Венера", в "Вестнике изящ. иск. ", 1888 г., стр.189), красоте которой древние писатели расточают восторженные похвалы,изображала богиню в Тот, момент, когда она, скинув с себя последнеепокрывало, кладет его на близстоящую вазу и входит в воду, для купанья.Ни подлинное произведение Праксителя, ни непосредственные копии с него,не уцелели, и мы можем судить об общем виде книдской Афродиты только поее изображениям на некоторых монетах. Но созданный Праксителем тип какнельзя более соответствовал чувственному вкусу тогдашних греков иследовавших за ними поколений, а потому повторялся, можно сказать, внесчетных вариациях. Наиболее близкими воспроизведениями этого типамогут считаться Венера палаццо Браски, хранящаяся ныне в мюнхенскойглиптотеке, ватиканская Венера и одна из статуй виллы Лудовизи. Впозднейшее время, подражатели Праксителя стараются придать этому типуеще более чувственный характер, видоизменяя на разный лад тему Венеры)выходящей из морских волн (В. Анадиомены), или идущей купаться. Изотносящихся сюда статуй пользуются известностью в особенности: 1) ВенераМедицейская, в музее Уффици, во Флоренции, с фальшивою подписьюафинянина Клеомена, но исполненная, на самом деле в Риме, в последнемстол. до Р. X.; богине приданы в ней черты весьма молодой, только чторасцветшей красавицы, стыдливо прикрывающей одною рукою свою грудь, адругою - лоно. 2) Венера Капитолийского музея в Риме, похожая по позе ижесту на Медицейскую, но изображающая богиню в виде женщины с вполнеразвитыми формами. Повторения обеих этих статуй встречаются во многихмузеях, между прочим и в Имп. Эрмитаже, где т. наз. Венера Таврическаясоставляет дубликат В. Медицейской, а извлеченная недавно из забвенияГатчинская Венера - дубликат Капитолийской. Тот же мотив купанья, но вдругой композиции представляют статуи богини, присевшей на землю, изчисла которых можно указать, как на лучшие, на Venus accroupie Луврскогомузея и на Фарнезскую Венеру неаполитанск. музея. Было бы слишкомпродолжительно останавливаться на всех тех концепциях, в которыхвыражался чувственный, лишенный всякой религиозности, взгляд на богинюлюбви и красоты позднейших греко-римских художников, продолжавшихизображать ее в наготе, то снимающею с ноги своей сандалию, товыжимающей воду из мокрой косы (статуя коллекции Торлониа, в Риме), толюбующейся собою в зеркало, и т.п. К разряду подобных статуй следуетпричислить Венеру - Калипигу неаполитанск. музея, хотя и не скинувшую ссебя туники; хотя и прелестную по формам, но, по мотиву движения иобщему замыслу, впадающую в тривиальность. Замечательно, что античноеискусство, под конец своего существования, вернулось, в отношенииАфродиты, к ее первоначальному, архаическому типу, несмотря на утратуверы в нее и, во всяком случае, на коренную перемену, происшедшую впредставлении о ней. Выработанный им образ богини перешел и в новоеискусство, которое, с эпохи Возрождения и до наших дней, любилопередавать в ее лице идеал женской красоты и грации. В составныхкомпозициях и группах, античная скульптура и живопись сопровождалиАфродиту то Эротом, то Ареем, то Адонисом, то второстепеннымибожествами, каковы: Пайдиа (веселье), Пейфо (убеждение), Эвномия(гармоничность) и Хариты, или, в сюжетах из цикла легенд о Трое,выводили вместе с нею на сцену Париса, вручающего ей яблоко Гесперид, иЕлену (превосходный рельеф Неаполитанского музея). Л. Сомов.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Венера" в других словарях:

  • Венера — Венера …   Википедия

  • Венера-15 — Автоматическая межпланетная станция «Венера 15» …   Википедия

  • Венера-16 — Автоматическая межпланетная станция «Венера 16» …   Википедия

  • Венера-6 — Автоматическая межпланетная станция «Венера 6» АМС «Венер …   Википедия

  • Венера-7 — Автоматическая межпланетная станция «Венера 7» …   Википедия

  • Венера-4 — Автоматическая межпланетная станция «Венера 4» АМ …   Википедия

  • Венера-5 — Автоматическая межпланетная станция «Венера 5» АМС «Венера 5» …   Википедия

  • Венера-8 — Автоматическая межпланетная станция «Венера 8» АМС «Венера 8» …   Википедия

  • Венера-1 — Автоматическая межпланетная станция «Венера 1» …   Википедия

  • Венера-3 — Автоматическая межпланетная станция 3МВ 3 №1 АМС «Венера 3» Запуск 16 ноября 1 …   Википедия

  • Венера-13 — Автоматическая межпланетная станция «Венера 13» …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»