Причащение

Причащение
Причащение - главнейшее из христианских таинств, установленное самимИ. Хр. (Иоан. VI, 31; Матф. XXVI, 26 - 28; Map. XlV, 22 - 24; Луки XXII,19 - 20 и 1 Кор. XI, 23 - 25). К П. допускаются в церкви православнойвсе ее члены, после должного приготовления постом и покаянием.Православная церковь преподает таинство и младенцам (причащая их однойкровью И. Хр.), чего не делает церковь католическая, которая, крометого, не удостаивает мирян чаши. П., по учению церкви, делаетпричастников "стелесниками" И. Хр., с кровными ему, христоносцами,участниками божеского естества; оно споспешествует укреплению ипреуспеянию христианина в нравственной жизни, оживляет душу, освящает,соделывает твердыми в подвигах добра. Правосл. церковь учит, что тело икровь Христовы, вкушаемые верными - в тоже время умилостивительнаяжертва, приносимая Богу за живых и умерших. Эта жертва совершеннотождественна с жертвой крестной, отличаясь от нее лишь по образу иобстоятельствам жертвоприношения. Относительно совершения таинства П.существует обширное законодательство древней церкви и новое (полныйобзор его см. в "Правосл. Собеседнике", 1859 г.). В каждой церкви должныпостоянно иметься запасные св. дары для П. больных. Во весь апостольский век литургия совершалась ежедневно и всеприсутствовавшие обязательно причащались за каждой литургией. Нынехристиане не считают себя достойными приступать к П. часто, а особенно -ежедневно. Поэтому церковью установлено, в случае нежелания илиневозможности причащаться чаще, приступать к таинству не менее одногораза в год. По 50-му правилу карфагенского собора, П. должно быть допринятия пищи. В древности причащались отдельно тела Христова, котороесвященник давал причащающемуся на руки, сложенные крестообразно, и св.крови, которую давали вкушать из общей чаши диаконы. Неизвестно сточностью, с какого времени стали причащать лжицей вместо тела и кровиХристовых. Во времена трулльского собора было еще раздельное П. За П.брать плату запрещено 23 прав. VI всел. собора. В древнейшие временапричащению предшествовало преломление евхаристийного хлеба, по примерупреломления хлеба, данному И. Христом на тайной вечере. В одних церквахпреломление следовало непосредственно за освящением даров (у греков), вдругих - совершалось непосредственно перед раздаянием их причащающимся.У латинян каждый хлеб делили на три части, у греков - на четыре. Вдругих местах на Востоке дважды преломлялся хлеб: сразу после освящениядаров - на три части и перед причащением - каждая из трех частейраздроблялась на мельчайшие части. У мозарабов хлеб делили на девятьчастей, из которых каждая знаменовала одно из событий жизни И. Хр. После"святая святым" подходили к П. епископ, за ним - пресвитеры, остальнойклир, аскеты, женщины - диаконессы, девы, вдовы, - дети, наконец всепрочие присутствовавшие. Из "Постановлений апостольских" видно, чтораздавал П. сам епископ, но по словам Иустина, в его время епископсовершал лишь освящение даров, а раздаяние даров было делом диаконов. Впоследующее время епископ и пресвитеры раздавали св. хлеб, а чашу свином подавали причащающимся диаконы(Киприан, "Dе lapsis"). С разрешенияепископа диаконы преподавали иногда и то, и другое мирянам, под надзоромпресвитера. Что касается части храма, в которой происходило П., то вэтом отношении порядок в древних церквах был неодинаковый. В Испании калтарю допускались только священники и диаконы; прочие клирикиприобщались на клиросе, миряне - на амвоне (собор толедск. IV). У грековв алтаре причащались священники и диаконы; это право их было утвержденособором трулльским. В Галлии мирянам дозволено было причащаться наклиросе, куда, после слов "святая святых", впускались даже женщины.Причащались миряне стоя или коленопреклоненные, пресвитеры - стоя, ноперед самым П. простираясь ниц пред алтарем (Златоуст). От второго илитретьего века в 18З7 г. найдена надпись: "Esdie, pine labwn, icJun ekwnpalamaiV, т. е. яждь, пей, держа руками рыбу (символ, представлявшийначальные буквы слов: IhsouV CristoV nioV Qeou). Женщины принимали телоХристово в особый белый плат, названный от своего употребленияdominicale, после чего уже полагали его себе в рот. Этот обычайпродолжался (на Западе) до VII в. Брать голой рукой тело Христовоженщине запрещено было собором оксерским (прав. XXXVI). Св. кровьвсасывали из чаши посредством особого рода трубки, золотой илисеребряной (colamus, syphon). Обстоятельства происхождения этой трубкинеизвестны. Думают, что сначала причащающиеся вкушали кровь Христовупрямо из подаваемой диаконом большой чаши, приставляя уста к ее краям.Секки думает, что большая часть чаш, найденных в катакомбах -евхаристийные чаши, в которых диаконы подавали причащавшимся кровьХристову. В века гонений верные, совершавшие таинства в катакомбах идругих потаенных местах, после П. уносили с собой в дома оставшиесяосвященные частицы св. хлеба, которыми причащались дома сами, когдаимели нужду в подкреплении своей веры или когда готовились кмученичеству. Об этом свидетельствуют Иустин, Тертуллиан, Киприан, св.Василий Вел. Последний категорически говорит, что в его время "вАлександрии и в Египте вообще всякий даже мирянин имеет сосуд (koinonia)специально для домашнего П., и причащается когда хочет". Домашнее П.жены-христианки совершалось иногда тайно от мужа-язычника, П.мужа-христианина - от жены-язычницы, о чем говорит Тертуллиан. В случаеболезни или других обстоятельств, мешавших причащаться в храме, св.причастие к больному приносили на дом или диакон, или низший клирик, какэто видно из примера аколуфа Тарсиция, замученного язычниками за то, чтоне хотел выдать им тело Христово, которое нес. Иногда это поручалось имирянину. Верные, по свидетельству Григория Вел., могли брать П. с собойв путешествие. Клирики и миряне, когда несли св. дары, имели их в чистомполотенце, которое св. Амвросий называет oraria, или в сумке, повешеннойчерез шею на ленте, иногда - в чаше золотой, серебряной или глиняной.Вероятно также, что для этой цели употреблялись енколпии. Сосуды, вкоторых держалось причастие на домах (arсa), иногда были очень изящны.Такова ,например, arсa, имеющая вид маленькой башни, с голубем на верхуи с изображением молящегося сбоку, на одном саркофаге в усыпальницеватиканской. Собор карфагенский 397 г. (прав. 43) постановил, чтобы П.совершалось до принятия пищи, собор маконский (прав. VI) в 585 г.определил подвергать отлучению тех пресвитеров, которые нарушили бы этоправило. Д. В - в.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Причащение" в других словарях:

  • ПРИЧАЩЕНИЕ — ПРИЧАЩЕНИЕ, причащения, мн. нет, ср. (церк.). Один из обрядов (т.н. таинств) христианской церкви питье верующими церковного вина с кусочками просфоры или облатками. || Действие по гл. причастить в 1 знач. причащать и причаститься в 1 знач.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПРИЧАЩЕНИЕ — (евхаристия), в христианстве одно из главных таинств. Согласно христианскому вероучению, причащающиеся приобщаются к Христу, вкушая во время литургии хлеб и вино, в которых мистически претворяются его тело и кровь …   Современная энциклопедия

  • ПРИЧАЩЕНИЕ — (евхаристия) в христианстве одно из главных таинств. Согласно христианскому вероучению, причащающиеся верующие приобщаются к Христу, вкушая во время литургии хлеб и вино, символизирующие его тело и кровь …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПРИЧАЩЕНИЕ — ПРИЧАЩЕНИЕ, я, ср. Христианское таинство принятия причастия 2 (во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • причащение — сущ., кол во синонимов: 4 • евхаристия (7) • приобщение (14) • причастие (6) • …   Словарь синонимов

  • Причащение — больных особый вид преподания таинства евхаристии людям,по причине тяжкой болезни не могущим быть в храме при совершениитаинства на полной литургии и участвовать в принятии его. В такихслучаях уже древняя церковь посылала болящим св. дары на дом …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Причащение — (евхаристия), в христианстве одно из главных таинств. Согласно христианскому вероучению, причащающиеся приобщаются к Христу, вкушая во время литургии хлеб и вино, в которых мистически претворяются его тело и кровь.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • причащение — я; ср. Одно из семи таинств христианской церкви, состоящее в том, что верующие вкушают освящённые хлеб и вино, в которых воплощены тело и кровь Иисуса Христа, и тем самым приобщаются к нему; евхаристия. Первое п. Совершить обряд причащения. П.… …   Энциклопедический словарь

  • причащение — я, с., церк. В христианстве: обряд вкушения причастия, состоящего из хлеба (просвиры) и вина. Принять причащение. Синонимы: евхари/стия (церк.), прича/стие (церк.) Этимология: Происхождение связано с часть, которое развилось из общеславянского *… …   Популярный словарь русского языка

  • Причащение — Евхаристия (Сандро Боттичелли, 1495 год) Евхаристия (греч. ευχαριστία  благодарение), Святое Причастие  главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд; у православных, католиков, лютеран  Таинство, при котором верующие… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»