- Канцона
- Канцона (la canzone, от латинского cantio) - название старейшей формыитальянской лирики, встречающейся и в провансальской (canso) и старофранцузской (chanson) поэзии. Для неё иногда употребляется специальноеназвание Canzone Petrarchesca или Toscana, в отличие от позднейших форм,Canzone Pindarica и Anacreontica. К. - лирическое стихотворение внесколько строф (stanze), которые имеют совершенно то же количествостихов, тот же размер и то же расположение рифм, но обыкновеннокончаются строфой более короткой. У Петрарки в К. не более 10 и не менее5 строф; в новейших К. число строф доходит до 20, 40, даже 80 строф.Количество стихов каждой строфы у Данта и Петрарки варьирует между 9 и20. строфа делится на две части; вторую часть начальной рифмой любилисоединять с последним стихом первой (concatenatio). Чередование рифмсначала было свободно; впоследствии пример Данта и ещё более - Петрарки,стал законом. Стихи при серьезных сюжетах большей частью в 11 стоп,перемежаясь изредка 7-стопными, а при лёгком и весёлом содержании -большей частью 7-и стопные. Заключительная строфа наз. ripresa (принятиевновь), commiato (припев), congedo (прощание), licenza (отпуск), tornata(возвращение) или просто chiusa (заключение) и заключавшая в себеобыкновенно обращение поэта к стихотворению, - обычай провансальскойпоэзии, - редко отсутствует у Данта и Петрарки. Кроме этих правильныхформ К., существовала уже очень рано Canzone distesa (распространенная)или Canzone di stanza continua, в которой каждая строфа, сама по себе,была без рифм, но каждый стих рифмовался с соответствующим ему востальных строфах. Позднейшие поэты оставили эту слишком искусственнуюформу. В конце XVI ст. К. стали отклоняться от типа CanzonePetrarchesca. Уже Тассо, для соединения строф, ввёл различныестихотворные "игрушки", которые он называл catene (цепи) и monili(ожерелья). Ещё более свободы позволил себе Киабрера (Chiabrera),которого т. наз. канцонетты, написанные более короткими стихами истрофами с произвольной рифмой, проложили дорогу К.-анакреонтикам, пообразцу песен Анакреона представляющим легкое стихотворение в короткихстрофах. В подражание Пиндару, в ХVI в. возникла Canzone Pindarica илиalla greca, которую можно встретить у Аламанни, Триссино, Минтерно иособенно у Киабреры. Она составлена из одно- или многократной комбинации3 строф: strofa, antistrofa и epodo; из них первые соответствуют другдругу в построении. Так называемая Canzone a ballo или Ballata, которуюне следует смешивать с северной "балладой", столь же стара как и CanzonePetrarchesca и, вероятно, народного происхождения; совершенно такой жетип стихотворений был в ходу и в Провансе, и северной Франции. Эта К.пелась при танцах; первые стихи (ripresa) пел хор, следующую строфу илистрофы один голос, после чего опять вступал хор и т.д.; строфу в нейзаканчивает последний стих ripres'ы. Ballata допускает любой род стихови предпочитает Rimalmezzo (внутреннюю рифму). Эти Canzone а balloособенно были в ходу в XV в. в кругу Лоренцо де'Медичи; особый род ихназывался фроттолами (Frottola). О староитальянской К. писал уже в 1332г. Антонио да Темпо: "Summa artis rithmici" (изд. Grion, Болонья, 1869)и около 1850 г. Джидино да СоммаКампанья, в "Trattato dei ritmi volgari"(изд. Giulgiari, Бол., 1870). О всех родах К. ср. Blanc, "Grammatik derital. Sprache" (Галле, 1844).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.