Канон

Канон
Канон (греч. kanwn, буквально - прямой шест - всякая мера,определяющая прямое направление: ватерпас, линейка, наугольник). I. В древней Греции композиторы, грамматики, философы, медики этимсловом называли свод основных положений или правил по своейспециальности, имевших аксиоматический или догматически характер (то,что позже, в эпоху схоластики, наз. summa, напр. summa philosophiae). Удревних греческих юристов kanw(означал то же, что у юристов римскихregula juris - краткое положение, тезис, извлеченный из действующегоправа и представляющий схему для решения того или другого частногоюридического вопроса. II. Во времена христианства это название прежде всего, еще в эпохуапостолов, было усвоено тем правилам церковным, которые происходили отсамого И. Христа и апостолов, или были установлены церковью в пределахданных ей от И. Христа и апостолов полномочий, или, наконец, былиустановлены хотя и государством, но применительно к основанной набожественных заповедях компетенции собственно церковной. Имея формуположительных определений и нося на себе внешнюю церковную санкцию, этиправила назывались К., в отличие от тех постановлений о церкви, которые,исходя от власти государственной, охраняются ее санкцией иосуществляются ее силой. Последним в юридической греко-римскойлитературе усвояется название закона - nomoV, общее со всеми законамигосударства. По мнению византийских канонистов (Вальсамона, Властаря идр.), а также некоторых новейших ученых, каноны имеют большую силу, чемзаконы, так как последние издавались только греко-римскими императорами,а каноны - святыми отцами церкви, с утверждения императоров, вследствиечего К. принадлежит авторитет обеих властей - церковной игосударственной. В обширном смысле К. называются все постановленияцеркви, как относящиеся к вероучению, так и касающиеся устройствацеркви, её учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковногообщества, а иногда и творенья отдельных отцов церкви (напр. "KanwnekklhsiastikoV" Климента Александрийского). После того, как церковьстала свое вероучение излагать в общецерковных символах, слово К.получило более специальное значение - постановления вселенского собора,относящегося к устройству церкви, её управлению, учреждениям, дисциплинеи жизни. В этом значении слово К. окончательно узаконено 1 и 2 правиламитрулльского собора. Поэтому в сборниках церковных К. хотя находятся исимволы, и догматы, но лишь настолько, насколько они входят в составопределений соборов. Затем, обыкновенно, различают К. всеобщие(kaJolikoi, genikoi kanoneV) и частные или местные (topikoi, idikoikanoneV), а некоторые канонисты, кроме того - К. личные (prosopikoi).Большинство ученых, с Вальсамоном во главе, постановлений, касающихсяотдельных лиц, не признают за К., по силе принципа: jura non in singulas personas, sed generaliter constituntur. Определениями вселенскихсоборов VI и VII в. К. церковные признаются "неотменными","несокрушимыми" и "непоколебимыми"; но эти определения, по самомусуществу дела, допускают ограничения и исключения. Ученые канонистыразличают К. действующие и прекратившие действие. К неотменнодействующим К. относятся лишь К. всеобщие, касающиеся предметов веры, атакже существенных оснований общецерковного устройства и дисциплины.Церковный К., обусловленный обстоятельствами времени, приостанавливаетдействие К. более древнего, в чём они не согласуются Один с другим, и всвою очередь может подлежать отмене по миновании обстоятельств, еговызвавших. Иногда позднейший К. считается не отменой более древнего,относящегося к тому же предмету, а лишь его разъяснением. Устноепредание получает характер К. лишь после того как оно оформлено впостановлении собора. К. соборов вселенских исправляют и отменяютпостановления соборов поместных. Иные К. признаются утратившими своюсилу вследствие изменившегося порядка жизни церковной, а равно приналичности несогласных с ними государственных законов. Из постановленийсоборов сначала название К. усвоялось лишь правилам соборов вселенских.Трулльскй собор возвёл на степень К., равных по силе и ненарушимостипостановлениям вселенских соборов, правила девяти поместных соборов:анкирского, неокесарийского, гангрского, антиохийского, лаодикийского,сардикийского, карфагенского и константинопольского, затем правила такназываемые апостольские и правила, извлеченные из творений тринадцатиотцов церкви: Дионисия Александрийского, Петра Александрийского,Григория Неокесарийского, Афанасия Александрийского, Василия Великого,Григория Нисского, Феофила Александрийского, Григория Богослова,Амфилохия Иконийского, Тимофея Александрийского, КириллаАлександрийского, Геннадия Константинопольского и КиприанаКарфагенского. Впоследствии к К. причислены правила константинопольскогособора 861 г., так называемого двукратного или второпервого, иконстантинопольского собора 879 г., бывшего в храме Софии. Всех К.православной церкви 762. Древнейший сборник, воспроизводящий первобытнуюцерковную практику - так назыв. постановления апостольские (diatagai twnagiwn apostolwn), о которых упоминает в III в. Ириной Лионский, а в IVв. Афанасий Александрийский и Епифаний Кипрский, - в первоначальномсвоем виде не дошел до нас, а в том виде, в каком он сохранился от V в.,содержит много примесей и искажений, вследствие чего собор трулльский(692 г.) воспретил пользоваться им, как источником каноническим, и онимеет значение лишь исторического материала. Другой сборник древнейшихК. церкви, известный под именем правил св. апостолов, составлениекоторого в нем самом приписывается Клименту (отнюдь не римскомуепископу, как думали до позднейшего времени), сначала имел значение лишьместное, и хотя еще 1-й вселенский собор ссылался на некоторые егоправила, но в настоящем своем виде он получил начало, по мнению проф.Лашкарева, не ранее половины V в. Дионисий Малый знал его (и перевел налатинский язык) лишь в числе 50 правил; но Иоанн Схоластик и затемтрулльский собор признали его подлинным в полном составе 85 правил.Первым кодексом церковных К., бывшим в употреблении со времен имп.Константина Великого, был сборник правил собора никейского, дополненныхправилами поместных соборов анкирского, неокесарийского и гангрского, апозже - и антиохийского; он был составлен в период времени междуникейским и константинопольским вселенскими соборами, на Востоке, ипополнялся, затем, постановлениями позднейших соборов. В половине VIвека в его состав входят вышеупомянутые апостольские правила.Кодификация государственных законов греко-римской империи при Юстинианевызвала подобные же работы и со стороны церкви, по отношению как к еёсобственным К., так и по отношению к государственным законам поцерковным вопросам. Отсюда получили свое начало так называемыеномоканоны. В настоящее время кодексом действующих церковных К. вгреческой церкви служит Пидалион (phdalion - руль на корабле),составленный греч. учеными в 1793 - 1800 гг., на основании, главнымобразом, синтагмы патр. Фотия. К тексту К. присоединены: 1) толкованияЗонары, Аристина (составившего в XII в. "толкование на синопсис К.") иВальсамон; 2) правила Иоанна Постника, Никифора и Николая патр.константинопольских, и 3) несколько статей, относящихся к областибрачного права и формальностей церк. делопроизводства. Такое же значениеимеет и Синтагма (suntagma), изд. в Афинах в 1852 - 59 г. Русскаяцерковь, при самом своем начале принявшая, вместе с вероучением,церковное право Византии, в виде номоканона (получившего на Руси имяКормчей), доселе не имеет полного кодекса действующих ныне церковныхзаконов и постановлений, так что, по справедливому замечанию одного изсовременных канонистов русских, за одно и тоже церковное закононарушениеодин епископ может присудить одно наказание, основываясь на одномправиле, другой епископ - другое, руководясь другим законом. Имеетсялишь полное собрание, в хронологическом порядке, К. древней вселенскойцеркви, под названием книги правил, издаваемой от лица св. синода. Внедавнее время (1873 - 1878 гг.) московским обществом любителейдуховного просвещения, по мысли протопресвитера М.И. Богословского, подредакцией сначала проф. А.Ф. Лаврова, а потом проф. А.С. Павлова,сделано научное издание этих правил - греческого их подлинника иславянского перевода, параллельно с толкованиями Зонары, Аристина иВальсамона. Хронологическое "Собрание постановлений по ведомству св.Синода" едва начато синодальной архивной комиссией (с 1869 по 1894 г.издано семь томов, обнимающих время с 1721 по 1733 г. включительно). См.Biener, "De collectionibus canonum ecclesiae Graecae" (Берл. 1827);Bickell, "Geschichte des Kirchenreebts" (Гиссен, 1843); Zacharia vonLingenthal, "Die griechischen Nomocanonen" (СПб., 1877); проф. М.Остроумов, "Курс православного Церковного права. Ч. 1-я. Источникицерковного права" (Харьков, 1894; в этом сочинении рассмотрена всядревняя и новая литература предмета); проф. П. Лашкарев, "Правоцерковное в его основах и источниках" (Киев, 1889); проф. Н. Заозерский,"Очерки кодификации церк. права", в "Чтен. моск. общ. любит. духовн.просвещ." (1881 - 1883); его же, "Исторический обзор источниковцерковного права" (М., 1891). III. Кроме отдельных постановлений церковных, название К., сприсоединением эпитета: церковный, усвояется их целому составу."Церковный К." церкви вселенской большинством канонистов считаетсязавершившимся, в Х веке, с изданием номоканона Фотия. Состоявшиеся послетого церковные постановления на православном Востоке и в церкви русскойпризнаются местными или частными К. (idikoi, topikoi). IV. Название К., с присоединением слов священный, библейский, усвоеносоставу тех священных книг Ветхого ("Ветхозаветный К.") и Нового("Новозаветный К.") Завета, которые признаются церковью боговдохновенными служат первоисточниками и нормами веры. В этом смысле сначала самоеучение церкви назыв. в древней церкви (у Иринея Лионского и др.) kanwn,kanwn thV pistewV, thV alhJeiaV; затем оно перенесено и на состав техкниг, которые содержат в себе это учение (в первый раз - у Оригена:"Scripturae canonicae"). Многие ученые, по примеру Землера, объясняютслово К. в применении к Св. Писанию в смысле каталога или списка книг,назначенных для чтения в церкви, так что этим названием не обозначаетсяеще ни боговдохновенность их, ни значение источника норм веры. Но хотяэто слово иногда употреблялось в значении каталога, однако, вбольшинстве случаев, оно означало norma, regula (fidei); в IV же в. оноуже исключительно применялось к составу книг боговдохновенных. Ср. проф,В.Г. Рождественский, "История новозаветного К." ("Христ. Чтение", 1873 -1874); архим. Михаил, "Библейский К. Св. Писания Ветхого и НовогоЗавета" ("Чтения в обществе любит. дух. Просвещения", 1872); А. В.Горский, "К вопросу о происхождении К., против Баура" (в "Чтенияхобщества дух. Просвещения", 1877); Ник. Елеонский, "О времени завершенияновозаветного К." там же, 1877); А. В. Горский, "Образование канонаНового Завета" ("Прибавления к творениям св. Отцов", 1871); Keil,"Lehrbuch der historischkritischen Einleitung in die kanonischen undapokryphischen Schriften des Alten Testaments" (1873); Guericke,"Neutestamentliche Isagogik" (Лпц., 1868; русский перев., М., 1869). V. В правилах вселенских соборов и св. отцов словом К. обозначаетсятакже составлявшийся для нужд епархиального управления список иликаталог (katalogoV) священнослужителей и церковнослужителей известнойепархии; отсюда произошло древнее название каноники (kanonikni,canonici). VI. Словом К. называется, наконец, особая группа христ. богослужебныхпеснопений, входящих в состав утрени и связанных в одно целое единствомпредмета (напр. - прославление того или иного святого или события изевангельской истории). Каждый канон разделяется на песни (wdh), каждаяпеснь в свою очередь состоит из ирмоса и нескольких более краткихчастей, называемых стихами (sticoV). Обыкновенное число песен в каноне -девять или восемь ("полный канон"); но есть каноны из четырех, трех идвух песен, называемые четверопеснцами, трипеснцами и двупеснцами. Вполных К. каждая песнь имеет свой особый предмет, заимствуемый из песен,находящихся в Св. Писании, применительно к общей теме К. Каждому стихуК. предшествует соответственный главному предмету всего К. "припев",например в К, воскресном - "слава, Господи, святому воскресению твоему".Ради краткости поются из К. лишь ирмосы припевы же и стихи читаются.Единственный К., который поется весь - пасхальный, на утрене светлогоВоскресения. - К. составляют самый обширный отдел христианскойгимнологии; их писали лучшие гимнологи восточной церкви - АндрейКритский, Козьма Маюмский, Феодор Студит и др. Один св. Иоанн Дамаскинсоставил 64 К. Значительная часть их написана в греческом подлинникехорошими метрическими стихами; некоторые, кроме того, имеют акростихи изначальных букв главных стихов К. Эта черта греческих К. удержаласьотчасти и в К. русского происхождения: так, в К. св. Димитрию царевичуиз начальных букв главных стихов образуется фраза: "хвалю славу царевичаДимитрия". Все ныне употребляемые при богослужении К. имеются в хорошихпрозаических переводах протопресвитера М.И. Богословского и проф. Е.И.Ловягина. Единственный опыт перевода стихотворного, равного, похудожественным красотам, достоинствам подлинника, встречается в поэмеграфа Алексея Толстого: "Иоанн Дамаскин". См. apxиeп. Филарет(черниговский), "Обзор песнопений и песнопевцев Восточной церкви"(1857). Н. Барсов.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Канон" в других словарях:

  • КАНОН — художественный (греч. kanon норма, правило) в эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в к. л. исторический период или в каком то художественном направлении и закрепляющих основные… …   Философская энциклопедия

  • КАНОН — (греч. kanon правило). 1) установления апостолов, вселенских соборов и поместных, относящиеся к вере и церковным обрядам. 2) церковная песнь в похвалу праздника или святого. 3) шрифт употребляемый ныне только в заглавиях книги. Словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Канон — (греч. kanon норма, правило) В эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в какой либо исторический период или в каком то художественном направлении и закрепляющих основные структурные… …   Энциклопедия культурологии

  • Канон — (от греческого kanon норма, правило), свод положений, имеющих обязательный характер: 1) библейский канон совокупность книг Библии, признаваемых церковью боговдохновенными и применяемых в богослужении в качестве Священного Писания; 2) церковный… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КАНОН — КАНОН, канона, муж. (греч. kanon). 1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т.п.), утвержденное какой нибудь верховной церковной инстанцией (церк.). 2. Совокупность художественных …   Толковый словарь Ушакова

  • КАНОН — (от греч. kanon норма правило), свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон совокупность книг Библии, признаваемых церковью боговдохновенными , применяемых в богослужении в качестве Священного писания . Канон православной …   Большой Энциклопедический словарь

  • канон — церковная песнь, в похвалу святого или праздника церкви, читаемая на заутренях и вечернях (Даль) См …   Словарь синонимов

  • Канон — (от греч. kanon норма, правило), свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «Священного писания». Канон… …   Политология. Словарь.

  • Канон —         (греч. kanon правило, мерило), в изобразительном искусстве совокупность твёрдо установленных правил, определяющих в художественных произведениях нормы композиции и колорита, систему пропорций либо иконографию данного типа изображения;… …   Художественная энциклопедия

  • КАНОН — жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1 я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4 6) тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в. ( Великий канон Андрея Китского) …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»