слог в стихосложении

  • 61АМФИМАКР — (греч. amphimakros, от amphi по обе стороны, и makros длинный). Размер стиха, состоящий из трехсложной стопы, в которой средний слог короткий, а крайние длинные. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… …

    Словарь иностранных слов русского языка

  • 62Тоническое стихосложение — (от греч. τονος ударение) 1) Стихосложение, осн. на соизмеримости строк по числу ударений (полнозначных слов), кол во безударных слогов между ударными относит. произвольно. В тонич. стихе любая гр. слогов, подчиненная одному ударению, равна любой …

    Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • 63Стопа, ритмическая единица — (Fuss, pied от обыкновения отбивать такт ногой) простейшая ритмическая единица в стихотворной речи, состоящая из одного повышения и одного понижения, т. е. в русском стихосложении из одного слога с ударением и одного или двух слогов без ударения …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 64ямб — (греч. iambos), 1) тип стопы в силлабо метрическом стихосложении из двух слогов: первый – краткий, второй – долгий (u ). 2) Тип силлабо тонического метра. В его стопах – по два слога, ударение стоит на втором. В случае пропуска ударения стопа… …

    Литературная энциклопедия

  • 65метрическое стихосложение — (от греч. métron  мера) (точнее, силлабо метрическое стихосложение), система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в стихе; так, в античном метрическом стихосложении единицей измерения стиха …

    Энциклопедический словарь

  • 66Гиперкаталектика — (от др. греч. ὑπερκατάληκτος, содержащий лишнее количество слогов)  в метрическом и силлабо тоническом стихосложении, понятие окончания стиха стопой, в состав которой включен дополнительный слог. Напр. гиперкаталектический дактилический… …

    Википедия

  • 67Хориямб — (от др. греч. χορίαμβος)  понятие из теории стихосложения: в силлаботоническом стихосложении  сверхсхемное ударение, когда в стихотворении, написанном ямбом (обычно четырёхстопным), в одной стопе словесное ударение падает на первый слог …

    Википедия

  • 68Арсис —         и Тесис (греч. подъем и опускание), первоначально при декламации античных стихов под музыкальное сопровождение слабый такт обозначался дирижером поднятием (А.) ноги или пальца, а сильный такт их опусканием (Т.). Отсюда и соответствовавшие …

    Словарь античности

  • 69Анапест — (от греч. αναπιπτω обратный (дактилю), букв. отраженный назад) в силлабо тонич. системе стихосложения метр, образуемый 3 сложными стопами с сильным местом на 3 м слоге; сильное место обычно заполняется ударным, слабые безударными слогами (схема А …

    Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • 70ИОАНН ДЕ ГАРЛАНДИА — [Иоанн де Гарландия; лат. Johannes de Garlandia], зап. муз. теоретик. Его имя упоминается с кон. XIII в. в связи с трактатами «De plana musica» (О ровной музыке) и «De mensurabili musica» (О мензуральной (размеренной) музыке), составление которых …

    Православная энциклопедия