полтона
41РИМАНОВСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ — – новая аккордовая терминология и цифровка, введенная автором этого словаря Г. Риманом в его музык. теоретических сочинениях и называемая им Klangschlüssel ( Созвуковый ключ ). Обозначения эти введены вместо обычных обозначений генерал баса …
42Арфа — (нем. Harfe) щипковый инструмент древнего происхождения. Современная А. имеет 46 струн (настроены диатонически в до бемоль мажоре), натянутых вертикально на раме с резонатором. Для извлечения хроматических звуков и перестройки в другие… …
43Дорийский лад — (музыкальный) наименование одного из древнегреческих ладов, а также иного по структуре средневекового лада и соответствующего натурального лада. Натуральный Д. л. можно представить как натуральный минор, в котором 6 я ступень повышена на… …
44B — (Си бемоль) седьмая ступень (Si) гаммы Do, пониженная на полтона. Эта буква служит для сокращения названия: B = Basso, cB = col Basso (с басом); Contra Basso (контрабас); В.С. = Basso continuo; bb означает двойное понижение (дубль бемоль )… …
45B — (Си бемоль) седьмая ступень (Si) гаммы Do, пониженная на полтона. Эта буква служит для сокращения названия: B = Basso, cB = col Basso (с басом); Contra Basso (контрабас); В.С. = Basso continuo; bb означает двойное понижение (дубль бемоль )… …
46Hes — то же, что b или си бемоль, т. е. на полтона пониженная нота h. Heses двояко пониженное h. Чаще Hes заменяется названием b, a Heses bb …
47His — или си диез название на полтона повышенной ноты Н. Hisis двояко повышенное h …
48Semi — (лат.) половина, малая. S. brevis полукороткая нота (см. Мензуральная теория). S. croma (итал.) шестнадцатая, S. diapente, в старинной музыке уменьшенная квинта, S. diatesseron уменьшенная кварта, S. ditono (итал.) малая терция, S. tonium (лат.)… …
49Transpositeur — изобретенное Роллером в Париже фортепиано, в котором клавиатура передвигается: каждая клавиша, будучи передвинута, дает звук на полтона, тон, полтора тона и т. д. выше или ниже, смотря по надобности. Механизм этот допускает передвижение… …
50Скордатура — перестройка инструмента, в особенности скрипки, для облегчения исполнения трудных пассажей; напр., чтобы сыграть трудный пассаж в ми бемоль миноре, в котором не встречаются пустые струны, перестраивают скрипку на полтона выше, вследствие чего… …