основоположение

  • 61 принцип — См. закон …

    Словарь синонимов

  • 62 АВТОНОМИЯ И ГЕТЕРОНОМИЯ —     АВТОНОМИЯ И ГЕТЕРОНОМИЯ в практической философии Канта два противоположных и в нравственном отношении решающих качества определения воли к хотению и поступку. Автономной является воля, которая сама дает закон своего действия или может… …

    Философская энциклопедия

  • 63 КОНСТИТУТИВНЫЕ И РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ —     КОНСТИТУТИВНЫЕ И РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ (нем. konstitutiv und regulativ от лат. constitutivus определяющий, и reguläre направлять) термины кантовской философии. Конститутивными Кант называет такие положения, которые, будучи субъективными… …

    Философская энциклопедия

  • 64 “КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА” —     “КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА” (Kritik der reinen Vernunft) сочинение И. Канта. 1 е издание вышло в Риге в 1781. Под влиянием упреков в непонятности текста Кант выпустил в 1787 в Риге 2 е, существенно доработанное издание, которое по рекомендации… …

    Философская энциклопедия

  • 65 “НАУКОУЧЕНИЕ” —     “НАУКОУЧЕНИЕ” (“Wissenschaftslehre”) общее обозначение комплекса сочинений Фихте, в которых он на протяжении всей жизни перерабатывал и развивал свое “учение о науке”, отождествлявшееся им с философией вообще как “знанием знания”, “наукой о… …

    Философская энциклопедия

  • 66 ТАГОР —     ТАГОР (Thäkur) Рабиндранат (7 мая 1861, Калькутта 7 августа 1941, там же) индийский поэт, писатель, философ, общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии (1913). Мировоззрение Тагора складывалось под влиянием представлений Упанишад,… …

    Философская энциклопедия

  • 67 ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ —     ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ (нем transzendentale Einheit der Apperzeption) понятие философии Канта, введенное им в “Критике чистого разума” Апперцепцией вообще Кант называет самосознание, разделяя эмпирическую и первоначальную… …

    Философская энциклопедия

  • 68 обоснование морали —         ОБОСНОВАНИЕ МОРАЛИ способ и процедура убеждения рационально мыслящего субъекта в необходимости принятия в качестве собственной внутренней установки некоторой системы моральных ценностей или какой то частной моральной позиции, выраженной в …

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • 69 КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА — ( Kritik der praktischen Vernunft . Riga, 1788) вторая после Критики чистого разума работа Канта, в которой излагается его учение о нравственности критическая этика или метафизика нравов. На русском языке книга была впервые опубликована в 1879 в… …

    История Философии: Энциклопедия

  • 70 НЕ-Я — противополагаемый Я один из членов второго основоположения наукоучения Фихте, гласящего: Я полагает Н. или Я полагает Н. в Я . Исходным требованием всей философии Фихте является осуществление акта самополагания ( Я полагает само себя ),… …

    История Философии: Энциклопедия

  • 71 РИКЕР Поль (р. в 1913) — французский философ, профессор Сорбонны (1956), Страсбургского и Чикагского университетов, почетный доктор более чем 30 университетов мира. В 1952 возглавил кафедру истории философии в университете Страсбурга. Ученик Марселя. Также особо отмечал… …

    История Философии: Энциклопедия

  • 72 ЯСПЕРС Карл (1883-1969) — немецкий философ и психиатр, один из создателей экзистенциализма. Доктор медицины (1909). Доктор психологии (1913). Профессор психологии (с 1916), профессор философии (с 1922) Гейдельбергского (1916 1937, 1945 1948) и Базельского университетов… …

    История Философии: Энциклопедия

  • 73 ЯСПЕРС (JASPERS) Карл — (1883 1969) нем. философ. Изучал право в ун тах Гейдельберга и Мюнхена, медицину и психиатрию в ун тах Берлина, Геттингена и Гейдельберга. В 1908 15 работал в психиатрической клинике Гейдельберга. В 1913 защитил на кафедре Виндельбанда… …

    Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • 74 Фихте Иоганн Готлиб — (1762 1814) немецкий философ. Родился в семье ремесленника ткача в саксонской деревне. Детские и юношеские годы его прошли в материальной нужде. Учился в Иенском и Лейденском университетах. От карьеры пастора отказался, зарабатывая частными… …

    Великие философы: учебный словарь-справочник

  • 75 Кроче Бенедетто — Идеализм в Италии до Кроче и Джентиле     Вряд ли случаен тот факт, что именно Неаполь стал в известном смысле колыбелью итальянского идеализма. В Неаполитанском университете преподавали Аугусто Вера (1813 1885) и Бертрандо Спавента (1817 1883),… …

    Западная философия от истоков до наших дней

  • 76 институт —    1) Название некоторых высших учебных заведений и научно исследовательских учреждений;    2) привилегированное женское среднее учебное заведение закрытого типа в дореволюционной России;    3) совокупность норм права в какой л. области… …

    Историко-этимологический словарь латинских заимствований

  • 77 Апперцепция —  Апперцепция  ♦ Aperception    Восприятие восприятия, т. е. восприятие себя в качестве воспринимающего, иными словами, самосознание, без которого невозможно осознание чего бы то ни было. Кант называет трансцендентальной апперцепцией самосознание …

    Философский словарь Спонвиля

  • 78 Богословие эстетическое —    условное название всей сферы библейских идей, понятий, проблем, образов, имеющих непосредственное отношение к миру искусства, а также всех тех художественноэстетических ценностей, которые так или иначе связаны с библейской проблематикой и… …

    Эстетика. Энциклопедический словарь

  • 79 АТЕИЗМ — [от греч. ἄθεος отвергающий богов, лишенный Божества, безбожник], отрицание Бога, безбожие; с православно богословской т. зр. неверие в Бога Иисуса Христа и отрицание Его существования; связанная с этим отрицанием абсолютизация тварных сил мира… …

    Православная энциклопедия

  • 80 ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ — [лат. theologia naturalis], термин, очерчивающий особую область философско богословских размышлений и исследований, общей характерной чертой к рых является признание в качестве отправного факта того, что всякий человек естественным образом… …

    Православная энциклопедия


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.