домоводство

  • 121КОЛУМБИЯ — Республика Колумбия (Reptiblika de Colombia), гос во на С. З. Юж. Америки. Пл. св. 1,1 млн. км2. Нас. 30,3 млн. чел. (1989). Офиц. яз. испанский. Столица г. Богота. Первыми уч. заведениями на терр. К. были семинарии, основанные иезуитами в 1605 в …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 122МАЛИ — Республика Мали (Republique du Mali), гос во в Зап. Африке. Пл. 1240 тыс. км2. Нас. 8 млн. чел. (1990, оценка). Офиц. яз. французский. Столица Бамако. Первые школы (мусульманские) появились на терр. М. в 14 в. В 5 18 вв. Значит. центрами ср. век …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 123МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БЛАГОРОДНЫЙ ПАНСИОН — Вольный благородный пансион при Московском университете, закрытое ср. уч. заведение для мальчиков из знатных дворянских семей. Был организован в 1776 как интернат при университетской (академической) гимназии с целью привлечь дворянство к обучению …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 124МЬЯНМА — Союз Мьянма, гос во на Ю. В. Азии, Пл. 678 тыс. км2. Нас. 38,6 млн. чел. (1988, оценка). Офиц. яз. бирманский. Столица Янгон (Рангун). До брит, колонизации (с нач. 19 в.) М. была страной со сравнительно высоким уровнем грамотности. Каждый мальчик …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 125НЕПАЛ — Королевство Непал, гос во в Юж Азии, в центр части Гималаев Пл 147,2 тыс км2 Нас ев 19 млн чел (1993) Офиц яз непальский (непали) Столица Катманду До сер. 19 в в Непале существовали лишь школы при буддийских монастырях и храмах, к рые содержались …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 126НИДЕРЛАНДЫ — (№ederland), Королевство Нидерландов, гос во в Зап Европе Пл 36,9 тыс км2 Нас 15,4 млн чел (1994) Офиц яз нидерландский (голландский) Столица Амстердам В нач. 90 х гг. 20 в среди населения в возрасте 25 64 лет нач. образование имели 16,7%,… …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 127ПИСТРАК — Моисей Михайлович [3(15).9.1888, Варшава, 25.12.1937, Москва], педагог, организатор нар. образования, дер пед. наук. Окончил физ. мат. ф т Варшавского ун та (1914). Пед. деятельность начал в 1906 преподавателем в частных школах Варшавы. В 1918 31 …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 128ГЕКСЛИ, Хаксли (HUXLEY), Томас Генри — (4.5.1825, Илинг, близ Лондона, 29.6.1895, Истборн, Сассекс), англ. естествоиспытатель, ближайший соратник Ч. Дарвина и популяризатор его учения. Иностр. ч. к. Петерб. АН (1864) C 1895 проф. Королевской горной школы. В 1871 80 секретарь, в 1883… …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 129ГОРБУНОВА-КАБЛУКОВА Минна Карловна — [21.5(2.6).1840, с. Ниж. Шкафт, ныне Пензенской обл., 1931], деятель проф. образования, первая рус. женщина статистик, писательница. Внучка латыш. просветителя Г. Меркела. Получила домашнее образование, сдала экзамен на звание учительницы. С 1860 …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 130ДЬЮИ Джон — (20.10.1859, Берлингтон, шт. Вермонт, 1.6.1952, Нью Йорк), амер. философ, психолог и педагог. Окончил Вермонтский ун т (1879). Проф. Мичиганского (1884 94), Чикагского (1894 1904) и Колумбийского (1904 30) ун тов. Развил новый вариант прагматизма …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 131ПИСТРАК Моисей Михайлович — [3(15).9.1888, Варшава, 25.12.1937, Москва], педагог, организатор нар. образования, д р пед. наук. Окончил физ. мат. ф т Варшавского ун та (1914). Пед. деятельность начал в 1906 преподавателем в частных школах Варшавы. В 1918 31 работал в… …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 132РОЛЛЕН Шарль Луи — (1661, Париж, 1741, там же), франц. историк и педагог. Преподавал в коллежах Парижа, был проф. риторики и красноречия и ректором Парижского ун та. Заведовал коллежем в Бове, откуда за связи с янсенистами был уволен (1702). В «Трактате об… …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 133СЛОВАКИЯ — (Slovensko), Словацкая Республика, гос во в Вост. Европе. Пл. 49 тыс. км2. Нас. 5 млн. чел. (1993). Офиц. язык словацкий. Столица Братислава. Начало шк. делу на терр. совр. С. положили Кирилл и Мефодий, основавшие в 9 в. в Нитре, одном из центров …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 134СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ — уровень образования, обеспечивающий сознательное, активное участие человека в жизни общества, способствующий его самостоят. проф. деятельности; даёт основу для высш. образования. Различают общее С. о. и среднее профессиональное образование. Осн.… …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 135ТАНЗАНИЯ — (Tanzania), Объединённая Республика Танзания, гос во в Вост. Африке. Пл. 945,1 тыс. км2. Нас. ок. 24 млн. чел. (1988). В составе населения св. 120 народов. Гос. языки английский и суахили. Столица Дар эс Салам. Культура Т. благодаря длительным (с …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 136ТРУДОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — уч. предмет в ср. общеобразоват. школе Рос. Федерации (до 1985/86 уч. г. трудовое обучение); один из осн. элементов системы подготовки школьников к труду, важное средство их проф. самоопределения. Осн. задача Т. и п. о. приобретение учащимися… …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 137ТУРЦИЯ, Турецкая Республика — гос во в Зап. Азии и Юго Вост. Европе. Пл. 780,6 тыс. км2. Нас. св. 56,5 млн. чел. (перепись, 1990), св. 80% турки, живут также курды, арабы, лазы и др. Офиц. яз. турецкий. Столица Анкара. Образование в Османской империи долгое время сохраняло… …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 138ТРУДОТЕРАПИЯ — (occupational therapy) лечение различных физических и психических заболеваний с помощью привлечения больных к определенным видам деятельности; это позволяет больным постоянно быть занятыми работой и достичь максимальной независимости во всех… …

    Толковый словарь по медицине

  • 139ДЬЮИ Джон — (1859 1952) амер. философ, педагог и психолог, представитель субъективно идеалистической, прагматической философии и педагогики, педоцентризма. Главное место в пед. процессе отводил деятельности детей, труду. Исключал из образовательного процесса …

    Педагогический словарь

  • 140КСЕНОФОНТ — (439–355 до н. э.)  – древнегреческий ученый. Родился в Афинах, принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии, ученик Сократа. Экономические взгляды К. изложены в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения… …

    Экономика от А до Я: Тематический справочник