варніца
121ДХАРМА — (от корня дхар поддерживать) то, на чем держится (нечто или мир, общество) важнейшее понятие инд. культуры. Эквивалента не имеет, контекстно переводится как правило , право , мораль , нравственность , религиозный долг , закон ,… …
122МИФОЛОГИЯ ИНДУИЗМА — комплекс мифологич. представлений, образов и сюжетов различного происхождения, объединенных в религиозной системе, сменившей к кон. I тыс. до н. э. в Индии древнюю религию ведийского брахманизма. Оттесненная в предшествующую эпоху с… …
123НЕПРИКАСАЕМЫЕ — принятое в лит ре общее наименование ряда каст, занимающих самое низкое место в кастовой иерархии, считающихся не входящими в систему четырех варн, обладающих, по брахманским представлениям, особой нечистотой и поэтому способных… …
124САНСКАРА — (исполнение, приукрашивание, обряд, ритуал) в широком смысле этого слова: различные ритуальные действия, в т. ч. жертвоприношения, способствующие совершенствованию лица или предмета. В узком смысле слова под С. понимают обряды жизненного… …
125ТРИВАРГА — (три разряда) 1) Три жизненных цели индуиста: дхарма, артха, кама. 2) Объединенное обозначение трех высших варн: брахманов, кшатриев, вайшьев. А. Дубянский …
126УПАНАЯНА — посвящение в ученичество, инициация, один из осн. обрядов жизненного цикла (санскара). Название от глагола упа ни (приводить), ибо отец приводил мальчика в дом учителя гуру. У. рассматривалась как второе рождение и была доступна лишь для… …
127ШУДРЫ — члены низшей из четырех варн в древней Индии. Согласно брахманским трактатам, обязанностью Ш. является услужение трем высшим варнам. Иногда эта обязанность расшифровывается как послушание, ремесло, актерство. Им не разрешалось совершать… …
128АШВАТТХА — (др. инд. asvattha , букв. «лошадиная стоянка»), в ведийской и индуистской мифологии сакральное фиговое дерево, наиболее частый и представительный вариант мирового дерева (см. Древо мировое) в Индии. Упоминается уже в «Ригведе» (I 135, 8; X 97,… …