ПОДВИГ


ПОДВИГ

ПОДВИГ

1.

В историческом развитии словаря русского литературного языка происходили сложные процессы взаимодействия, сцепления и переплетения народных восточнославянских слов и выражений с древнеславянскими (южнославянскими) или церковнославянскими. Вот пример: книжно-славянское слово наитие и народное выражение нашло — найдет — находит на кого-н (ср. «Ничего, — отвечал Якко, — вы не должны ее бояться; она больна, на нее находит...». В. Ф. Одоевский, «Саламандра»), и фразеологический оборот, в котором произошло сочетание книжно-славянского, по происхождению греческого, и народного слов: стих (такой) нашел на кого-н.

Очень интересно изменение значений слова подвиг, которое вошло в древнерусский литературный язык из старославянского. Книжно-славянское происхождение слова по́двиг является его смысловым строем и его структурно-морфологическими, словообразовательными, родственными связями (подвизаться, ср. др.-р. подвизалище;подвижник, сподвижник, подвижнический, подвижничество). Правда, способ образования самого слова подвиг от глагола по-двигать— подви(г)-нуть не чужд и живой народной русской речи (ср. наряду с церковнославянским по́стриг `обряд принятия монашества, сопровождавшийся подрезыванием волос', — народные: посвист, по́лог, по́сох, ср. по́ступь и т. п.291.

В словаре русского языка Д. Н. Ушакова подвиг определяется так: «Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершенное в трудных условиях. Героические подвиги красноармейцев в боях с японскими самураями. Военные подвиги. Гражданский п.П.ученого // чего. Беззаветный, бескорыстный поступок, вызванный чем-н. (книжн.). П. любви» (Ушаков, 3, с. 369).

Судя по истолкованию значений, составители этого словаря признают наличие тесных смысловых связей слова подвиг с глаголом подвигнуть кого-чтона что (книжн. торж. устар.) — `побудить, склонить к совершению чего-н. П. на борьбу́; ср. подвигнуться (книжн. торж. устар.) — `устремиться к совершению чего-н. (какого-н. подвига)', с производными сущ. подвижник, подвижница, подвижничество и прил. подвижнический. Однако, по свидетельству этого словаря, тесная связь между словами подвиг и подвизаться уже давно порвалась. Глагол подвизаться признается в современном языке словом книжным и определяется так: «Проявлять деятельность, работать, действовать в какой-н. области. Подвизается на своем поприще уже четверть столетия. Чехов» (Ушаков, 3, с. 370).

В сущности, те же толкования значений слов подвиг (с производными) и подвизаться, но в более сокращенном, лаконичном виде, содержатся в словаре С. И. Ожегова (см. 4-е изд., М., 1960 г.): «Подвиг... Героический, самоотверженный поступок. Воинский п.Трудовой п.П.во славу Родины... Подвизаться... (высок. и ирон.). Действовать, работать в той или иной области. П. в науке» (с. 523).

Обратившись к семнадцатитомному словарю современного русского литературного языка, легко найти там более дифференцированное, точное и богатое значениями отражение употребления слова подвизаться в русском литературном языке XIX в. (БАС, 10, с. 277—278). Здесь отмечаются три значения этого глагола: 1. Устар. `Устремляться, продвигаться куда-либо; собираться с силами, духом для совершения чего-либо'. Примеры: «Теперь мы разом, вместе, дружно / Все подвизаемся вперед» (Бенедиктов, «Разговор»); «Ах, Павел Иванович, Павел Иванович!.. Я все думаю о том, какой бы из вас был человек, если бы так же, и силою, и терпеньем, да подвизались бы на добрый труд и для лучшей цели»! (Гоголь, «Мертвые души», II, Заключ.). 2. Устар. `Отличаться в ратном деле, храбро сражаться, бороться'. «...Сколько они подвизались, какие труды подымали, Боев с мужами ища и свирепость морей искушая...» (Гнедич, «Илиада», 24); Подвизаться за кого, что. В письме Грибоедова В. Ф. Одоевскому (10 июня 1825 г.): «Виноват, хотя ты на меня подвизаешься, а мне за тебя досадно». 3. `Проявлять себя в той или иной области деятельности; действовать, работать'.

Так, у Белинского в статье «Александрийский театр»: «он [Полевой] решил, что совсем не нужно иметь ни призвания, ни таланта к драматическому искусству для того, чтоб с успехом подвизаться на сцене Александрийского театра». У Салтыкова-Щедрина «Господа ташкентцы»: «Тонкачев уже два года... с честью подвизается на поприще адвокатуры».

Таким образом, в русском литературном языке к серединеXIX в. происходит постепенное угасание разных значений глагола подвизаться, кроме значения `проявлять себя в той или иной области деятельности, действовать, работать'. По-видимому, тогда-то и произошел разрыв между словами подвиг и подвизаться (ср. притягательный и притязания). В языке Пушкина подвизаться употребляется лишь в публицистическом и эпистолярном стиле (в знач. 3-м: `действовать, проявлять деятельность в какой-нибудь области') — притом обычно с иронической экспрессией.

2.

Можно представить в кратком очерке историю употребления этого глагола в русском литературном языке до начала XIX в.

В высоком славянизированном стиле древнерусской письменности глагол подвизаться (подвизатися) выражал разнообразные значения, которые недостаточно четко охарактеризованы акад. И. И. Срезневским в «Материалах для Словаря древнерусского языка»: 1) `сдвигаться с места, подвигаться, стремиться'; 2) `колебаться, волноваться, возбуждаться'; 3) `упражняться, прилагать усилия, добиваться, стараться' (в Остромир. Евангелии: «Подвизайтесѧвънити сквозѣтѣсная врата»); 4) `трудиться, совершать подвиги' (В «Служебнике Сергия», XIV в.: «Даï жь намъ... подвигь добрыи подвизатисѧ)» (ср. Срезневский, 2, с. 1034—1035).

Здесь нет полного охвата всех значений глагола подвизатися. Ср., напр., в Никодимовом Евангелии по Софийскому списку XIV в.: подвизатися противу — occurrere obviam292.

В «Лексисе» Лаврентия Зизания: Подвигъ— ширмѣрство, битва, валка за которую платѧт, чуйное старанье.

Подвизаюсѧ— ширмѣрскую штуку показую (Зизаний, Лексис, л. 24 об.).

Несомненно, что тут не отражен весь комплекс значений этого слова, очень активных в древнерусском языке до XVII в. включительно. Эти значения усвоены и высоким литературным штилем XVIII в. Они полно и точно определены в «Словаре Академии Российской»: «Подвиза́ться, подви́гнуться, и подви́жишься, подви́гся, подви́гнуся, гнешся и подви́жуся, жешься, подвиза́юся, ешься, гл. возвр. 1 спр. Сл [авенск.] 1) Собственно: от побуждения какой силы трогаться, сходить с места. Да не подвижутсястопы моя. Псал. 16.5. 2) *Подвиг иметь в каких телесных упражнениях [т. е. состязаться]. Всякже подвизайся от всех воздержится. 1. Кор. 9.25. 3) *Воинствовать, ратовать, сражаться... Благодарю вас, якотоликоподвизастася. Древ. лет. 2.56. 4) *Волноваться, колебаться, смущаться, в смятение приходить. Подвижесяград весь, и быстьстечение людей. Деян. 21.30. 5) *Относительно к страстям, бороться, противиться, противостоять... Подвизаться противу пороков, страстей. 6) *Трудиться неослабно в чем, продолжать ревностно начатое дело, или упражняться в делах богоугодных... Подвизаться в добродетелях, в обращении неверных вхристианство» (сл. АР 1806—1822, 4, с. 1240—1241).

Но к началу XIX в. большая часть этих значений постепенно замирает, теряет активность. Только одно из значений этого слова, освобожденное от религиозно-культового, церковного налета, имело шансы укрепиться в новом русском литературном языке XIX в. — это значение: `трудиться, работать, действовать в какой-нибудь области'. Все остальные «высокие» значения легко замещались синонимами, близкими к разговорному языку: подвигаться, упражняться, сражаться, бороться, состязаться. Отмирание этих значений было связано с распадом внутренней формы слова, с отрывом его от гнезда этимологически родственных и стилистически близких выражений: подвиг, подвижник (ср. устар. подвизалище `место подвигов, состязаний'). Изменения в употреблении этого слова, определявшиеся в русском литературном языке конца XVIII — начала XIX в., нашли отражение в словаре 1847 г. Здесь объявлены церковными устарелые значения глагола подвизаться: `двигаться, трогаться с места, колебаться'. А живое литературное употребление этого слова описано крайне общими и неопределенными чертами: `действовать телесными или душевными силами, совершать подвиг, противоборствовать, сражаться' (сл. 1847, 3, с. 251).

Ср. в «Дневнике А. В. Никитенко» (28 марта 1860 г.): «Кавелину, подобно многим из наших передовых людей, кажется, что он подвизается единственно за истину, за право, за свободу — а он подвизается, в то же время, и чуть ли не больше всего, за свою популярность» (Русск. старина, 1890, ноябрь, с. 393).

3.

Иные темпы и типы семантических изменений обнаруживаются в истории слова подвиг. Даже в семнадцатитомном «Словаре современного русского литературного языка», с его толково-историческими тенденциями, значения слова подвиг определяются и истолковываются в тех же направлениях и пределах, что и в предшествующих словарях современного русского языка: «Подвиг... Важное по своему значению деяние; действие, совершенное в трудных, опасных условиях; самоотверженный, героический поступок. Воинские подвиги. Подъем на Симбирскуюгору... был тогда таким тяжелым делом, ...к преодолению которого требовались неимоверные усилия; это был подвиг, даже небезопасный (С. Аксаков, «Детские годы Багрова-внука»); А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам (М. Горький, «Старуха Изергиль»)...Звать, воодушевлять, посылать и т. п. на подвиг; идти на подвиг. На подвиг вновь звала страна (Щипачев, «Павшим»)... Подвиг чести, славы и т. п.... Мы живем и работаем в стране, где подвиги «славы, чести, геройства» становятся фактами настолько обычными, что многие из них уже не отмечаются даже прессой. (М. Горький, «Беседа с молодыми»).

В отличие от всех предшествующих словарей семнадцатитомный академический «Словарь современного русского литературного языка» указывает на широко распространенное разговорно-ироническое применение слова подвиг: «О каких-либо проделках, нелепых, неблаговидных поступках. — Сенька! поди, лизни печку!.. Сенька возвращался, по совершении своего подвига, весь красный и пыхтящий... (Салтыков-Щедрин, «Невинные рассказы», 6); «Наружность его [пристава]... вы не согласились бы взять за все богатство мира... Один свинцовый нос — достаточный изъяснительподвигов, совершенных его обладателем...» (Лажечников, «Ледяной дом», 1, 1); «Я уже давно устал удивляться его поистине редким способностям — уменью хорошо купить партию подмоченной, засолодевшеймуки, продать мордвину-торговцу сотню пудов загнивших кренделей, — эти торговые подвиги надоедали своим жульническим однообразием...» (М. Горький, «Хозяин») (БАС, 10, с. 268—269).

Слово подвиг в своем употреблении и в своих семантических изменениях двигалось в русском литературном языке XIX в. по иным направлениям, чем глагол подвизаться. Об этом свидетельствует применение слова подвиг в языке Пушкина в значении `героический, доблестный поступок' с его оттенками — `самоотверженный, тяжелый труд, дело, важное начинание, предприятие'; `плод такого труда, такой деятельности', а также иногда с иронической, шутливой оценкой.

Например:

На тайный бой, на подвиг ратный.

(Кавказский пленник);

Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенству я плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

(Поэту);

«Ныне, как некоторый мне подобный историк, коего имени я не запомню, оконча свой трудный подвиг, кладу перо и с грустию иду в мой сад размышлять о том, что мною совершено» («История села Горюхина»);

Когда коляска ускакала,

Жена все мужу рассказала

И подвиг графа моего

Всему соседству описала

(Граф Нулин);

«Брат говорил мне о скором совершении Вашего Гомера. Это будет первый классический, европейский подвиг в нашем отечестве» (В Извещении о Гнедичевом переводе «Илиады» Гомера, «Лит. газета», 1830 г.).

У этого слова отмечены в «Словаре языка Пушкина» еще два оттенка значения, которые, к сожалению, очень неточно определены и едва ли могут быть отнесены к «оттенкам», а не к самостоятельным значениям. Первое значение — старинное церковное: `выполнение строгих обязательств и обрядностей, связанных с проявлениями религиозного чувства; налагаемое монашеским званием аскетическое самоусовершенствование'. В «Словаре языка Пушкина» это значение определяется в комически-расширенном плане: `Вообще о каком-н. тяжелом деле, труде'. Но показательно, что единственная иллюстрация этого значения приведена из «Бориса Годунова» из речи Пимена:

В часы

Свободные отподвигов духовных

Описывай не мудрствуя лукаво

Все то, чему свидетель в жизни будешь.

И третье значение в пушкинском употреблении слова подвиг в «Словаре языка Пушкина» истолковано очень широко и неопределенно: `Тяжелый переход, путь, путешествие'. Выражение «тяжелый переход» представляет собою только неправильную конкретно-трансформационную передачу такого пушкинского словоупотребления — из «Путешествия в Арзрум»: «Пост Коби находится у самой подошвы Крестовой горы, чрез которую предстоял нам переход. Мы тут остановились ночевать и стали думать, каким бы образом совершить сей ужасный подвиг: сесть ли, бросив экипажи, на казачьих лошадей, или послать за осетинскими волами?». Совершенно ясно, что в этом тексте слово подвиг не обозначает «перехода». Оно просто означает «трудное путешествие». Конечно, слово подвиг не имеет также значения `путь'. Это доказывается примером из поэмы «Руслан и Людмила»:

Скажите, кто из вас согласен

Скакать за дочерью моей?

Чей подвиг будет не напрасен...

Тому я дам ее в супруги

С полцарством прадедов моих.

Итак, это значение слова подвиг должно быть определено как `путешествие, связанное с большими трудностями'. Вообще же, с этимологической точки зрения подвиг (под-виг) и обозначает движение по какому-нибудь пути, путешествие.

4.

Слово подвиг по своему образованию представляет собою отглагольное имя существительное (так же, как постриг, сдвиг и т. п.). Оно связано с глаголом подвигати — подвигнути. Оно давно широко употребительно в памятниках древнерусской письменности — как переводных, так и оригинальных. В «Материалах» И. И. Срезневского отмечены следующие значения этого слова, иллюстрируемые примерами из русских текстов XI—XV вв.: 1) `движение': без подвига — без движения, без перемены, неизменный (= греч. 〄κίνητοι). Это значение отмечено в Изборнике 1073 г., представляющем собою список со старославянского оригинала. В «Изборнике Святослава» 1073 г.: безъподвига свойствiя, а в летописи: неподвижна свойствия (ср. греч. 〨διότητεςκίνητοι). (Ср. И. И. Потапов. К вопросу о литературном составе Летописи. 1. Летопись и «Исповедание веры» Михаила Синкелла // РФВ, 1910, № 1—2, с. 8). 2. `стремление, старание'. В «Житии Нифонта» XIII в.: Инии же чьрни въ въздоусѣстояху, подвигъ имуще и вьрьстѣние, еже въсхытити и оудьржати да чвча. 3) `борьба; сильное утомление' (?) (греч. 【νγωνία) (в Остром. ев., Лук. XXII, 44; Юрьев. ев. п. 1119 г.). 4) `великое и трудное дело': Подвигъ страдания. Мин. праздн. XII в. 161 (см. Срезневский, 2, с. 1032—1033).

В древнерусском списке «Бесед» папы Григория Великого слову подвиг соответствует в латинском источнике слова studium и intentio (Соболевский, Назв. соч., с. 71).

В «Лексиконе словеноросском» Памвы Берынды подвиг толкуется так: «Игриско, страда́нïе, силованье, богованье, бо́й, би́тва, валчѣнье, гони́тва, стара́нье, труженье, бо́ѧень, сконанье, тѣжкость, ширмрство, ва́лка за кото́рую пла́тѧт, чу́йное старанье, по́тычка, кло́поть» (Берында П., Лексикон, с. 85).

Легко заметить, что значение `стремление, старание', в сущности, легко объединяется с основным реальным значением слова подвиг — `движение'. На основе прямого значения подвиг `движение' в древнерусском языке XV—XVI в. развилось у этого слова новое значение или вернее ответвился новый смысловой побег: `путешествие'. Напр.: «И как его Царской подвиг будет к Москве, и вам его Государское Величество велит с собою ехати» (Акты Ист. II, 383; см. сл. 1847, 3, с. 251).

Все эти значения, кроме церковно-богословского аскетического `борьба, внутренне томление' (ср. подвижник), свободно жили и в русском литературном языке XVIII в.

Таким образом, в слове подвиг в сущности выделяются три основных значения, из которых два — 1) `борьба, упражнение' и 2) `великое и трудное дело' — имели своеобразную окраску высокого торжественного стиля. Слово же подвиг с его прямым конкретным значением — `движение, стремление' могло быть свойственно и живым восточно-славянским говорам (ср. вывих, посвист и т. п.).

Акад. В. М. Истрин указал, что в «Хронике Георгия Амартола» слово подвиг употребляется для перевода греч. 〄γών `состязание' наряду с синонимами: поприще, труд. Ср. цепь слов, служащих для перевода греч. 〄γών в языке «Хроники Иоанна Малалы»: тризна, оуристание, подрумие, игра (Истрин, Хроника Георгия Амарт., 2, с. 225).

В словарике 1431 г., изданном в приложениях к исследованию К. Ф. Калайдовича «Иоанн Ексарх болгарский» (М., 1824, с. 196): «тризна — страдальство, подвиг».

В Лексиконе Ф. Поликарпова(1704) основным значением слова подвиг считается: `состязание, тризна' (ср. греч. 〄γών, 〄θλημα, 〄θλος, лат. certamen, lucta). В этом же духе определяются и все близкие к нему слова: подвижник, подвизаются и т. п. (с. 462).

В «Словаре Академии Российской» слово подвиг истолковывается так: 1) Собственно: движение, стремление, шествие какого тела. Ядро подвиг свой чинит дугою. Рат. уст. I. 141. 2) *Труд в чем, неослабное продолжение какого деяния, важное дело... Подвигив добродетелях... Военные, геройские подвиги... подовигомдобрым подвизатися. (Церковн. молитвы). 3) *Говоря о играх, в древности бывших в употреблении, значит: какое-нибудь из телесных упражнений, состоявших в борьбе, в бегании, в метании свинцового кружка, в конском ристании, и проч. У греков на играх Олимпийских подвиги увенчивались награждением (сл. АР 1806—1822, 4, с. 1238—1239). Ср. подвижник в значении `атлет, воитель, боец' (там же, 3, с. 251).

В высоком стиле XVIII в. было очень живым употребление слова подвиг и в значении: `движение, путь'. Напр., у Державина:

Утра царь воздушный,

Восходит солнце в подвиг свой.

(На новый 1797 год).

...Аллею подвигов прекрасных.

(На возвращение графа Зубова из Персии).

На основе этого употребления в стихотворном языке сложилось выражение — свершить свой подвиг в значении: `осуществить свой жизненный путь, окончить жизнь'.

Комментируя стих Лермонтова:

Но ты свершил свой подвиг, мой отец...

М. Г. Ашукина-Зенгер писала: «Слово подвиг первоначально означало путешествие... так оно употребляется в старых исторических актах. Отсюда переносное значение — подвиг — жизненный путь. В поэзии такое словоупотребление держалось еще в сороковых годах (ср. стих Баратынского в сборнике ”Сумерки“ 1842 г. ”Свой подвиг ты свершила прежде тела, безумная душа!“).

Таким образом, слова Лермонтова ”Но ты свершил свой подвиг“ означают просто: ”ты дожил свою жизнь, ты умер“293.

Значения слова подвиг `упражнение, состязание' и `труд, дело' начинают в русском литературном языке начала XIX в. сливаться и объединяться в одно: `дело, занятие' (серьезное, важное).

У А. С. Шишкова в «Рассуждении о старом и новом слоге»: «Мы знанием и красноречием их [греческих проповедников] не умели достаточно воспользоваться, не умели в подвиге словесности, заимствуя от них, идти достойно по стопам их...» (с. 337). Д. И. Фонвизин в «Чистосердечном признании в делах моих и помышлениях» писал: «Я хочу, говорит Руссо, показать человека во всей истине природы, изобразив одного себя. Вот какой подвиг имел Руссо в своих признаниях» Ср. тут же: «... да не будет в признаниях моих никакого другого подвига, кроме раскаяния христианского...». Ср. у того же Фонвизина в «Сокращенном описании жития гр. Н. И. Панина»: «... труды и подвиги великого его служения...». Но ср. тут же: «...всякий подвиг презрительной корысти...» (Петров, Сл. Фонвизина, с. 328). В письме Гоголя к матери (1829): «Но я готов дать ответ перед лицом бога, если я учинил хоть один развратный подвиг...» (Письма, 1, с. 136). У А. Н. Вульфа в «Дневнике» (17 декабря 1829 г.): «...если бы я мог отныне посвящать мои годы трудам добрым, если бы с каждым прожитым годом я бы мог насчитывать хотя по одному полезному подвигу» (Вульф, с. 242—243). У Н. И. Греча в воспоминаниях о Ф. Булгарине: «Я не могу писать сплошь о похождениях и действиях Булгарина, потому что они состоят из отдельных явлений и подвигов» (Греч 1930, с. 703). У И. И. Лажечникова в романе «Ледяной дом»: «Немалого подвига стоило ему прочесть письмо жены».

Иногда слово подвиг в литературном языке второй половины XVIII в. имело значение `цель, задача'. У Фонвизина в «Выборе гувернера»:

«Сеум.Но вы соглашаетесь называть его высокоблагородием из другого подвига.

Князь. Из какого?

Сеум. Из того, чтоб все знали, что у сына вашего наставник штаб-офицер».

В письме будущего императора Павла к митрополиту Платону (от4 сентября 1789 г.): «Теперь прошу у вас благословенья и молитв ваших на подвиг, за которым сюда приехал, привить оспу дочери своей Марье...» (Русск. архив, 1887, кн. 2, № 6, с. 166). Ср. в указе императора Александра от 16 сентября 1801 г. — об открытии в Туле училища для неимущих дворян: «...чтобы показать, сколь много уважаю я подвиг дворянства к сему заведению, соглашаюсь удовлетворить желанию его, называть его Александровским» (Русск. старина, 1904, июль, с. 150).

Подвиг в XVIII и начале XIX в. употреблялся также в значении `побуждение, предприятие, приступ к делу, решимость на какое-нибудь дело'. Когда кн. А. М. Голицын согласился — по предложению Павла, будущего императора, в 1788 г. — взять на себя директорство в московской больнице, Павел так отвечал на это согласие: «Подвиг ваш и расположение ваше тронули меня и наполнили меня благодарностию, а особенно видя, что и вы не отрекаетесь со мною сблизиться, как я того желал» (Русск. архив, 1881, № 1, с. 26). Ср. у И. И. Дмитриева во «Взгляде на мою жизнь»: «Едва я прочитал этот вызов, как вспыхнуло во мне дерзкое желание быть в числе сподвижников».

5.

В русском литературном языке 20—30-х годов XIX в. слово подвиг в значении `путь, движение, путешествие' уже выходит из широкого употребления. От этого значения сохранились лишь единичные фразеологические осколки в стихотворной, поэтической и риторической речи. Академический Словарь 1847 г. признает живым и употребительным лишь одно значение слова подвиг: `совершение трудного, важного, великого дела' (Подвиг христианина, труженика.Подвиг царя, героя). Все остальные значения этого слова — 1) `движение, стремление'; 2) `путешествие' квалифицируются как старинные (сл. 1847, 3, с. 251).

Известен каламбур знаменитого русского музыканта С. И. Танеева: «Почему это люди, которые меньше всего двигаются, называются подвижниками» (Танеев С., с. 98).

Значение `важное дело' по своей экспрессии и по своим оттенкам далеко от современного значения и употребления слова подвиг. Поэтому нередко происходят недоразумения в понимании текстов начала XIX века. Так, А. М. Эфрос, прочитав в «Отечественных записках» за 1824 г. отзыв о творчестве художника А. Венецианова: «Подвиг г. Венецианова тем еще значительнее, что, без сомнения, обратит многих художников к последованию ему...», так комментирует употребленное здесь слово подвиг:«Вот так вырастала ”канонизация Венецианова“. Его творчество еще при жизни художника именовалось в печати ”подвигом г. Венецианова“» (Венецианов, с. 15). Ср. «Как раз в те же самые 1820-е годы... в искусстве появляются его знаменитые ”крестьянские жанры“; однако теперь ясно, что никаким ”подвигом“ это для него не являлось» (там же, с. 109).

В письме знаменитого артиста П. С. Мочалова к Н. В. Беклемишеву (от 29 января 1847 г.): «Нет, я не скучал, а работал работу великую. Все что только можно прочесть о Гамлете, все я прочел, и, кажется, уже готов совершить подвиг, т. е. сыграть». И тут же о выполнении роли Гамлета: «Конечно, я согласен, можно быть оригиналом, да не в подобном подвиге. Мое мнение: — Гамлета играть... Что́тебе сказать? Решиться трудновато!» (Русск. архив, 1912, № 1, с. 147). У Н. И. Греча в «Воспоминаниях старика»: (Н. Н. Новосильцев) «принимал самое важное и деятельное участие в благородных подвигах и преобразованиях того времени, особенно по части просвещения» (Греч 1930, с. 545).

В письме Е. Я. Колбасина И. С. Тургеневу (от 2 декабря 1856 г.): «В шарлатанском объявлении об издании ”Отечеств. записок“ на 57-й год сказана следующая знаменитая фраза: ”Быть органом просвещения, которого необходимость так сильно восчувствована, глашатаем общеполезных идей, ярким светочем, разгоняющим мрак — вот подвиг нам предстоящий, подвиг благородный и прекрасный“ (Тургенев и «Современник», с. 300). У Тургенева в рецензии на роман Е. Тур «Племянница» (1852 г.): «Знаете ли, что, кроме женщины, никто в наше время в России не может решиться на такой трудный, на такой во всяком случае длинный подвиг?» (как роман в четырех частях) (Тургенев 1980, 4, с. 477).

Слово подвиг с 40—50 гг. XIX в. становится все более экспрессивным и торжественным. В нем все ярче выступает значение великого, героического дела. В стихотворении А. С. Хомякова:

Подвиг есть и в сраженьи,

Подвиг есть и в борьбе;

Высший подвиг в терпеньи,

Любви и мольбе...

С верой бодрой и смелой

Ты за подвиг берись.

Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них

Без труда, без усилья

Выше мраков земных,

Выше крыши темницы,

Выше злобы слепой,

Выше воплей и криков

Гордой черни людской.

У С. И. Сычугова в «Записках бурсака»: «С понятием о подвиге соединяется понятие о самопожертвовании, самоотречении...» (Сычугов, с. 298). Ср. в современной статье Мих. Дудина «В поисках нового героя» (Звезда, 1967, № 5): «У Ольги Берггольц, поэта своего поколения, подвиг гражданский и подвиг поэтический самой судьбой слиты воедино. Их нельзя расчленить, настолько крепка их взаимосвязь.

Ты возникаешь естественней вздоха,

Крови моей клокотанье и тишь,

И я тобой становлюсь, эпоха,

И ты через сердце мое говоришь».

Статья опубликована под названием «История слова подвиг в русском языке» в Extrait de L'Annuaire de I'Institut de Philologieet d'Histoire Orientales et Slaves, tome 28 (1966—1967) (Bruxelles, 1968). Перепечатано в: Известия ОЛЯ АН СССР, 1989, № 3.

В архиве сохранились гранки с авторской правкой. Рукопись не сохранилась, за исключением трех карточек, содержащих примеры, не вошедшие в публикацию 1968 г. Здесь публикуется полный текст. — И. У.

291 О. Н. Трубачевым предложена интересная этимология славянского двигати, отчасти затрагивающая и производные от него слова, в том числе и слово подвиг. Однако история значений слова подвиг в русском литературном языке явно пошла по иному пути. Тем не менее целесообразно познакомиться с этимологическими соображениями О. Н. Трубачева, потому что еще не весь материал по употеблению слова подвиг в восточнославянских языках известен. Вот цитата из статьи О. Н. Трубачева об этимологии dvigati (Славянские этимологии. Сб. «Этимология. Принципы реконструкции и методика исследования, 1964». М., 1965, с. 4—5): «В значительной части славянских языков продолжения *dvigati выступают в значении `поднимать', а не `двигать горизонтально' и тем более не `двигать вообще'. Так, значение `поднимать' представлено у этого глагола в польском, чешском, словацком, лужицких, сербско-хорватском, болгарском. Конечно, могут возразить, что значение `поднимать' могло явиться у *dvigati, *dvignoti вторично, тогда как значение `двигать, перемещать' здесь исконно, ср. ст.-слав., ц.-слав. двигати, двизати, двигнѫти `двигать, двинуть, movere', κιυήσαι'. Но это мнение в общем не трудно уличить в ошибочности. Вескими аргументами в пользу точки зрения, согласно которой *dvigati исконно означало `поднимать', затем на части славянской территории получило значение `двигать', служат свидетельства отдельных сложений и производных с этой основой. Общим положением словообразовательно-этимологического и семантического анализа (если говорить в первую очередь о внутренних резервах реконструкции) можно считать первостепенную важность значений сложений и производных в вопросе восстановления первоначального значения самой основы. Мы имеем в виду лучшую сохранность древнего значения, которая характеризует обычно именно производные и прочие связанные формы основы сравнительно с ее непроизводной формой. Так, нам представляется, что ст.-слав., ц.-слав. подвигъ, подвигнѫти, подвигнѧти сѧсодержат в своих значениях и примерах словоупотребления ясное указание на движение вверх, подъем, поднятие: подвизати соответствует, например, греч. φέρειν `нести' (Срезневский, 2, с. 1034). В диалектах восточного Полесья часть сохи, дубовая развилка, подпирающая одним своим концом правую полицу, называется, по свидетельству Мошинского, pόdwih. Наконец, мысль о возможности семантической эволюции *dvigati `поднимать' → `двигать вообще, перемещать по горизонтали' находит подтверждение в наблюдениях над некоторыми внешними аналогиями, ср., например, др.-в.-нем. reisa `отправление, поездка', нем. reisen `ездить, путешествовать' — иными словами, `двигаться вообще' — при, очевидно, более старых значениях гот. urreisan `вставать', англ. rise `подниматься, вставать'».

292 Соболевский А. И. Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. СПб.,1910. С. 87.

293 К биографии М. Ю. Лермонтова // Литературная газета, № 1 (915) от 5 января 1941 г. С. 4.

История слов, 2010

Синонимы:

Антонимы:

Смотреть что такое "ПОДВИГ" в других словарях:

  • ПОДВИГ — ПОДВИГ, подвига, муж. Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях. Героические подвиги красноармейцев в боях с японскими самураями. Военные подвиги. Гражданский подвиг. Подвиг ученого. ||… …   Толковый словарь Ушакова

  • подвиг — См. заслуга …   Словарь синонимов

  • ПОДВИГ — разведчика. Жарг. шк. Шутл. 1. Подсказка на контрольной работе; подсказка на уроке в присутствии директора. ВМН 2003, 106. 2. Списывание. Максимов, 320. 3. Срыв урока кем л. из учеников. Максимов, 320. Совершить подвиг. Жарг. мол. Шутл. Сходить в …   Большой словарь русских поговорок

  • подвиг — величавый (Полежаев); громкий (Никитин); дерзостный (Янтарев); доблестный (Плещеев); святой (Льдов); чистый (Льдов) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л. Зеленецкий.… …   Словарь эпитетов

  • ПОДВИГ — ПОДВИГ, а, муж. Героический, самоотверженный поступок. Совершить п. Воинский п. Трудовой п. П. во славу Родины. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • подвиг — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? подвига, чему? подвигу, (вижу) что? подвиг, чем? подвигом, о чём? о подвиге; мн. что? подвиги, (нет) чего? подвигов, чему? подвигам, (вижу) что? подвиги, чем? подвигами, о чём? о подвигах 1.… …   Толковый словарь Дмитриева

  • подвиг — • беспримерный подвиг • большой подвиг • великий подвиг • настоящий подвиг • незабываемый подвиг …   Словарь русской идиоматики

  • Подвиг — Подвиг: Подвиг  доблестное, важное по своему значению действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях. «Подвиг»  роман Владимира Набокова. «Подвиг»  кинотеатр в Колпино «Подвиг»  советский литературно… …   Википедия

  • подвиг — повторить подвиг • действие, повтор подвиг совершить • действие совершать подвиги • действие совершить подвиг • действие …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • подвиг — Заимств. из ст. сл. яз. Того же корня, что двигать, двинуть. Подвиг буквально «движение», затем и «подвиг» …   Этимологический словарь русского языка

Книги

  • Подвиг, Юрий Коротков, Валерий Тодоровский. Вы прочитаете `Подвиг` на одном дыхании. Описываемые события пройдут перед вашими глазами, как фильм - ярко, зримо, объемно, увлекая и заставляя сопереживать. В этой повести - мир и война,… Подробнее  Купить за 250 руб
  • Подвиг, Набоков В.. Роман классика литературы русского зарубежья, одного из самых блистательных прозаиков ХХ века, Владимира Набокова «Подвиг» (1930, опубл. 1931–1932) повествует о судьбе Мартына Эдельвейса —… Подробнее  Купить за 169 руб
  • Подвиг, Владимир Набоков. «Подвиг» (1930, опубл. 1931–1932) – четвертый русский роман Владимира Набокова – рассказывает историю молодого русского эмигранта с швейцарскими корнями и экзотическим именем Мартын… Подробнее  Купить за 129 руб электронная книга
Другие книги по запросу «ПОДВИГ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.