- СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ
-
СОСРЕДОТОЧИТЬ, СОСРЕДОТОЧЕННЫЙ. СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ
Слово современного русского языка сосредоточить и производные сосредоточенный, сосредоточенность не имеют позади себя длинной истории. Сами они очень юны, хотя их составные элементы древни. Слово средоточие, от которого все эти слова произ[ведены], образовано в книжно-славянском языке по образцу таких древних славянизмов, как средовечие, средостение и т. д. (см.: Срезневский, 3, с. 482—483; ср. здесь также: срѣдодвьрие, срѣдоложение `промежуток', срѣдопостие, срѣдорѣчие и т. п; ср. также в «Дополнениях к материалам», с. 248). Оно не зарегистрировано в «Материалах» И. И. Срезневского. Его нет в «Лексиконе» Памвы Берынды и в «Треязычном лексиконе» Ф. Поликарпова. Оно появилось, по-видимому, в высоком славянизированном научном слоге около середины XVIII в. для передачи греч. κέντρον, лат. centrum. Во всяком случае, в словарях Академии Российской оно рассматривается как общеупотребительное литературное слово. Между тем в «Немецко-латинском и русском лексиконе» слова средоточие еще нет. Здесь для перевода нем. Mittelpunkt, лат. centrum предлагается выражение «средняя точка» (с. 420). Естественно рождается предположение, что слово средоточие образовано под влиянием нем. Mittelpunkt для книжнославянского выражения того же научного понятия, которое в научном языке XVII в. обозначалось сначала греческим κέντρον, затем — латинским centrum. Значение этого книжного слова — средоточие — было очень устойчиво. До начала XIX в. оно сохраняло свое первоначальное этимологическое значение: «Точка, воображаемая в середине круга, или шара; центр. Средоточие земли». Это был геометрический термин. Так это слово и определяется в словаре 1847 г. (4, с. 213). Ср. в словарях Академии Российской: «Средняя точка или точка, равно от краев отстоящая. Средоточие земли. Средоточие круга». Лишь в русском литературном языке XIX в. средоточие, продолжая частично выступать в роли синонима слова центр (в значении `место, где сосредоточена какая-нибудь деятельность', `важный пункт чего-нибудь'), теснее связывается по своим семантическим оттенкам с глаголом сосредоточить.
Глагол же сосредоточить, некогда произведенный от слова средоточие, сам повлиял на дальнейшую семантическую судьбу этого слова и обеспечил ему долгое существование в русском литературном языке.
Ср. в письме П. А. Вяземского к А. И. Тургеневу (от 13 декабря 1825 г.): «...довольно с тебя будет и Парижа, который, что ни г овори, а сосредоточие европейского просвещения» (Архив братьев Тургеневых, 1, с. 21).
Показательно, что в «новом слоге Российского языка» (т. е. в стилях Карамзи нской школы) в связи с применением неологизма сосредоточить расширяется круг употребления и слова средоточие. А. С. Шишков в «Рассуждении о старом и новом слоге» так комментирует фразу Карамзина «Руссо, по своему характеру, ставит себя средоточием мыслей своих»: «Руссовы мысли уподоблены здесь кругу, а сам он, по характеру его, сделан центром сего круга. Признаться должно, что геометрическое выражение сие весьма далеко отстоит от ясности геометрических определений» (Шишков, Рассужд. ост. и нов. слоге, 1813, с. 186).
Ср. у Н. И. Греча в «Воспоминаниях» (Новоселье, 1833): «В каждом человеке можно найти пищу для созерцательного духа; каждый человек есть малый мир, движущийся вокруг духовного средоточия» (Греч 1930, с. 273).
Укреплению слова средоточие рядом со словом центр содействовали национальные славянофильские тенденции, развивавшиеся в среде ученых ломоносовской школы. Необходимо заметить, что русские ученые-патриоты второй половины XVIII в. предлагали и в языке математики заменять иностранные термины русскими. Акад. Никитин и Суворов употребляли вместо линия — черта, вместо фигура — образ, вместо центр — остие, вместо теорема — мыслие, вместо теория — мысльствие и т. п. (Сухомлинов, вып. 5, с. 21).
В современном русском языке слово средоточие принадлежит книжному стилю. Оно обозначает: `то, что сосредоточивает в себе что-нибудь', `то, где сосредоточено что-нибудь'; `основной центр чего-нибудь'.
Глагол сосредоточить произведен от слова средоточие в русском литературном языке конца XVIII — начала XIX в. под влиянием французского concentrer. Это — своеобразная калька французского слова. А. С. Шишков так и писал в «Рассуждении о старом и новом слоге российского языка» (1813): «Знаменование (последнего) глагола сего ищи во французском лексиконе под словом concentrer, ибо тщетно будешь ты искать его в российских книгах и словарях» (с. 177—178). Здесь же Шишков в таком виде характеризует мечты и думы карамзиниста: «...как перевесть глагол développer? как прославившегося подвигами своими мужа, последуя французским писателям, уподобить актеру, вышедшему на сцену, играющему тонкую или занимательную роль и всех взоры в себе сосредоточивающему!» (там же, с. 292). Ср.:
Когда б ты в Лондоне, в Париже, или в Вене,
С твоими грасами явилася на сцене,
Сосредоточила б ты мысли всех умов...
(там же, с. 434).
Сосредоточить первоначально обозначало `стать средоточием или стянуть, собрать в один центр, в одно место, объединить в одном месте'.
В письме Ф. В. Булгарина М. П. Погодину (от 1826 г.): «Что Полевой?.. Я для него служу фокусом, в котором сосредоточиваются все лучи его гнева и злобы противу целого мира!» (Барсуков, кн. 2, 1889, с. 10). В журнале «Московский Вестник» (1828, ч. 8, с. 63—64) говорилось: «Настоящее назначение Журнала состоит в том, чтобы... сосредоточивать воедино все разногласные мнения публики...».
Канонизованное Карамзиным слово сосредоточить вошло в 20—30-х годах XIX в. в норму литературного языка. В нем развились новые значения и оттенки: 1) что. `Напрягши, объединить, собрать (для какой-нибудь цели)'. Сосредоточить усилия, силы. Сосредоточить мысли; 2) что на ком-чем. `Собравши, целиком направить на кого-что'. Сосредоточить внимание на чем. Сосредоточить любовь на ребенке.
Ср. у И. С. Тургенева в «Литературных и житейских воспоминаниях»: «...Враг этот был — крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца — с чем я поклялся никогда не примириться...» («Вместо вступления», Тургенев 1961—1962, 10, с. 64—65).
В первой же половине XIX в. причастие сосредоточенный приобретает яркие качественные значения и от него производится отвлеченное имя существительное сосредоточенность. В «Толковом словаре» В. И. Даля уже нашли себе место и сосредоточенный и сосредоточенность как отдельные слова, но без точного и прямого объяснения. Здесь читаем: «Сосредоточенность [ж.] действие по глаголу сосредоточить, сосредоточивать что, скопить, скучить, свести в одно место, либо устремить на одну точку. Сосредоточить войска́ ; стянуть гуще, теснее. Сосредоточить выстрелы, направить в одно место. Сосредоточенный огонь. Сосредоточиться, быть сосредоточену. Сосредоточить вниманье, мысли свои на чем или сосредоточиться мыслями на чем, обратить мысли на один предмет, усильно размышлять» (1882, 4, с. 258).
В рецензии И. С. Тургенева на сборник «Поэтические эскизы» (1850): «Однако, несмотря на все наше сосредоточенное мужество, уже не один взгляд украдкой скитался по углам комнаты...» (Тургенев и «Современник», с. 461). У Ап. Григорьева в статье «Безвыходное положение» (1863): «Для того, чтобы быть художником, нужна сосредоточенность, нужно спокойствие...». В письме И. И. Панаева В. П. Боткину (от 28 сентября 1856 г.): «Да пошлет же тебе Бог для нее [статьи] сосредоточенности и терпения» (Тургенев и «Современник», с. 389).
У Д. В. Григоровича в «Воспоминаниях»: «При всей теплоте, даже горячности сердца, он [Достоевский] еще в училище, в н ашем тесном, почти детском кружке, отличался не свойственною возрасту сосредоточенностью и скрытностью...» (гл. 7).
Сосредоточенный, кроме причастного пассивного значения, выражает качественное значение: `напряженный, всецело поглощенный чем-нибудь, устремленный на что-нибудь одно'. Сосредоточенный вид. Сосредоточенный взгляд. Сосредоточенное внимание. «Выражение его лица было сосредоточенно и угрюмо» (Тургенев, «Новь»); «Сосредоточен, я живу в себе самом» (А. К. Толстой).
« Сосредоточенность, и, мн. нет, ж. Отвлеч. сущ. к сосредоточенный во 2 знач. С(осредоточенность) взгляда, // Сосредоточенное внимание, углубленность во что-н.» (Ушаков, 4, с. 399).
Опубликовано в сб. «Этимология. 1965» (М., 1967) вместе со статьями об истории слов закал, закалить (закаленный), набожный, набожность, перелистывать — перелистать, стрюцкий под общим названием «Историко-этимологические заметки. III». В архиве сохранилась рукопись на 7 ветхих листках, а также два экземпляра невыверенной машинописи. Здесь печатается по оттиску, выверенному и уточненному по рукописи, с внесением ряда необходимых уточнений и поправок.
О слове сосредоточенность см. также комментарий к статье «Содержанка». — Е. К.
В. В. Виноградов. История слов, 2010